- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Логоритмика, как одно из коррекционно - оздоровительных средств для детей с речевыми нарушениями
Логоритмика, как одно из коррекционно - оздоровительных средств для детей с речевыми нарушениями
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ханиева Д.Р. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Логоритмика как одно из коррекционно-оздоровительных средств
для детей с речевыми нарушениями
Ханиева Д. Р.
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №19 «Тамчыкай»
города Азнакаево Республики Татарстан
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Здоровье ребёнка - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ.
Исследования показывают, что 85% воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи психологического и коррекционного характера. Число детей с лёгкими нарушениями психического развития, так называемых «детей группы риска», велико и всё возрастает. Этому способствуют следующие неблагоприятные факторы: генетические, внешнесредовые, увеличивающиеся учебные нагрузки на детей. В работоспособности таких детей отмечаются быстрая утомляемость, сниженный интерес к занятиям, непоседливость, частые изменения эмоционального фона настроения. У большинства таких детей уровень знаний об окружающем мире сформирован недостаточно. Внимание не устойчивое. Состояние речи характеризуется недостаточной сформулированностью, дефектным звукопроизношением, страдает связная речь. Игровую деятельность таких детей характеризует бедность воображения и творчества. Недостатки эмоционально-волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство или замкнутость, скованность, зажатость и т.д.), страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально-тёплым отношениям со сверстниками, слабо ориентируются в нравственно-эстетических нормах поведения. Эти дети нуждаются в особом подходе, психологической коррекции.
Принимая во внимание характерные особенности детей с речевыми нарушениями, мы в своей работе используем ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. На протяжении многих лет нами отбирался тот материал и те методические приёмы, которые дают наиболее ощутимые результаты в коррекции недостатков, свойственных детям-логопатам. В нашей практике широко используется такой термин, как «логоритмика». Логоритмика - это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Основными её функциями являются:
-
Катарсистическая - очищающая, освобождающая от негативных состояний.
-
Регулятивная - снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного, психоэмоционального состояния.
-
Коммуникативно-рефлексивная, обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
Система логоритмических занятий предполагает:
- обязательность повторения формируемых двигательных навыков;
- учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей с речевой патологией;
- постепенное повышение требований к детям (усложнение двигательных, музыкальных и словесных заданий);
- всестороннее воздействие на личность ребёнка;
- комплексность, т.е. связь логоритмики с другими медико-психологическими воздействиями.
Оптимальные результаты, как показала практика, достигается при равномерном распределении психофизической нагрузки по следующей схеме:
- ритмическая разминка, дающая установку на нужный темп движений и речи (вводное упражнение);
- упражнение для развития внимания;
- упражнение, регулирующее мышечный тонус;
- упражнение для развития чувства темпа и ритма;
- упражнение для развития координации слова с движением;
- слушание музыки (используется для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера);
- пение (включает упражнения и попевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного);
- упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;
- упражнение для развития речевых и мимических движений;
- массаж шеи, лба, носа или лица;
- гимнастика для глаз;
- подвижная игра;
- заключительное упражнение на релаксацию (цель - успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности).
Всё это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, а главное, способствует коррекции собственно речевых нарушений: фонематического слуха, темпа и ритма дыхания и т.д. Упражнения подбираем так, чтобы каждый музыкальный сигнал вызывал немедленную и определенную двигательную реакцию.
При этом нельзя забывать некоторые правила для успешного обучения:
- ребёнок должен учиться, играя;
- принуждать ребёнка заниматься нельзя;
- занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приёмов обучения;
- обучающий может научить обучаемого, только если сам в достаточной мере владеет материалом;
- нужно чаще ободрять и хвалить ребенка, тогда ему будет легче и интересней, он не так быстро устанет и не потеряет охоты к занятиям.
Каждое логоритмическое занятие, проводимое один раз в неделю, является продолжением той лексической темы, которая изучается в течение недели всеми специалистами детского сада и воспитателями логопедической группы (например, тема недели «Осень», логоритмическое занятие - «Вот и осень к нам пришла» или тема недели «Домашние птицы», логоритмическое занятие - «Птичий двор» и т.д.).
Разработанная и проводимая нами уже 21 системы логоритмических занятий с детьми логопедической группы позволяет утверждать: этот метод даёт положительные результаты, у большей части детей преодолеваются речевые дефекты и коррегируются отклонения в личностной сфере.
Литература
1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. - Волгоград: Учитель, 2011. - 204 с.
2. Хамиева Л. Р. Коррекция речи детей через логоритмические упражнения // Методические материалы. Приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник». - 2011. - №2. - С. 12-14.
3. ЩербаковаН. А. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи // Музыкальный руководитель. - 2005. - №2. С. 35-38.
4. ЩербаковаН. А. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи // Музыкальный руководитель. - 2006. - №2. С. 13-18.
5. ЩербаковаН. А. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи // Музыкальный руководитель. - 2006. - №3. С. 29-39.