Логоритмика, как одно из коррекционно - оздоровительных средств для детей с речевыми нарушениями

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Логоритмика как одно из коррекционно-оздоровительных средств

для детей с речевыми нарушениями

Ханиева Д. Р.

МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №19 «Тамчыкай»

города Азнакаево Республики Татарстан


От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Здоровье ребёнка - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ.

Исследования показывают, что 85% воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи психологического и коррекционного характера. Число детей с лёгкими нарушениями психического развития, так называемых «детей группы риска», велико и всё возрастает. Этому способствуют следующие неблагоприятные факторы: генетические, внешнесредовые, увеличивающиеся учебные нагрузки на детей. В работоспособности таких детей отмечаются быстрая утомляемость, сниженный интерес к занятиям, непоседливость, частые изменения эмоционального фона настроения. У большинства таких детей уровень знаний об окружающем мире сформирован недостаточно. Внимание не устойчивое. Состояние речи характеризуется недостаточной сформулированностью, дефектным звукопроизношением, страдает связная речь. Игровую деятельность таких детей характеризует бедность воображения и творчества. Недостатки эмоционально-волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство или замкнутость, скованность, зажатость и т.д.), страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально-тёплым отношениям со сверстниками, слабо ориентируются в нравственно-эстетических нормах поведения. Эти дети нуждаются в особом подходе, психологической коррекции.

Принимая во внимание характерные особенности детей с речевыми нарушениями, мы в своей работе используем ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. На протяжении многих лет нами отбирался тот материал и те методические приёмы, которые дают наиболее ощутимые результаты в коррекции недостатков, свойственных детям-логопатам. В нашей практике широко используется такой термин, как «логоритмика». Логоритмика - это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Основными её функциями являются:

  1. Катарсистическая - очищающая, освобождающая от негативных состояний.

  2. Регулятивная - снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного, психоэмоционального состояния.


  1. Коммуникативно-рефлексивная, обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

Система логоритмических занятий предполагает:

- обязательность повторения формируемых двигательных навыков;

- учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей с речевой патологией;

- постепенное повышение требований к детям (усложнение двигательных, музыкальных и словесных заданий);

- всестороннее воздействие на личность ребёнка;

- комплексность, т.е. связь логоритмики с другими медико-психологическими воздействиями.

Оптимальные результаты, как показала практика, достигается при равномерном распределении психофизической нагрузки по следующей схеме:

- ритмическая разминка, дающая установку на нужный темп движений и речи (вводное упражнение);

- упражнение для развития внимания;

- упражнение, регулирующее мышечный тонус;

- упражнение для развития чувства темпа и ритма;

- упражнение для развития координации слова с движением;

- слушание музыки (используется для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера);

- пение (включает упражнения и попевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного);

- упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;

- упражнение для развития речевых и мимических движений;

- массаж шеи, лба, носа или лица;

- гимнастика для глаз;

- подвижная игра;

- заключительное упражнение на релаксацию (цель - успокоить детей, переключить их внимание на другие виды деятельности).

Всё это позволяет развивать внимание, слуховое восприятие, пространственную ориентировку, а главное, способствует коррекции собственно речевых нарушений: фонематического слуха, темпа и ритма дыхания и т.д. Упражнения подбираем так, чтобы каждый музыкальный сигнал вызывал немедленную и определенную двигательную реакцию.

При этом нельзя забывать некоторые правила для успешного обучения:

- ребёнок должен учиться, играя;

- принуждать ребёнка заниматься нельзя;

- занятия дадут наилучший результат при сочетании разных приёмов обучения;

- обучающий может научить обучаемого, только если сам в достаточной мере владеет материалом;

- нужно чаще ободрять и хвалить ребенка, тогда ему будет легче и интересней, он не так быстро устанет и не потеряет охоты к занятиям.

Каждое логоритмическое занятие, проводимое один раз в неделю, является продолжением той лексической темы, которая изучается в течение недели всеми специалистами детского сада и воспитателями логопедической группы (например, тема недели «Осень», логоритмическое занятие - «Вот и осень к нам пришла» или тема недели «Домашние птицы», логоритмическое занятие - «Птичий двор» и т.д.).

Разработанная и проводимая нами уже 21 системы логоритмических занятий с детьми логопедической группы позволяет утверждать: этот метод даёт положительные результаты, у большей части детей преодолеваются речевые дефекты и коррегируются отклонения в личностной сфере.

Литература

1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. - Волгоград: Учитель, 2011. - 204 с.

2. Хамиева Л. Р. Коррекция речи детей через логоритмические упражнения // Методические материалы. Приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник». - 2011. - №2. - С. 12-14.

3. ЩербаковаН. А. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи // Музыкальный руководитель. - 2005. - №2. С. 35-38.

4. ЩербаковаН. А. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи // Музыкальный руководитель. - 2006. - №2. С. 13-18.

5. ЩербаковаН. А. Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи // Музыкальный руководитель. - 2006. - №3. С. 29-39.






© 2010-2022