МЫ ЗЕМЛЮ ЭТУ РОДИНОЙ ЗОВЁМ

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили её наши предки, наши отцы и деды…» (Зацепина М.Б. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу. Наша Родина – Россия. В ней живёт много людей разных национальностей, но любой из них вправе сказать: «Я – россиянин!». Сказать с гордостью за тот великий народ, который смог вынести много забот, лишений, стать победителем в мировой войне. В настоящее время героев тоже не мало. Например: во время наводнен...
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЫ ЗЕМЛЮ ЭТУ РОДИНОЙ ЗОВЁМ




Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как

любили её наши предки, наши отцы и деды…» (Зацепина М.Б.



Патриотизм - это любовь к своей Родине и своему народу. Наша Родина - Россия. В ней живёт много людей разных национальностей, но любой из них вправе сказать: «Я - россиянин!». Сказать с гордостью за тот великий народ, который смог вынести много забот, лишений, стать победителем в мировой войне. В настоящее время героев тоже не мало. Например: во время наводнения на Дальнем Востоке сотрудники МЧС, военнослужащие и добровольцы со всей России два дня удерживали дамбу своими спинами - стояли по пояс в воде и держали водоотталкивающие полотна, которые не давали воде прорваться. В декабре 2012 года в Челябинске Павел Рогожин, студент, спас пассажиров тонущей маршрутки, которая попала в ДТП на плотине Шершневского водохранилища. В канун нового 2014 года, ценой своей жизни Дмитрий Маковкин предотвратил проход смертницы через турникеты в здании вокзала в Волгограде. Благодаря именно его профессиональным действиям удалось избежать большего количества человеческих жертв.

Чтобы наши потомки не забыли значения слов «Родина», «патриот», «патриотизм», мы, педагоги, должны как раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. С первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. С 5-6 лет ребенок уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русских людей, рассматривать художественные материалы, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно, исходя из прочитанного, делать выводы.

Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой, эмоциональной окрашенностью «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту» (В.А.Сухомлинский). Источником формирования у ребенка, любви к родным местам является участие его в общественно-полезном труде и гражданская ответственность родителей, близких. В нравственно - патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Патриотическое воспитание - понятие емкое, с умения видеть красоту родной природы, начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, педагог влияет на чувственную сферу ребенка, на нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширяет и уточняет знания, формирует у него начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решаются задачи, связанные с умственным развитием ребенка; в игре - навыки коллективизации, в процессе трудовой деятельности - уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому-то всё что усвоено в этот период - знания, навыки, привычки, способы поведения складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Наибольшую трудность у нас, воспитателей, вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материалы доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Культура нашего региона очень богата и разнообразна по своему содержанию. Каждая грань национальной культуры способствует расширению кругозора, культурных интересов, развивает мышление, активизирует интерес, учит реконструировать и трансформировать усвоенный социальный опыт в различных ситуациях для решения познавательных задач, воспитанию у детей чувства любви к «малой» Родине, через нее - гордости за страну, чувство патриотизма. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свой дом, свою улицу, город, нам необходимо показать им все с положительной стороны, так как писал К.Д.Ушинский: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна только положительная пища».

Существенную помощь в организации системы патриотического воспитания оказывает действующий на базе детского сада Музей патриотического воспитания дошкольников. Материалы экспозиции музея систематизированные и представленные для детей в доступной форме дают детям возможность соприкоснуться с героической историей своего народа, своего Отечества. Музей - это обучающая и развивающая среда, которая дает самый существенный результат в героико-патриотическом воспитании дошкольников, в воспитании будущего гражданина. Героико-патриотическая тема была и остается всегда актуальной в воспитании подрастающего поколения. Все, что связано с современной армейской службой, находит горячий отклик в душе ребят.

Героизм, мужество, стойкость, готовность идти на подвиг во имя Родины - эти характерные черты понятны старшим дошкольникам и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они. Организуя праздники патриотической тематики, мы одновременно учим и воспитываем наших детей. Здесь они по-настоящему играют в военных, маршируют в почетном строю вместе с ветеранами, поют военные песни. И порой не отличишь, где игра, а где реальность. А реального на патриотических праздниках много: ведь к детям в гости приходят настоящие солдаты и рассказывают о военной службе. Ко дню Победы устраивается настоящий детский военный парад, куда приглашаем ветеранов ВОВ. Проведение патриотических праздников в нашем детском саду - это хорошая, добрая традиция. Мероприятия снимаем на видео, оформляем фотоматериалы для выставок, чтобы в течение года можно было «оживить» впечатления детей, помочь им еще раз ощутить положительные эмоции и чувства сопричастности к памятным событиям страны, города.

В ДОУ необходимо проводить занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал, также необходимо проводить дополнительную работу. В нее можно включить чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, экскурсии к памятникам и обелискам, просмотр фильмов о войне, беседы о героях, прославившим родной край. Проводить конкурсы на лучший детский рисунок «С чего начинается Родина?», «Сражение под Старым Осколом», «Горячий снег», «Салют Победы», «Мой прадедушка - ветеран Великой Отечественной войны», «Мы за мир» и др.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.

Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину Таким образом, решая задачи эффективного взаимодействия детского сада, семьи и общества, в нашем дошкольном образовательном учреждении был разработан проект: «Растим детей патриотами посредством воспитания любви к родному городу».

Проводя анализ результатов, мы пришли к выводу, что работа прошла успешно, так как наблюдается значительное улучшение показателей уровня нравственно - патриотического воспитания детей.

Чем раньше начата работа, тем прочнее и устойчивее будут у них сформированы нравственные чувства, нравственная позиция, нравственное поведение, нравственные качества.

Таким образом, следует считать, что выбранная методика воспитания нравственно - патриотических качеств у дошкольников является успешной.

Педагоги детского сада проявляют неустанную заботу о том, чтобы молодое поколение вступало в жизнь всесторонне образованным и духовно-богатым.

Литература:

  1. Алексеев С.П. Ради жизни на земле. - М.: «Педагогика», 1990

  2. Дошкольное воспитание 2001 №4

  3. 900 дней Литературно-художественный и документальный сборник

посвященный героической обороне в годы Великой Отечественной войны. - Л.:Лениздат, 1957

  1. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания /И.Рыбалова://Дошкольное воспитание-2003- №6./

  2. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /авт.- сост. Е.Ю.Александрова и др.- Волгоград: Учитель, 2007


© 2010-2022