Консультация Формирование толерантности в старшем дошкольном возрасте и поликультура, как одна из основ ее воспитания

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование толерантности
в старшем дошкольном возрасте
и поликультура, как одна из основ ее воспитания

Массовая миграция населения в Россию, в том числе и в нашу республику стимулирует напряженность в межнациональных отношениях, на почве чего возникают этнические конфликты, которые усложняют адаптацию человека.

Воспитание на основе общепринятых истинных ценностей - не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества.

В дошкольном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представления о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своих личных и окружающих, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности, стремление к сотрудничеству и умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.

Одна из задач педагога в контексте данной проблемы: помочь воспитать интерес и уважение детей к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие.

Толерантность происходит от латинского слова «tolerantia» - терпение и означает - терпимость к иному роду взглядов, нравам, привычкам.

В педагогическом аспекте толерантность рассматривается, как сформированное или формируемое моральное качество, моральная добродетель, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие.

Проблемой воспитания толерантности является то, как увидит, как воспримет ребенок целостную картину мира, так и будут формироваться потенциалы к толерантности у детей. Это зависит от целого ряда объективных, и субъективных факторов.

В процессе воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста, как целостного образования имеется своя структура, соподчиненности компонентов.

Когнитивный компонент, или информационно-познавательный этап.

Аффективный компонент, т. е. эмоциональная оценка объекта, выявление чувств симпатии или антипатии к нему.

Конативный компонент или мотивационно-поведенческий, т. е. последовательное поведение по отношению к объекту.

Условия формирования толерантности

1. Создание толерантного пространства в дошкольном учреждении.

2. Подготовка педагога соответствующая целям и задачам толерантного воспитания.

3. Необходимость применять педагогических технологий направленных на развитие толерантности (диалог, дискуссия, сотрудничество).

4. Взаимодействие воспитателей и родителей.

5. Разработка и внедрение специальных программ по формированию толерантности.

Методы формирования толерантности

  1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (беседа, художественная литература).

  2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения(метод научения положительным формам поведения, наблюдение с обсуждением, личный пример).

  3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей (поощрение, оценка поступков).

Поликультурное воспитание играет большую роль в формировании толерантности, т.к. как происходит усвоение знаний об иных культурах, осознание различий и сходств, общего и особенного между культурами, традициями, образом жизни, формирование позитивного, уважительного отношения к многообразию культур и их представителям.

Средства

для формирования толерантности в поликультурном воспитании

  • Общение с представителями разных национальностей;

  • Устное народное творчество;

  • Художественная литература;

  • Игра, игрушка и национальная кукла;

  • Декоративно - прикладное искусство, живопись и музыка;

  • Этнические мини музеи.

В результате использования средств формирования и воспитания основ толерантности, у детей не только формируется интерес к народному искусству, воспитывается положительное отношение к культурному окружению, уважения и взаимопонимания к другим народам, кроме всего этого дети получают моральное и эстетическое удовлетворение, углубляют познания об окружающем мире, включаются в практическую деятельность, развиваются физически. Все это способствует личности в целом.

Формирование основ толерантной культуры у старших дошкольников базируется на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Многообразие культур, с которым ребёнок сталкивается в своей деятельности, позволяет ему представить мир более объемно и ярко.

Дети играют и общаются, поют и танцуют, а значит, уже в самом раннем возрасте вплетают в свою жизнь ростки иной культуры, что обязательно скажется на их социальном становлении.

© 2010-2022