Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие личностного развития детей дошкольного возраста (часть 2)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие личностного развития детей дошкольного возраста(Часть 2)

В процессе взаимодействия с семьей используются разнообразные формы работы: информационно-аналитические (выявление интересов родителей, потребностей, запросов, уровня их педагогической грамотности); досуговые (совместные досуги и праздники, участие родителей и детей в выставках); познавательные (просвещение родителей); наглядно-информационные. Проведение дней открытых дверей дают возможность продемонстрировать методы и приемы работы с детьми. Родителей регулярно приглашают к участию в жизни группы. На информационных стендах для родителей в каждой группе есть рубрики, освещающие визитную карточку группы, режим дня, расписание непосредственной образовательной деятельности; регулярно создаются тематические фотогалереи. С целью профилактики и оздоровления детей родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.

На базе детских садов все чаще создаются консультативные центры, работа которых позволяет обеспечить единство и преемственность семейного и общественного воспитания, оказать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям), поддержку всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения. Основными формами деятельности консультативного центра является организация лекториев, теоретических и практических семинаров для родителей, индивидуальных и групповых консультаций по запросу родителей, организация заочного консультирования по письменному обращению, телефонному звонку и т.д.

Работа детского образовательного учреждения должна строиться на основе запросов и интересов родителей, которые выясняются в процессе анкетирования, что позволяет корректировать работу в течение года. Тестирования одновременно помогают родителям сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей и дополнить представления о них как о родителях.

Введение федерального государственного стандарта направлено на вытеснение тенденции форсирования интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации, замещения типично дошкольных видов деятельности псевдоучебной, что также является одним из социальных рисков современного детства. Дошкольников начинают тренировать, требуя от них активного обучения. В детском саду подготовка к школе фактически вытеснила типичные для дошкольников формы деятельности - игру, сказку, рисование, лепку, конструктивную деятельность, что приводит к обеднению общения. А общение детей, кооперация и сотрудничество в игре, продуктивных видах деятельности - основа морального развития, формирования компетентности в коммуникации, важнейших социальных навыков и умений.

Альтернативой должна стать амплификация (обогащение) детского развития - всемерное использование тех возможностей, которые предоставляет стадия дошкольного детства. Не допустить трансформацию дошкольного образования в предшкольное обучение, которое строится по типу уроков начальной школы, сохранить приоритеты развития дошкольного возраста - актуальная задача современного дошкольного образования. Необходимо сохранить уникальность и самоценность детства, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период является периодом подготовки к следующему периоду. Поэтому одним из принципов дошкольного образования является возрастная адекватность - соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития. При составлении основной образовательной программы дошкольного образования недопустимо как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развития детей. В связи с вышеизложенным содержание должно включать в себя, прежде всего, использование форм, специфических для детей данной возрастной группы - игры, познавательной и исследовательской деятельности, форм творческой активности, обеспечивающих художественно-эстетическое развитие ребенка.

Одним из социальных рисков дошкольного возраста выделяется также и акцент на социализацию.

Перенос акцента на социализацию изменяет наше представление о результате дошкольного образования. Нередко понимание социализации сводят только к освоению ребёнком социальных ролей, норм и правил. В результате может создаться ложное впечатление о том, что стандарт дошкольного образования, провозглашающий социализацию ключевой целью дошкольного образования, берёт курс на формирование послушного, удобного ребёнка, действующего строго по правилам и потому вполне предсказуемого, легко управляемого и соответствующего ожиданиям учителей, родителей, воспитателей. Целью же дошкольного образования является обеспечение условий и образовательных ресурсов для формирования базовой культуры детей, гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, сохранение физического и психического здоровья. Этим результатом должно стать присвоение ребёнком базовой культуры мира, которая выражается как в духовных, так и в материальных ценностях, окружающих ребёнка и кристаллизующих его познавательные и личностные способности. Это умение читать и писать, различать цвета и формы, мыслить, видеть и чувствовать прекрасное, сопереживать чувствам другого человека.

Говоря о социализации, необходимо обратить внимание на освоение системы базовых ценностей культуры и морально-этических норм, которое осуществляется в процессе реальной совместной деятельности, когда дети прислушиваются друг к другу, помогают друг другу, делятся друг с другом и тем самым осваивают нормы общения. Осознавая свою принадлежность к определенной группе, чувствуя прочную связь с ней и доверие, ребенок не ощущает одиночества, потерянности.

Помимо традиционных уголков, использующихся при сюжетно-ролевых играх («Салон красоты», «Больница», «Магазин» и т.д.), в настоящее время в группах ДОУ все чаще оформляются тематические центры, способствующие сенсорному развитию, развитию любознательности, поддержанию интереса детей к явлениям и объектам окружающего мира (центры «Песок - вода», «Наука и природа», «Искусство», «Кулинария», «Литература», «Маленькие строители» и т.д.). В основе работы таких центров лежит, прежде всего, исследовательская деятельность, которая всегда вызывает огромный интерес у детей. Ребенок задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать. Создание центров дает возможность ребенку думать, пробовать, экспериментировать и главное - самовыражаться.

Акцент дошкольного образования на социализацию решает задачу формирования таких навыков как умение в новой, нестандартной, часто неопределенной ситуации, в условиях дефицита информации быть готовым к поиску решений, не бояться ошибок и неудач и ориентироваться на социальные знания, полученные в семье и детском саду.

В заключение хотелось бы отметить, что дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека. Рост социальных рисков говорит о необходимости организации своевременной поддержки детей в системе дошкольного образования. Разрабатываемый сегодня стандарт дошкольного образования нацеливает на развитие самостоятельности, активности, познавательной инициативы через типичные для дошкольного возраста творческие виды деятельности и формы сотрудничества с взрослыми и сверстниками.



© 2010-2022