Программа Развитие пальчиковой моторики

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Российская Федерация

Департамент образования администрации города Перми

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 120»

г. Пермь







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВОСРЕСНОЙ ШКОЛЫ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ


Курс «РАЗВИТИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ МОТОРИКИ»











Программу составила

учитель начальных классов

Мальцева С.Л.










2014 - 2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Развитие пальчиковой моторики» предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.

Актуальность:

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Занятия проходят в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что на занятиях дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами. Интересны для детей и занятия с применением Информационно-компьютерных технологий, где они работают: рисуют, раскрашивают, штрихуют.

Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи:

-ознакомить детей с правилами посадки за столом (партой) и владением ручкой (карандашом);

-научить ребёнка ориентироваться на странице в тетради и альбомного листа;

-развивать речь, мелкие мышцы рук.

-воспитывать у дошкольников аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

Основные направления работы, направленные на подготовку руки дошкольника к письму:

-массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

-штриховка в разных направлениях по образцу; соблюдение правил штриховки: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур.

-обведение контура, изображенного точками и пунктирными линиями;

-дорисовывание и копирование рисунков;

-раскрашивание картинок; соблюдение правил раскрашивания: раскрашивать в одном направлении; не заходить за контур картинки; не оставлять незакрашенные места.

-выполнению тренировочных упражнений с мячом и лентой.

Особенности данной программы:

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия строятся с учётом возрастных, физиологических и индивидуальных особенностей детей 5-6 летнего возраста. Осуществляется индивидуальный подход. Задания предлагаются по степени возрастания сложности, учитывая успехи детей.

Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.

Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах (12-15 человек) по 30 минут и предполагают использование следующих форм:

-беседа;

-дидактическая игра;

-ролевая игра;

-коллективное творчество;

-индивидуальная корректировка действий.

Направленность программы:

Программа включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика

  • оригами

  • конструирование

  • графические упражнения

  • игры и действия с предметами

  • лепка

  • аппликация

  • рисование красками

В разделе "Пальчиковая гимнастика" дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть "активные точки", массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе "Оригами" и «Аппликация» дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе "Конструирование" в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем.

В разделе "Графические упражнения" игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.

В разделе "Игры и действия с предметами" для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.

Результатом работы по данной программе должно стать:

-Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.

-Овладение разными видами трудовой деятельности.

-Умение создавать художественный образ своего изделия.

-Овладение приемами работы с разными инструментами.

-Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.

-Овладение нормами этики поведения.

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:

Обучаясь по данной программе,

дети узнают:

  • виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);

  • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

  • понятие "оригами", "шаблон";

  • виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);

  • основные правила склеивания;

  • понятие «конструктор»; «мозаика», «трафарет»

должны научатся:

  • применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);

  • пользоваться клеем, кисточкой, стеком;

  • работать с трафаретами;

  • изготавливать детали по шаблону;

  • выполнять графические узоры;

  • лепить из пластилина простейшие предметы;

  • рассказывать небольшие по объёму стихи и песенки, используя жесты;

  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.

Формы подведения итогов реализации программы:

В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

-тестирование по индивидуальным карточкам,

-самостоятельные работы,

-беседа, выступления.





Содержание программы


Тема

Разделы

Содержание занятия

Примечание

1

Весёлые пальчики. «Детский сад и игрушки»

Пальчиковая гимнастика

Игры с действиями

Конструирование

Знакомство.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»,

«В гости к пальчику большому» с разучиванием двигательных рифмовок. Фигурки из палочек «Качели». Игра «Чудесный мешочек». Раскрашивание пирамидки по образцу.


-Счётные палочки

-Мешочек с игрушками

-Задание на листе бумаги: «Раскрась»

-цветные карандаши

2

Весёлые пальчики. «Ягоды»

-Пальчиковая гимнастика

-Конструирование

Лепка

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»,

«Травка» с разучиванием двигательных рифмовок.

Фигурки из палочек «Корзина».

Рисование пластилином «Земляничка».

Правила работы с пластилином.

-Счётные палочки

-Пластилин

-картон с шаблоном землянички

- влажные салфетки

3

Весёлые пальчики. «Овощи и фрукты»


Пальчиковая гимнастика

Графические упражнения

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты», «Апельсин» с разучиванием двигательных рифмовок.

Выстраивание контура по точкам - «Яблоко»,

« Морковка». Раскрашивание.

Правильная посадка за рабочим местом

-Задание на листе бумаги: «Дорисуй узор»

-цветные карандаши

4

Весёлые пальчики. «Грибы»

Пальчиковая гимнастика

Игры с действиями

Конструирование

Лепка



Упражнения с лентой «Дождь», «Солнышко». Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «За грибами» с разучиванием двигательных рифмовок.

Лепка «Гриб»

-лента

Правила работы с пластилином.

-Пластилин

-картон, клеёнка на стол

-влажные салфетки

5

Весёлые пальчики. «Грибы»

Пальчиковая гимнастика

Работа с шаблонами разной величины

Лепка

Составление лабиринта на бумаге.

Аппликация из семян и крупы на пластилиновой основе.

Упражнения с лентой - «Змейка», «Ящерица».


-Пластилин

-крупы (греча, рис, пшено)

-влажные салфетки

6

Весёлые пальчики. «Деревья и кустарники»

Пальчиковая гимнастика

Игры с действиями


Конструирование

Самомассаж ладоней. Пальчиковая гимнастика «Елка».

Игра «Карлики и великаны».

Аппликация из шаблонов «Карлики и великаны» (деревья и кустарники)



- пустая катушка ниток

Правила работы с бумагой и клеем

-шаблоны деревьев и кустарников

7

Весёлые пальчики. «Компьютер для малышей»»

Пальчиковая гимнастика

Работа на компьютере. «Мир информатики»

Правила работы в компьютерном классе

8

Весёлые пальчики. «Домашние птицы»

Пальчиковая гимнастика

Графические упражнения

Пальчиковая гимнастика «Утята», «Гусь». Игра «Театр теней. Разные виды штриховок. Выстраивание контура по точкам «Цыплёнок». Штриховка по образцу. Графический диктант.

-экран

-лист в крупную клетку

-лист для штриховки

-Задание на листе бумаги: «Обведи по точкам»

9

Весёлые пальчики. «Семья»

Игры с действиями

-Графические упражнения

Упражнения с лентой. Фигурки из палочек «Рожица», «Очки». Соединение точек одной линией «Веселый человечек». Дорисовка узора (раскраска по желанию)

-лента

-Счётные палочки

-Задание на листе бумаги: «Обведи по точкам и дорисуй»

10

Весёлые пальчики. «Домашние питомцы»

Пальчиковая гимнастика


Оригами


Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки», «Овечки», «Собака», «Кошка», «Коза». Складывание из бумаги «Собачка»

Правила работы с бумагой

-цв.бумага (белый лист)

11

Весёлые пальчики. «Зима»

Пальчиковая гимнастика

Игры с действиями

Конструирование



Графические упражнения

Самомассаж «Упражнения с карандашом». Аппликация в технике «рваная бумага» «Снегопад» (коллективная работа).

Дорисовка узора.

-карандаш

Правила работы с бумагой и клеем

-бумага белая

-картон цветной (синий)

-клей

-клеёнки на стол

-влажные салфетки

-Задание на листе бумаги: «Обведи по точкам и дорисуй»

12

Весёлые пальчики. «Зимние забавы»

Пальчиковая гимнастика

Игры с действиями

Конструирование

Графические упражнения

Упражнения с лентой.

Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лёд», «Снежный ком». Фигурки из палочек «Санки». Лепка «Снеговик».

Обведение узоров по точкам.

-лента

-Счётные палочки -Задание на листе бумаги: «Обведи по точкам»


13

«Новый год»

Пальчиковая гимнастика

Графические упражнения

Упражнения с лентой.

Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лёд», «Снежный ком».Работа с красками. Техника «монотопия». «Ёлочка»

Правила работы с красками

-краски

-кисточки

-альбомный лист

14

«Новый год»

Пальчиковая гимнастика

Графические упражнения

Самомассаж «Упражнения с карандашом».

Работа с красками. Рисование новогодней гирлянды. Чередование элементов в узоре.

Правила работы с красками

-краски

-кисточки

-альбомный лист

15

Весёлые пальчики. «Компьютер для малышей»»

Пальчиковая гимнастика

Работа на компьютере. «Мир информатики»

Правила работы в компьютерном классе

16

Весёлые пальчики. «Одежда и обувь»

Пальчиковая гимнастика

Игры с действиями

Конструирование

Самомассаж с игольчатым мячом. Пальчиковая гимнастика «Варежки».

Аппликация «Укрась варежку (одежду)».

-мячики

Правила работы с бумагой и клеем

-картон

-шаблон варежки

-шаблоны украшений

17

Весёлые пальчики.

«Весёлый карандаш»

Пальчиковая гимнастика

Графические упражнения

Пальчиковая гимнастика

Выполнение штриховки с разным нажимом на карандаш.

«Одуванчик»

Мячики

Ленточка

Простой карандаш


18

Весёлые пальчики. «Посуда»

Пальчиковая гимнастика

Графические упражнения

Пальчиковая гимнастика «Шалун».

Танграм «Конфета».

Игра «Чудесный мешочек».

Графический диктант.

Дорисовка узора.


-танграм

--Мешочек с игрушками

Задание на листе бумаги: «Дорисуй узор»



19

«Мамин праздник»

Игры с действиями



Конструирование

Упражнения с лентой.

Салфеточная аппликация «Восемь»

- лента

Правила работы с бумагой и клеем

-Картон

-клей

-клеёнки на стол

-шаблон цифра 8

-цветные салфетки


20

Весёлые пальчики. «Весна»

Пальчиковая гимнастика


Графические упражнения


Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц». Выстраивание контура по точкам - « Солнышко», «Тучка». Штриховка «сверху - вниз», «слева - направо».

Графический диктант.

-Задание на листе бумаги: «Дорисуй узор»

-лист в крупную клетку



21

Весёлые пальчики. «Насекомые»

Пальчиковая гимнастика



Графические упражнения

Пальчиковая гимнастика «Божья коровка», «Осы», «Бабочка», «Жук».

Рисование красками «Гусеница», «Бабочка». Выстраивание контура по точкам «Комарик».

Дорисовать картинку в зеркальном отражении.

Правила работы с красками

-краски

-кисточки

-альбомный лист

22

Весёлые пальчики.

«Компьютер для малышей»»

Пальчиковая гимнастика

Работа на компьютере. «Мир информатики»

Правила работы в компьютерном классе

23

«Рыбы»

Пальчиковая гимнастика

Графические упражнения

Самомассаж с карандашом. Танграм «Рыбка»

Раскрашивание картинки в соответствии с цифрами

Складывание из бумаги «Рыбчка»

-танграм

-карандаш

-цветные карандаши

- задание на листе

- Правила работы с бумагой

-цв.бумага

24

«Море»

Пальчиковая гимнастика

Графические упражнения

Упражнения с лентой, карандашом

Работа с красками. Техника «мазка»

Работа «Море»

Правила работы с красками

-краски

-кисточки

-альбомный лист

25

«Аквариум»

Игры с действиями

Лепка

Упражнения с лентой. Рисование пластилином «Рыбка»

-лента

Правила работы с пластилином.

-клеёнки на стол

-крышки пластмассовые (от майонезных ведёрок)


26

«Строительные профессии

Пальчиковая гимнастика



Графические упражнения

Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе».

Конструирование из кубиков «Башня».

Игра «Отгадай загадку и нарисуй отгадку».

-кубики

-цветные карандаши

-

27

«Школа и библиотека»

Пальчиковая гимнастика

Игры с действиями

Графические упражнения

Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик».

Фигурки из палочек «Тетрадь», «Карандаш». Выстраивание контура сказочного героя по точкам. Раскрашивание.

-счётные палочки

- Задание на листе бумаги: «Обведи по точкам»


28

«Умелые ручки»

Пальчиковая гимнастика

Выполнение творческой работы по изученным темам программы. Подготовка лучших работ на выставку.

Разные материалы


Список литературы

  1. Александрова Э.И. Развивающие прописи. - Харьков - Москва: "Инфолайн", 2003.

  2. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. - М.: "Фким", 2000. 207 с.

  3. Безруких М.М. Тренируем пальчики. - М.: ООО "Дрофа", 2000.

  4. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: "Астрель", 2001.

  5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: "Просвещение", 2001. 93 с.

  6. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: "Академия Холдинг", 2002. 200с.

  7. Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. - Тула: "Родничок", 2001.

  8. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. "РОСМЭН - ПРЕСС", 2004.

  9. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: "Карапуз", 2008.

  10. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: "Академия развития", 2008. 190 с.

  11. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. - М.: "Астрель", 2006.

  12. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов.// Школа радости. - Ростов - на - Дону: "Феникс", 2002. 319 с.

  13. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.-Санкт - Петербург: 2005.40 с.

  14. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. "Радуга", 2007.


© 2010-2022