- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Открытый урок на тему: «Роль концертмейстера в индивидуальной работе с учащимися старших классов струнно-смычкового отделения»
Открытый урок на тему: «Роль концертмейстера в индивидуальной работе с учащимися старших классов струнно-смычкового отделения»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Поджук Л.М. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств г.Нерюнгри
План-конспект
Открытый урок
Концертмейстера МБУ ДО ДШИ г.Нерюнгри
Поджук Лилии Михайловны
на тему: «Роль концертмейстера в индивидуальной работе с учащимися старших классов струнно-смычкового отделения»
Цель урока: Развитие слухового контроля в ансамблевой игре, приобретение творческих навыков учащихся в качестве солиста
Задачи урока: воплощение художественных образов через штриховые, динамические, тембровые особенности скрипки . Паузы - как средство выразительности.
Ход урока:
1. Вступительное слово.
Музыку можно рассматривать как прямое отражение жизненных переживаний. Важнейшей особенностью художественного воздействия является то, что оно пробуждает в нас чрезвычайно сильные чувства.
Художественные эмоции всегда положительны. Даже тогда, когда они по своему содержанию близки к наиболее острым отрицательным эмоциям в обыденном сознании. Ярким примером тому могут служить трагедии в искусстве «Ромео и Джульетта», «Риголетто» Д.Верди, «Тоска» Д.Пуччини, «Пиковая дама» П.Чайковского.
Самое тяжелое горе, самая глубока печаль вызывают у слушателей положительные эмоции. Сталкивая зрителя с глубокими жизненными потрясениями, искусство заставляет его по-новому пережить и осмыслить свою собственную жизнь.
Музыкальные произведения могут не содержать изображения конкретных жизненных фактов. Тем не менее, их эмоциональное воздействие бывает весьма сильным и глубоким.
2. В данном случае мы предоставим Вашему вниманию Арию А.Н. Александрова, который долгую творческую жизнь будучи признанным русско-советским композитором, являясь профессором Московской консерватории, доктором искусствоведения. Его произведениям присущ лирический психологизм.
Итак, звучит «Ария» А.Н. Александрова в исполнении учащейся 7 класса Шкурко П.
Самоанализ учащегося весьма поверхностный (не придает значение паузам, динамика весьма однообразна).
Поговорим о характере .Название пьесы «Ария» определяет ее характер . Поскольку Ария относится к разделу вокальных произведений, где содержание передается словесным текстом, мимикой, тембром голоса, то в инструментальном изложении все эти детали должны быть озвучены выразительным исполнением каждой фразы. Пальцами музыканта (в данном случае - скрипача).
Пьеса написана длинными музыкальными построениями . Паузы - как средство выразительности.
Играем первую часть, которая заканчивается паузой. Здесь пауза является своеобразной ступенькой к переходу во вторую часть. Играем заключительную часть, где тоже есть пауза, которая является как бы глубоким «вздохом» перед последней фразой.
Затем переходим к средней части, в которой звучит благородное повествование. Произведение исполнено печали, глубокой мудрости. Фразы строятся по нарастающей. Большое количество случайных знаков придает фразировке неожиданные обещания мажора, и тут же, как бы «спохватившись», возвращается в минор (прием, которым часто пользовался С.В.Рахманинов).
Звучит показ концертмейстера, который совмещает партию скрипки и фортепиано. Затем играем пьесу целиком с учетом ранее высказанных пожеланий и поправок.
3. Вторая пьеса, которая сейчас прозвучит - это юмореска Н.П.Ракова (русско-советского композитора, профессора Московской консерватории по классу инструментоведения). Название пьесы предполагает характер музыки. Пьеса написана также в трехчастной форме, но большая по объему, нежели предыдущая. Звучит пьеса целиком.
Музыке присущ пунктирный ритм, сочетание певучих фраз с острыми штрихами, триольность, придают особый насмешливый колорит. Появление пониженной 5 ступени придают таинственность, а повторение одинаковых фраз носит утвердительный характер.
Показ концертмейстера , работаем по фразам, добиваясь точного исполнения штрихов и ритмической точной пульсации.
Затем, переходим к средней части, в которой меняется характер музыки. Появление длинных нот несет в себе заряд длительного крещендо к вершинам фраз, а затем плавного спуска на диминуэндо, что требует отдельной работы по фразам и слухового контроля. Играем среднюю часть (учащаяся весьма однообразно по динамике сыграла текст).
Работаем по фразам с учетом динамических красок, а также пытаемся сделать небольшие ускорения, обозначенные в тексте и замедления. Все это в медленном темпе, что бы учащаяся смогла осмыслить свою игру.
Метод работы в медленном темпе и укладывание деталей, в том числе ритмичное исполнение мелизмов, коротких и длинных пассажей является необходимым как на начальном этапе работы, так и в процессе дальнейшего усовершенствования игры. Без детального совершенства общих эмоциональный «охват» произведения не дает полного представления о замысле композитора. Поскольку кульминация находится в средней части, пытаемся вместе с учащейся добиться объемного насыщенного звучания.
В игре учащейся есть некоторая скованность, которая мешает добиться желаемого звукового результата, ибо звукоизвлечение всегда связано с игровыми движениями. Играем пьесу целиком.
4. Подведение итогов в процессе работы
Постановка задач для домашней работы, направленной на развитие самостоятельно мышления учащегося. Вопросо-ответные элементы педагогического диалога сучащейся как разрешение проблемы обратной связи в педагогическом процессе.
Взаимопонимание в учебном процессе, поиска образных сравнений ведут к развитию художественного мышления учащегося, а также к развитию образного «погружения» в музыкальное произведение.
5.Самоонализ
Внутреннее осмысление проделанной работы на уроке, поиск приемов индивидуального подхода к следующему уроку предполагаемый результат.