Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики для детей 4-5 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ПОСРЕДСТВОМ ТЕСТОПЛАСТИКИ

Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто

весьма популярный материал для лепки.Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики для детей 4-5 лет

В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям. В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.

Лепка - является одним из полезнейших занятий для ребенка. Это одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию.



В этой статье мы хотим познакомить вас с замечательным и добрым материалом - соленым тестом. Сперва, несколько слов о свойствах соленого теста. Тесто доступный, дешевый и легкий в использовании материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Тесту можно придать разные цвета, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают, они могут долго храниться, с ними можно играть или подарить сувениры своим родным и близким людям.

Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики для детей 4-5 лет

По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Неоценимую помощь эти занятия могут оказать детям с задержкой психического развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека.

Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому на занятиях по тестопластике широко используют пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами.

Занятия лепкой из теста помогут развить не только мелкую моторику рук, но и решить ряд следующих задач и целей:

Цель:

Научить лепке из солёного теста, развивать художественные способности, абстрактное мышление и воображение.Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики для детей 4-5 лет


Задачи:

Задачи по развитию детей младшего возраста:

 Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

 Формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук;

 Знакомить со свойствами материала;

 Обучать приёмам лепки.

Задачи по развитию детей старшего возраста:

 Развивать навыки лепки простых форм (цилиндра, палочки, диска, шарика и т.д.) и на их основе формировать умение изготавливать из теста сложные предметы (овощи, фрукты и т.д.);

 Развивать мышления и воображения.

 Развивать внимание.

 Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Принципы:

 Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.

 Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

 Принцип обогащения сенсорного опыта.

 Последовательности и систематичности.

 Личностно-ориентированный подход.

 Культурного обогащения , содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.

 Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

 Игровое обучение

 Педагогика сотрудничества

Преимущества соленого теста:

1. Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

2. Легко отмывается и не оставляет следов;

3. Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!

4. Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

5. Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

6. Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

7. Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

8. С готовым можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.





Рецепт соленого теста

2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть

75 градусов

. Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики для детей 4-5 лет





Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).

Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики для детей 4-5 лет



В своей работе мы всегда замешиваем тесто в присутствии детей. Давали возможность принять участие воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки - декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.

После того, как дети освоили лепку из двух или нескольких шаров, предлагали тему по "По замыслу". На этих занятиях анализировали степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые уже усвоили.

Следующий этап - это облепливание тестом разнообразных объемных форм: бутылочек из под детского питания, сока, баночки. Детям необходимо было сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы, шляпки и др.

Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики для детей 4-5 лет



Одним из этапов изготовления поделок является - раскрашивание. Для этого используются краски-гуашь, акварель, фломастеры. Постепенно дети привыкли и научились использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости. Работы стали получаться интересные, выразительные.

Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой прием-украшали сырое изделие мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами и косточками. Дети с удовольствием лепили, любовно украшали сувениры для своих родных и близких.

Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики для детей 4-5 лет

© 2010-2022