• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ по специальности 44. 02. 01 Дошкольное образование МДК. 06. 03 Методика обучения дошкольников деятельности с компьютером

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ по специальности 44. 02. 01 Дошкольное образование МДК. 06. 03 Методика обучения дошкольников деятельности с компьютером

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

20

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Алтай

«Горно-Алтайский педагогический колледж»






МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ПМ.06 Обучение информационным технологиям в дошкольном учреждении

МДК.06.03 Методика обучения дошкольников деятельности с компьютером

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование





Составитель:

Федюхина М.А

преподаватель физики-информатики













Содержание:

  1. Пояснительная записка..………………………………………………..….3

  2. Правила выполнения практических работ……………………………......6

  3. Техника безопасности при выполнении практических работ…………...7

  4. Карта-маршрут практических и лабораторных работ по МДК.06.03 Методика обучения дошкольников деятельности с компьютером………………………………………………..……..…...9

  5. Рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ……………………………………………………………………….13

  6. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет - ресурсов, дополнительной литературы………………………………………….….17



























Пояснительная записка

Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта специальности «44.02.01 Дошкольное образование по дисциплине «Методика обучения дошкольников деятельности с компьютером».

Практические занятия и лабораторные работы направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.

В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных занятий студенты выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий), одну или несколько практических работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Выполнение студентами лабораторных работ и практических занятий направлено на:

• обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов;

• формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

• развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;

• выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Объём лабораторных работ и практических занятий определяется учебным планам.

Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей). Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных (выполнять определённые действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности).

Состав и содержание практических занятий направлены на реализацию Государственных требований.

На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования и технологической и преддипломной производственной (профессиональной) практики. Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично- поисковый характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература. Работы, носящие частично- поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от студентов самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

Формы организации студентов на лабораторных работах и практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная. При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

Типичными заданиями для лабораторных и практических занятий по междисциплинарному курсу являются:

  1. индивидуальные задания;

  2. групповые задания;

  3. эксперимент в парах (подгруппах);

  4. решение педагогических задач;

  5. выполнения веб-квеста

  6. выполнения логико-аналитического задания

  7. задания проектного типа

  8. конструкторского задания

  9. выполнения тестового задания

  10. расчётно-графического задания и др.

2. Правила выполнения практических работ

Для более эффективного выполнения практических заданий студенты должны изучить теоретический материал по теме, выполнить домашние задания.

Перед выполнением практической работы студент обязан ответить на вопросы преподавателя по теме, тем самым показать свою готовность к выполнению работ.

Перед выполнением практической работы студент обязан изучить методические рекомендации по выполнению практической работы и правила техники безопасности.

После выполнения каждой работы студент должен представить отчет о проделанной работе с описанием полученных результатов - выводов. Небрежное оформление отчета и исправление уже написанного текста в отчете недопустимо.

В конце занятия преподаватель ставит оценку, которая складывается из результатов наблюдения за выполнением практической части работы, проверки отчета, беседы в ходе работы или после неё.

Отчёт по практической работе должен быть выполнен и защищен в сроки, определяемые календарным планом преподавателя.

3. Техника безопасности при выполнении практических работ

При выполнении практических работ по «Методике обучения дошкольников деятельности с компьютером» необходимо соблюдать правила техники безопасности.

  1. Будьте внимательны и дисциплинированны, выполняйте указания преподавателя.

  2. Входить в кабинет только с разрешения преподавателя.

  3. Входить в кабинет без верхней одежды.

  4. Нельзя приносить в кабинет пищу и напитки.

  5. Передвигайтесь по кабинету спокойно, не задевая никого и ничего.

  6. Работать только на компьютере, закреплённом за Вами.

  7. Не приступайте к выполнению работы и не оставляйте рабочее место без разрешения преподавателя.

  8. Компьютеры включать и выключать можно только с разрешения преподавателя.

  9. Нельзя переставлять, подсоединять, отсоединять, разбирать устройства компьютера, подсоединять свои накопителями информации (флеши, диски, телефоны и др.)

  10. Не устанавливать своё программное обеспечение.

  11. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь близко к мониторам.

  12. Нельзя включать и выключать щит электропитания кабинета информатики.

  13. Нельзя трогать соединительные провода.

  14. Если при включении компьютера обнаружена какая-нибудь неисправность, немедленно сообщите преподавателю.

  15. Запрещается учащимся пользоваться компьютером преподавателя.

  16. Пользоваться клавиатурой осторожно, нельзя работать с мокрыми руками.

  17. Продолжительная работа на компьютере плохо влияет на Ваше здоровье.

  18. Нельзя без разрешения открывать окна в кабинете.

  19. По завершению работы закройте все программы, придвиньте стул.

4. Карта-маршрут

практических и лабораторных работ по МДК.06.04 Методика обучения дошкольников деятельности с компьютером

студента_______________________________группы___________


№ п\п

Содержание практических работы (тема)

Форма контроля

Количество часов

Оценка в баллах

РАЗДЕЛ 2. Теоретические и методические особенности использования компьютерных технологий в ДОУ

1.1. Концептуальные вопросы информатизации дошкольного образования

1

Анализ передового педагогического опыта использования компьютера в ДОУ.

Доклад на тему «Использование ИКТ в ДОУ».

8


Сравнительный анализ традиционной и компьютерной игры.

Работа с информацией в образовательных порталах. Подготовка таблицы средствами MS Word.

Схема анализа компьютерных игр для дошкольников.

Заполнение схемы анализа для одной из компьютерных игр.

Санитарно-гигиенические требования к организации развивающих занятий с использованием компьютеров в ДОУ. Требования техники безопасности при организации работы с компьютером.

Соблюдение правил техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ и умение адекватно и оперативно принимать решения при сложившихся ситуациях.

Подготовка сводной таблицы средствами MS Word.

1.2. Педагогические условия применения компьютерных игровых программ в обучении и воспитании дошкольников

2

Составление аннотированного каталога компьютерных игровых программ для детей по одному из направлений: развитие математических представлений, развитие речи, обучение чтению и письму, ознакомление с окружающим миром, экологическое воспитание, интеллектуальное развитие.

Работа в текстовом редакторе, заполнение таблицы.

12


Изучение возможностей различных компьютерных развивающих сред для дошкольников. Создание рекламы одной из компьютерных игровых программ для детей дошкольного возраста.

Работа в графическом редакторе, создание рекламы одной из компьютерной игровой программы для детей. Защита своей работы на аудиторном занятии.

Составление аннотированного каталога ресурсов Интернет для родителей дошкольников.

Работа в текстовом редакторе, заполнение таблицы.

Разработка родительского собрания «Ребёнок-дошкольник и компьютер».

Конспект родительского собрания на тему «Ребёнок-дошкольник и компьютер».

Организационно-методическая работа педагога КИК.

Работа с информацией в образовательных порталах. Подготовка методических рекомендаций по проведению занятия с использованием компьютерной игры.

Профессионально-педагогические и технические умения педагога КИК.

Анализ профессиональных педагогических умений. Аналитические, прогностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные и контрольно-оценочные умения. Презентация в Power Point по теме.

1.3. Методика обучения дошкольников пользованию компьютером

3

Подготовка методических рекомендаций по проведению занятия по формированию математических представлений с использованием компьютерной игры.

Разработка методических рекомендаций по проведению занятия по формированию математических представлений с использованием компьютерной игры.

20


Моделирование профессиональной деятельности. Отработка аналитических, прогностических и конструктивных умений через моделирование и разработку сценария занятия.

Разработка сценария занятия для детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра. Разработка сценария занятия с использованием новых информационных технологий (НИТ).

Сценарий занятия с использованием НИТ для детей дошкольного возраста.

Проведение занятия с использованием компьютерных игр. Предъявление и защита собственных наработок, на этапе непосредственной организации и осуществления педагогического процесса.

Защита сценария занятия с использованием НИТ для детей дошкольного возраста.

Разработка сценария занятия с использованием новых информационных технологий в методике А.В. Горячева «Всё по полочкам».

Сценарий занятия с использованием НИТ в методике А.В. Горячева «Всё по полочкам».

Разработка дидактического материала к занятию по заданным темам.

Презентация к занятию по заданной теме.

Выполнение упражнений в тетрадях на печатной основе по заданным темам.

Осуществление практических действий согласно заданию.

Разработка дидактического материала по темам для учащихся, имеющих трудности в обучении.

Сценарий занятия с использованием НИТ для учащихся, имеющих трудности в обучении.

Подбор дидактического материала по темам для детей с высокими учебными возможностями.

Составление списка дидактических материалов по теме для детей с высокими учебными возможностями.

Проверка детских работ, их оценивание. Планирование работы по коррекции ошибок.

Осуществление практических действий согласно заданию.

1.4 Выполнение персонализированных проектных заданий по методике обучения дошкольников деятельности с компьютером

4

Разработка и создание проекта по использованию компьютеров в ДОУ.

Защита проекта на аудиторном занятии.

10





  1. Рекомендации по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий

При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа делится на подгруппы, что дает ряд преимуществ в организации занятия. Преподаватель имеет больше возможностей для эффективного руководства деятельностью малых групп и отдельных студентов и оказания им своевременной помощи в учебной работе. Практические и лабораторные работы проводятся в компьютерном классе.

Состав заданий для занятия должен планироваться с таким расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студентов. Для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия, полезно подобрать дополнительные задания для студентов, работающих в более быстром темпе.

Продолжительность занятия составляет не менее двух академических часов. План занятия включает в себя, как правило, следующие пункты:

1) внеаудиторная самостоятельная подготовка студентов к занятию;

2) проверка преподавателем теоретической подготовленности студентов к занятию;

3) инструктирование студентов по проведению ими лабораторно-практической работы;

4) выполнение практических заданий;

5) обсуждение итогов выполнения работы;

6) оформление отчета о проделанной работе;

7) оценка преподавателем (взаимоконтроль, самоконтроль) выполненных заданий и степени овладения студентами соответствующими умениями.

Организация и проведение занятий, в частности подготовка студентов к занятию, инструктаж, выполнение студентами заданий, оформление работы, значительно упрощаются с методической точки зрения, когда существуют письменные методические указания по их проведению.

Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы; пояснения (теоретические положения и понятия); оборудование и материалы; порядок выполнения работы; тип выводов (без формулировок); контрольные вопросы; литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дается порядок выполнения необходимых действий; такие работы требуют от студентов самостоятельного подбора материала и методики, выбора способов выполнения работы.

В работах, носящих поисковый характер, студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания. При планировании лабораторных работ и практических занятий возможно сочетание репродуктивных, частично-поисковых и поисковых заданий.

Общие формы обучения делятся на фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуальные, а также со сменным составом студентов. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между преподавателем и студентами, между самими студентами.

Фронтальное обучение применяется при работе всех студентов над одним и тем же содержанием или при усвоении одного и того же вида деятельности и предполагает работу преподавателя со всей группой в едином темпе, с общими задачами. Эта традиционная организационная форма используется при реализации словесного, наглядного и практических методов, а также в процессе контроля знаний.

Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что студенты группы рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия.

В групповых формах обучения студенты работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Это типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе программистов, работающих над одной задачей.

В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя студентами, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним студентом (репетиторство, тьюторство, консультации

Структура оформления отчета о проделанной работе определяется типом задания и ведущей дидактической целью. Оценки за выполнение работы могут выставляться в форме зачета или дифференцированно.

Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется разработка сборников заданий, задач, упражнений, сопровождающихся методическими указаниями.

Повышает эффективность проведения занятий также разработка заданий для экспресс-контроля уровня подготовки студентов к занятиям. Для этого могут использоваться, например, программированный или автоматизированный тестовый контроль, постановка коротких и лаконичных вопросов для устной или письменной проверки.







6.Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Горвиц, Ю.М., Чайнова, Л.Д., Поддьяков, Н.Н., Зворыгина, Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998, 328 с. Не переиздавался.

2. Горячев, А.В. Все по полочкам. Информатика для дошкольников [Текст]. Учебник-тетрадь для дошкольников 5-6 лет. М.: Баласс, 2011. 64 с.

3. Горячев, А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам [Текст]: Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников 5 - 6 лет. М.: Баласс, 2010. 64 с.

4. Михеева, Е.В. Информатика [Текст]: учебник для студентов сред. проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.

5. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. Ю. Моисеева, А. Е. Петров - М. : Академия, 2001. - 272 с. Не переиздавался.

Дополнительные источники:

1. Алексеева, Е.Е. Рекомендации для родителей детей дошкольного возраста с риском развития компьютерной зависимости [Текст] // Дошкольная педагогика. 2012 г. №2. С. 69

2. Вренёва, Е. Мультимедийные технологии [Текст] // Дошкольное воспитание. 2010 г. №12.

3. Денисова, Т. Компьютер в дошкольном учреждении [Текст] // Дошкольное воспитание. 2011 г. №2.

4. Долинский, М.С., Кугейко, М.А. Компьютерные средства развития мышления у дошкольников и младших школьников [Текст] // Информатика и образование. 2011 г. №6. С. 71-75

5. Дошкольник и компьютер [Текст] / Под ред. Л.А.Леоновой. М., 2004.

6. Ефимов, И.О. О вреде и пользе компьютера и телевизора [Текст]// Дошкольная педагогика. 2012 г. №5. С. 8-10

7. Жугдурова, Д., Базарова, В. Игры на мониторе [Текст] // Обруч. 2009 г. №1. С. 22-23

8. Калинина, Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве [Текст] // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №6

9. Каримова, М. Занимательные алгоритмы [Текст] // Обруч. 2009 г. №2. С. 22-24

10. Королёва, Н., Петрова, С. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада [Текст] // Дошкольное воспитание. 2010 г. №6. С. 93-95

11. Кривич, Е.Я. Компьютер для дошколят [Текст]. М.: Издательство ЭКСМО, 2006. 192 с. Не переиздавался.

12. 13. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office [Текст]. - М: Бином. Лаборатория знаний, 2008. 96 с.

14. Носкова, С.В. Использование ресурсов интерактивной доски в развитии изобразительных умений и навыков у детей с ОНР [Текст] // Дошкольная педагогика. 2011 г. №3. С. 44-47

16. Оборина, Т.В. Использование курса информатики для подготовки детей к школе [Текст] // Дошкольная педагогика. 2010 г. №4. С. 13-16. №6 С. 35-37

17. Пейперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи [Текст]. М. Педагогика. 1989. Не переиздавался.

18. Перевозчикова, М.С. Создание компьютерной игры - эффективный инструмент самообразования [Текст] // Информатика и образование. 2009 г. №11. С. 115-116

19. Перегуд, А.И., Конкевич, С.В., Долганова, Е.М., Смирнова, Е.С., Кудрявцева, Н.Г. Мастер-класс как эффективное средство презентации инновационного опыта и повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] // Дошкольная педагогика. 2012 г. №1. С. 48-53

20. Симонович, С., Евсеев, Г. Занимательный компьютер [Текст]. М. : АСТ-Пресс. 2004. 368 с. Не переиздавался.

21. Соловьева, Е., Казаркина, Л., Туйгиева, Ч., Горницкая, О., Лунева, О. «Продвинутый» дошкольник [Текст] // Обруч. 2009 г. №6. С. 15-19

22. Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников [Текст] // Дошкольная педагогика. 2010 г. №1. С. 7-12

23. Фомина, Л. Рисуем на компьютере с помощью текстового редактора Microsoft Word [Текст] // Дошкольное воспитание. 2011 г. №2. С.15

Интернет-ресурсы:

1. Бартенёва, Т.П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников [Электронный ресурс]. URL: festival.1september.ru/articles/520166/ (дата обращения 13.05.15)

2. Боброва, В.В. Инновационные процессы в дошкольных образовательных учреждениях. Новые информационные технологии в детском саду [Электронный ресурс]. Пермь, 2002. URL: gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/-section=21_3.htm (дата обращения 13.05.15)

3. Гурьев, С.В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста. Информатика и информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. 2007. URL: rusedu.info/Article849.html (дата обращения 13.05.15)

4. ИКТ в дошкольном образовании. Окружной методический центр Южного округа города Москвы. Лаборатория дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: ldv.metodcenter.edusite.ru/p115aa1.html (дата обращения 13.05.15)

6. Интеграция традиционных и компьютерных игр в дошкольном образовании [Электронный ресурс]. URL: superinf.ru/view_article.php?id=269 (дата обращения 13.05.15)

7. Компьютер и дошкольник. Окружной методический центр Южного округа города Москвы. Лаборатория дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: ldv.metodcenter.edusite.ru/p189aa1.html (дата обращения 13.05.15)

8. Майкова, С. А. Обучение информатике дошкольников [Электронный ресурс]. URL: festival.1september.ru/articles/556850/ (дата обращения 13.05.15)

9. Об информатизации системы дошкольного образования в России. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 25 мая 2001 г. N 753/23. Предпринимательское право [Электронный ресурс] URL: businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_24240.html (дата обращения 13.05.15)

10. Хазиева, Н.Ю. Компьютерные игры в дошкольном учреждении [Электронный ресурс]. URL: festival.1september.ru/articles/524179/ (дата обращения 13.05.15)





© 2010-2022