Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ФФНР как основного компонента развития связной речи по теме: «Знатоки»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ФФНР как основного компонента развития связной речи

по теме: «Знатоки»


Авторы конспекта ННОД: .

Вильданова Риммма Раиловна, учитель-логопед

прогимназии №14 «Журавушка» г.Бугульмы.

Матвеева Анна Владимировна, учитель-логопед

прогимназии №14 «Журавушка» г.Бугульмы

Задачи приоритетной области (развитие речи):

Коррекционно-образовательные:

I.- Обогащение, уточнение, активизация, актуализация словаря по теме «Дикие животные», слова-антонимы, слова-синонимы.

II. - Совершенствование грамматического строя речи:

III. Автоматизация правильного произношения звуков.

Коррекционно-развивающие:

Развитие связной речи и навыков общения, памяти, мышления, общей моторики. Совершенствование преемственности в работе по развитию лексико-грамматических средств языка у детей старшей и подготовительной групп в условиях работы логопункта.

Социально - коммуникативное развитие»: развитие свободного общения и взаимодействия детей со взрослыми и детьми разного возраста; развитие социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, инициативности, самостоятельности, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и другими участниками игры, умение адекватно оценивать собственные возможности.

Познавательное развитие»: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, творческой активности.

Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, следовать полученной инструкции, вступать в обсуждение, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе. Играть по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию.

Оборудование: раздаточный материал: картинки с изображением животных, карточки со словами и наборами слов, игрушки, презентация, музыкальное сопровождение.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Логопед. 1.- К нам в гости пришли брат с сестрой - Зоя и Миша. (1-й слайд. На экране появляется изображение мальчика и девочки). Они решили принять участие в конкурсе знатоков.

2.-Кто такие знатоки? ( люди, обладающие большими знаниями в чем-нибудь, много знающие)

. Зоя с Мишей просят им помочь. Поможем?

Только кто кому будет помогать? Ведь задания для Зои и Миши разные. Зое пять лет, а Миша на два года старше. Сколько лет Мише? (7 лет)

У нас здесь две группы: старшая и подготовительная.

Как вы думаете, какая группа будет помогать Мише? (подготовительная). Почему? А Зое? ( старшая ). Почему? Мы приглашаем вас пройти за игровые столы.

3.Сейчас посовещайтесь и выберите названия для своих команд. Как будет называться команда подготовительной группы? Старшей?

Все задания конкурса связаны с животными . Победителей ждёт поход в зоопарк.

Основная часть (содержательный этап)

I «Подбирай и называй»

Логопед.- У каждой команды на столе лежат конверты. Зоина команда «Лесная братва» возьмёт картинки из красного конверта и подберёт картинки-наоборот из розового конверта. Мишина команда «Полосатый рейс» достанет карточки из своего конверта, прочитает доставшиеся им слова и добавит к ним слова, близкие по значению. (Желательно участие каждого члена команды, а в случае затруднений, на помощь могут прийти другие члены команды).

Команда «Лесная братва» Команда «Полосатый рейс»

(2-й слайд)

Логопед. У кого картинка слон? Какую картинку - наоборот ты подобрал? Почему?

Большой слон-маленький еж

(проверяем правильно ли вы нашли «слова - наоборот» )



4-й слайд.

Пушистая лиса-гладкий тюлень

5-й слайд

Хищный тигр- травоядный жираф

6-й слайд.

Белый (медведь)- черный медведь

7-й слайд.

Злой волк-добрая белка



9-й слайд.

Северный (песец)- южный (верблюд)



Логопед.-Кому досталось слово большой? Как сказать по-другому? А маленький? Проверим? ( 3-й слайд. Большой - крупный, громадный, огромный, гигантский. Маленький - крохотный, крошечный, мизерный, мелкий, малюсенький.)



Злой. Как сказать по- другому?

Добрый. . Как сказать по- другому? Кто хочет добавить свои варианты? Давайте проверим (8-й слайд Злой - свирепый, лютый, суровый, страшный, безжалостный.

Добрый - ласковый, нежный, милый, сердечный, внимательный.)

Прочитайте оставшиеся слова и скажите по- другому. (10-й слайд

Бегать-метаться, двигаться, носиться, мчаться.

Забавный - смешной, потешный, игривый, интересный, занимательный).

II «Родственные слова».

Логопед.- На экране появится изображение животного. Команда «Лесная братва» собирает семью родственных слов. (Говорить будет каждый член команды, поэтому решайте, кто за кем будет отвечать.)

11-й- 12-й слайды.

Еж-ежиха, ежонок, ежата

14-й- 15-й слайды.

Заяц-зайчиха, зайчонок, зайчата

17-й- 18-й слайды.

Волк-волчица, волчонок, волчата

20-й- 21-й слайды.

Барсук-барсучиха, барсучонок, барсучата

23-й- 24-й слайды.

Медведь-медведица, медвежонок, медвежата

26-й -27-й слайды.

Лиса - лисица, лисенок, лисята.

Команда «Полосатый рейс»

называет это животное ласково и составляет по схеме словосочетания:

Схема.

Ласково ухо нос лапы

13-й слайд.

Ежик - ежиное, ежиный, ежиные

16-й слайд.

Заинька - заячье, заячий, заячьи

19-й слайд.

Волчишка- волчье, волчий , волчий

22-й слайд.

Барсучок- барсучье, барсучий,барсучьи

25-й слайд.

Медвежушка- медвежье, медвежий, медвежьи

28-й слайд.

Лисонька - лисье, лисий , лисьи

III «Игрушки»

Логопед. Следующее задание связано с игрушками.

Команда «Лесная братва» называет, из чего сделаны игрушки. (Например: стол из пластмассы - пластмассовый стол.)



Кроватка из дерева - деревянная кроватка.

Коляска из пластмассы - пластмассовая коляска.

Кукла из резины - резиновая кукла.

Мишка из плюша - плюшевый мишка.

Кастрюля из железа - железная кастрюля.

Маска из картона - картонная маска.



Команда «Полосатый рейс»называет отличительные особенности каждой игрушки-животного ( Например: у лисы пышный хвост, значит, она пышнохвостая)

-У бегемота тяжелый вес, значит, он тяжеловесный.

-У жирафа длинная шея, значит, он длинношеий; длинные ноги, значит, он длинноногий.

-У льва большая голова, значит, он большеголовый, острые зубы, значит, он острозубый.

-У верблюда один горб, значит, он одногорбый (два- двугорбый)

-У тигра быстрые ноги, значит, он быстроногий.

-У гепарда длинный хвост, значит, он длиннохвостый, быстрые ноги, значит, он быстроногий.

IV"Прятки»

Логопед.

Дети, вы любите играть в прятки? Вот и поиграем в прятки с этими игрушками.

Команда«Лесная братва» берёт игрушки- животные и прячет их в своём игровом уголке, говоря, куда спрятали. ( Например: я спрятал лису под картонной маской)





-Я спрятал волка (за плюшевым мишкой)

-Я спрятал льва (за железной кроваткой)

-Я спрятал зайца(…)

-Я спрятал жирафа(…)

- Я спрятал тигра (…)

-Я спрятал обезьяну(…)





Команда «Полосатый рейс»

будет искать животных и скажет, откуда их достанет. (Например : я достал быстроногого гепарда из пластмассовой кроватки)

Чтобы игра была честной, предлагаем команде «Полосатый рейс»

прогуляться, пока команда«Лесная братва» прячет игрушки.





(-Я достал длинноногого жирафа из-под деревянной кроватки.

-Я достал длинноухого зайца из пластмассовой коляски.

-Я достал острозубого волка из-за…

-Я достал быстроногого льва из-под…

-Я достал острозубого тигра из-за…

-Я достал длиннохвостую обезьяну из…)

Молодцы, а теперь порезвимся вместе с нашими зверюшками.

«Зарядка в лесной школе» (физпауза с использованием презентации).

V."Составь предложение».

Логопед.

Вы умеете составлять предложения? Команда «Лесная братва» составит интересные предложения по картинкам (достают из конверта).





(-Лев сидит в клетке.

-Под кустом спрятался заяц.

-Лиса залезла в нору.

- Медведь купается в открытом бассейне.

-Зебра выглядывает из клетки.

-Дети наблюдают за рысью)



Каждый член команды «Полосатый рейс» берёт карточку с набором слов, читает их и составляет предложение.

Говорить свои предложения команды будут по очереди.

Если кто-то будет затрудняться, могут помочь друзья по команде или наши гости (наборы слов перед вами (29-й слайд

1)Лес, жить, животные, в, дикие.

2)Много, в, животные, зоопарк, интересные.

3)Ходить, дети, зоопарк, в, любить.

4)Кататься, качели, обезьянка, на, забавная.

5)Видеть, тигр, Миша, полосатый, крупный.

6)Метаться, острозубый, клетка, в , волк.)

VI Составление коллективного рассказа « В зоопарке».

(30-й слайд) « Зоопарк»

Логопед. Что же это значит? (Значит, мы отлично справились со всеми заданиями конкурса и вместе с Зоей и Мишей попали в зоопарк.)

(31-й слайд) Давайте расскажем, что же интересного мы там видим.

ЗООПАРК.

(Мы вместе с Зоей и Мишей попали в чудесный зоопарк. В зоопарке живет много интересных животных.

Здесь мы встретили огромную слониху с маленьким забавным слоненком. В вольере прогуливаются длинношеие, длинноногие жирафы. Двугорбый верблюд о чем-то задумался, наверное, вспоминает свою жаркую родину. Тяжеловесный бегемот серьезно смотрит на посетителей зоопарка. В пруду плавают утки, селезни и длинношеие белоснежные лебеди

Нам очень понравилось в зоопарке!)

(Каждое предложение проговаривается хором, затем получившийся рассказ повторяется ).

Заключительная часть

(32-й слайд) У нас получился интересный рассказ о зоопарке, который мы можем рассказать своим друзьям и близким .

Вы сегодня проявили себя, как настоящие знатоки, и получаете от Миши и Зои небольшие подарки, которые помогут вам в группе сделать свой зоопарк (3D изображения диких животных).











АНО Прогимназия №14 «Журавушка»









ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ФФНР, КАК ОСНОВНОГО КОМПОНЕНТА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.



ЗАНЯТИЕ-КОНКУРС «ЗНАТОКИ»

(СОВМЕСТНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП, ПОСЕЩАЮЩИХ ЛОГОПУНКТ).











Учитель-логопед Вильданова Р.Р.

Учитель-логопед Матвеева А.В.



Бугульма 2015 год.







1.Образование притяжательных прилагательных.

2. Образование родственных слов

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Образование качественных прилагательных.

5.Образование сложных слов из двух простых.

6. Совершенствование использования детьми простых и сложных предлогов (за, под, из-за, из-под).

7.Совершенствование предложных конструкций

8.Совершенствование синтаксической стороны речи.









Закрепление пройденного материала.

1.Игра «Наоборот». К словосочетаниям левого столбика подобрать словосочетания противоположные по значению из правого, соединив стрелочками. ЗНАТЬ!

Большой слон- черный медведь

Пушистая лиса- добрая белка

Хищный тигр- южный (верблюд)

Белый медведь маленький еж

Злой волк- гладкий тюлень

Северный (песец)- травоядный жираф

2. Игра «Собери семью родственных слов», сюда входят названия «мамы» животного, детеныша в единственном и множественном числе. Например:

Еж-ежиха, ежонок, ежата. Написать, знать!

Заяц-

Волк-

Барсук-

Медведь-

Лис-

3. Игра «Из чего сделаны игрушки». Например: стол из пластмассы- пластмассовый стол. Написать, знать!

-кроватка из дерева-

Коляска из пластмассы-

Кукла из резины-

Мишка из плюша-

Кастрюля из железа-

Маска из картона-

4. Игра «Прятки». Прячем игрушки, используя словосочетания из предыдущего задания ( №3) и предлоги: за, под, в. Записать свои варианты. Четко проговаривать получившиеся предложения!

Например: я спрятал лису под картонной маской.

-Я спрятал (а) волка…

-Я спрятал льва

-Я спрятал зайца

-Я спрятал жирафа

- Я спрятал тигра

-Я спрятал обезьяну

5. Найти или нарисовать на отдельных листочках картинки с данными животными(лев, заяц). Устно составить по этим картинкам интересные предложения.





4. Игра «Прятки». Прячем игрушки, используя словосочетания из предыдущего задания ( №3) и предлоги: за, под, в. Записать свои варианты. Четко проговаривать получившиеся предложения!

Например: я спрятал лису под картонной маской.

-Я спрятал волка

-Я спрятал льва

-Я спрятал зайца

-Я спрятал жирафа

- Я спрятал тигра

-Я спрятал обезьяну

5. Найти или нарисовать на отдельных листочках картинки с данными животными(тигр, зебра). Устно составить по этим картинкам интересные предложения.







4. Игра «Прятки». Прячем игрушки, используя словосочетания из предыдущего задания ( №3) и предлоги: за, под, в. Записать свои варианты. Четко проговаривать получившиеся предложения!

Например: я спрятал лису под картонной маской.

-Я спрятал волка

-Я спрятал льва

-Я спрятал зайца

-Я спрятал жирафа

- Я спрятал тигра

-Я спрятал обезьяну

5. Найти или нарисовать на отдельных листочках картинки с данными животными(рысь, жираф). Устно составить по этим картинкам интересные предложения.







4. Игра «Прятки». Прячем игрушки, используя словосочетания из предыдущего задания ( №3) и предлоги: за, под, в. Записать свои варианты. Четко проговаривать получившиеся предложения!

Например: я спрятал лису под картонной маской.

-Я спрятал волка

-Я спрятал льва

-Я спрятал зайца

-Я спрятал жирафа

- Я спрятал тигра

-Я спрятал обезьяну

5. Найти или нарисовать на отдельных листочках картинки с данными животными(волк, медведь). Устно составить по этим картинкам интересные предложения.







4. Игра «Прятки». Прячем игрушки, используя словосочетания из предыдущего задания ( №3) и предлоги: за, под, в. Записать свои варианты. Четко проговаривать получившиеся предложения!

Например: я спрятал лису под картонной маской.

-Я спрятал волка

-Я спрятал льва

-Я спрятал зайца

-Я спрятал жирафа

- Я спрятал тигра

-Я спрятал обезьяну

5. Найти или нарисовать на отдельных листочках картинки с данными животными(обезьяна, страус). Устно составить по этим картинкам интересные предложения.



© 2010-2022