Рабочая программа инструктора по труду (сокращенная)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Березка»



Рабочая программа

инструктора по труду

Муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения

города Когалыма «Березка»

( в сокращении)



Автор-составитель:

Коломийчук Н. П. ,

инструктор по труду






г. Когалым

2015 г.

Содержание

I Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….

1.1.1. Цели и задачи реализации программы….....................................................

1.1.2. Принципы построения программы…………................................................

1.1.3. Общая характеристика Программы………………………………………..

1.1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей….

1.2. Планируемые результаты……………………………………………………..

II Содержательный раздел…

2.1. Система воспитательно-образовательной работы по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»

2.1.1.Изобразительная деятельность рисование……………………………………..………………………......................12

2.2. Способы поддержки детской инициативы………………………………………

2.3. Особенности взаимодействия с семьей………………………………………

III Организационный раздел……………………

3.1 Организация образовательного процесса……………………………….







I Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации программы

Рабочая программа (далее Программа) составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Березка» (далее ООП ДО) с учетом Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

Ведущая цель Программы - обеспечение равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования через создание условий, открывающих возможности для его оздоровления, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Данная цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) через решение следующих задач, соответствующих ФГОС ДО:

  1. Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе, их эмоционального благополучия;

  2. Обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  3. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  4. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

  5. Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

  6. Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

  7. Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

  8. Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

  9. Комплексного оздоровления, укрепления психофизического и физиологического здоровья детей через развитие физических качеств, формирования правильной осанки и профилактику плоскостопия, формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, о здоровом образе жизни.

  10. Социализации детей дошкольного возраста путем:

  • Формирования знаний о себе, как представителе человеческого рода, об обществе, в котором они живут, о моральных и нравственных ценностях, нормах, правилах, быте, обычаях и традициях своего и других народов;


  • Формирования основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.


  • создания условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек в игровой деятельности, повышение уровня их игровых умений и навыков.

1.1.2. Принципы построения Программы

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей (обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства).

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Кроме того, при построении Программы учитывались принципы дошкольного образования, также отраженные в ФГОС ДО:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Авторы Программы считают важным при построении Программы также (в соответствии с Примерной программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) :

  • принцип интеграции образовательных областей соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

1.1.3. Общая характеристика Программы.

Автор - составитель Программы:

Инструктор по труду Коломийчук Н. П.

Сроки реализации Программы: 2015-2019 учебный год

Нормативно-правовая база Программы:

Федеральный уровень

Региональный уровень

Муниципальный уровень, локальные акты ДОУ

Конституция Российской Федерации;

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы» (в редакции Постановления правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 июля 2014 года №251-п)

Приказ Управления образования Администрации города Когалыма от 18.02.2014г. «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организациях города Когалыма»

Конвенция ООН о правах ребенка;

Письмо ДОиМП от 13.01.2013 №67 «"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Приказ МБДОУ д/с «Березка» от 21.02.2014г. №25/1 «О введении в действие ФГОС ДО»;

Федеральный закон от 29.12.2012г. №273ФЗ «Об образовании»;

Приказ МАДОУ «Березка» от___________ «Об утверждении Положения о рабочей программе педагога».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №26 « Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 4.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"


Программы


  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы; Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Москва 2014г.

Методические пособия


  • ФГОС Москва 2014.

  • Т. С. Методика обучений изобразительной деятельности и конструированию под редакцией Т. С. Комаровой Москва 1991.

Т. С. Комарова

  • «Детское художественное творчество» М. 2008.

  • «Изобразительная деятельность в детском саду» М.2008.

  • «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе» М. 2013

  • «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе» М. 2012

  • «Развитие художественных способностей дошкольников» Москва 2013г.

И. А. Лыкова

  • «Изобразительная деятельность - Планирование во всех возрастных группах» М. 2007

Д. Н. Колдина

  • «Рисование с детьми 3 - 4 лет» М. 2013

  • «Рисование с детьми 6 - 7 лет» М. 2013

  • В. Н. Волчкова, Н. В. Стапанова «Конспекты занятий в старшей группе изо» Воронеж 2004г.

  • Т. А. Николкина «Изобразительная деятельность конспекты занятий в подготовительной группе» Волгоград 2012г.

  • Р. Г. Козакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» М. 2008г.

  • Е. В. Потапова «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов ДОУ» Санкт - Петербург 2012г

  • Г. С. Швайко «Занятия изобразительной деятельности в детском саду» М. 2001.

  • О. В. Павлова «Изобразительная деятельность и художественный труд. Вторая младшая группа. Конспекты занятий» Волгоград 2011.

  • В. А. Баймашова «33занятия по рисованию в детском саду» М. 2013 и другие.

……….


Методическое обеспечение Программы

1.1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей

Ссылка - Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Веракса стр. 234.

  1. Планируемые результаты.

II Содержательный раздел

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности по образовательной области (направление):

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (Рисование)

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модель- ной, музыкальной и др.)».

Основные цели и задачи

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении. Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства. Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.

Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Подводить детей к восприятию произведений искусства. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различению видов искусства через художественный образ. Готовить детей к посещению кукольного театра, выставки детских работ и т. д.

Средняя группа (от 4 до 5 лет) Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора. Познакомить детей с профессией художника. Побуждать узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство). Учить различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы, музыка, картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура). Учить выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной. Познакомить детей с архитектурой. Формировать представления о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания), - это архитектурные сооружения; дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д. Вызывать интерес к различным строениям, расположенным вокруг детского сада (дома, в которых живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр).

Привлекать внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей. Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей). Поощрять стремление детей изображать в рисунках, реальные и сказочные строения. Организовать посещение музея (совместно с родителями), рассказать о назначении музея. Развивать интерес к посещению кукольного театра, выставок. Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами. Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства). Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

Старшая группа (от 5 до 6 лет) Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Продолжать знакомить с жанрами изобразительного искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности. Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).

Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения - декор и т. д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д. Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов. Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, художественных промыслах. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности. Формировать интерес к классическому и народному искусству, (изобразительному искусству, архитектуре). Формировать основы художественной культуры. Развивать интерес к искусству. Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, архитектура). Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Продолжать знакомить детей с произведениями живописи: И. Шишкин («Рожь», «Утро в сосновом лесу»), И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»), А. Саврасов («Грачи прилетели»), А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос»), В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др.

Расширять представления о художниках - иллюстраторах детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.). Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками. Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.). Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Формировать умение выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей. Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д. Знакомить с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие - в каждом городе свои. Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши). Расширять представления детей о творческой деятельности, ее особенностях; формировать умение называть виды художественной деятельности, профессии деятелей искусства (художник, архитектор и т. п). Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Формировать представление о значении органов чувств человека для художественной деятельности, формировать умение соотносить органы чувств с видами искусства (музыку слушают, картины рассматривают, стихи читают и слушают и т. д.). Знакомить с историей и видами искусства; формировать умение различать народное и профессиональное искусство. Организовать посещение выставки, театра, музея, цирка (совместно с родителями). Расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Изобразительная деятельность

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках. Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.). Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Приобщатьдетей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»). Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.

Средняя группа (от 4 до 5 лет) Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук. Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное декоративное искусство и др.) как основе развития творчества. Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании. Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно, не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в порядке, по окончании работы убирать все со стола.Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.).

Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать представление о том, как можно получить эти цвета. Учитьсмешивать краски для получения нужных цветов и оттенков. Развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения. Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш. Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине. Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги). Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Старшая группа (от 5 до 6 лет) Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение. Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени). Учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Развивать способность наблюдать явления природы, замечать их динамику, форму и цвет медленно плывущих облаков. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель), расширять представления о народных игрушках (матрешки - городецкая, богородская; бирюльки). Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм). Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное). Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок. Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений. Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках. Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день - наклоняться и т. д.). Учить передавать движения фигур.

Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п). Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. Учить рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой). Учить рисовать кистью разными способами: широкие линии - всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета. Сюжетное рисование.Учить детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и др.). Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.). Декоративное рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки). Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце). Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности. Воспитывать самостоятельность; учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства. Продолжать учить рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину. Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа. Предметное рисование.Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа.

Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью - до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др. Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш. Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки. Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие - красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка. Учить детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и т. п.). Сюжетное рисование. Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа - передний план или дальше от него - задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжать формировать умение передавать в рисунках, как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения. Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

2.2.Способы поддержки детской инициативы

Способы поддержки детской инициативы (Выставки, конкурсы)

в освоении образовательной программы

Выставка детских рисунков

«Осень золотая» (октябрь)

Выставка детских рисунков

«Зимушка - зима» (декабрь)

Конкурс детского рисунка внутри сада.

Тема: «Все мы любим рисовать!» (декабрь)

Выставка детских рисунков.

«Яркие удивительные образы» (март)

Выставка детских рисунков

«Природа глазами детей» (апрель)

Персональная выставка.

« Я рисую» (май)





2.3. Содержание работы по взаимодействию с семьей.

Сентябрь-ноябрь

Декабрь - январь

Март-апрель

Родительские собрания

«Знакомство с работой розовой изостудии, изобразительными материалами, средствами»

(младшая - подготовительная группы)

Консультации

«Техника работы с различными материалами и их изобразительные возможности»

«Роль в рисовании в овладении письмом»

(подготовительная группа)

Памятки, буклеты

Памятка «Секреты успеха для всех, кто желает вырастить талантливых художников»

Буклет «Воспитание интереса к рисованию»

Индивидуальные беседы

«Советы родителям о процессе рисования детей»

Участие в мероприятиях

День открытых дверей.


III Организационный раздел

3.1. Организация образовательного процесса

Планирование непосредственно образовательной деятельности. Рисование.

Вторая младшая группа.

месяц

Тема.

Темы по рисованию.

Сентябрь

«Осень»

1-2

«До свидания, лето. Здравствуй детский сад»

«Трава и кусты»

Цель: подвести детей к изображению знакомых предметов.

Задачи: Учить наносить штрихи и проводить в разных направлениях длинные и короткие прямые линии, ритмично располагая штрихи на поверхности бумаги. Развивать умение правильно держать карандаш. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к игровым персонажам.

«Осенний листопад»

Цель: Совершенствоваться технику рисования кисточками, красками.

Задачи: Учить детей рисовать кисточкой способом «примакивания», меняя цвет краски; закреплять умение правильно держать кисть. Учить различать и называть цвета. Развивать речь, мышление.

3-4

«Осень. Дары осени. Животные осенью».

«Лук»

Цель: Продолжать формировать у детей изображать округлые формы.

Задачи: Продолжать учить детей рисовать округлые формы слитным движением руки. Формировать умение набирать краску на кисть, аккуратно обмакивая ее все ворсом в баночку с краской, снимая лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку.

«Ежик»

Цель: Формировать умение рисовать ежика.

Задачи: Учить изображать ежика из округлой формы и линий, умение соединять их. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш.

Октябрь

«Наш дом и быт»

1

«Одежда»

«Платок для дымковской барыни»

Цель: приобщать детей к декоративной деятельности.

Задачи: Продолжать знакомить детей с народным промыслом - дымковской игрушкой. Научить выделять декоративные элементы украшения игрушек (кружок, полоска, точка). Учить детей составлять простой узор по мотивам дымковской росписи (круг, точка, линии) Воспитывать интерес к народной игрушке.

2

«Мониторинг»

«Рисуем по замыслу» (карандашами)

Цель: выявить знания и умения детей в рисовании

3

«Посуда»

«Стакан с полосками»

Цель: формировать умение рисовать вертикальные полоски.

Задачи: Учить детей украшать стакан полосками, рисовать линии сверху вниз. Продолжать развивать умение пользоваться красками и кистью аккуратно.

4

«Дом, квартира, мебель»

«Избушка трех медведей»

Цель: Подводить детей к изображению прямоугольной формы.

Задачи: Учить рисовать избушку; закрепить представление детей о предметах, имеющих прямоугольную форму. Учить детей ориентировать на листке бумаги, аккуратно пользовать красками, кистью.

Ноябрь

«Я, моя семья, моя страна»

1-2

«Моя внешность, моя семья»

«Улыбнемся мы друг другу»

Цель: формировать дружеские взаимоотношения.

Задачи: Закрепить умение рисовать карандашами; учить ориентировать в контуре (справа, слева, посередине). Развивать внимание, воспитывать дружеское отношение друг к другу.

«Носовой платочек подарю я маме»

Цель: приобщать детей к декоративной деятельности.

Задачи: Учить детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии, круги. Украсить бумажный квадрат яркими красками. Воспитывать любовь к маме, желание ее порадовать.

3-4

«Труд взрослых»

«Дорожка»

Цель: Формировать умение свободного движения карандашом.

Задачи: Закреплять умение правильно держать карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы, добиваться свободного движения руки с карандашом. Учить контролировать степень нажатия карандаша на бумагу. Учить рисовать произвольные линии.

«Лопатки и грабли»

Цель: Совершенствовать умение правильно пользоваться красками.

Задачи: Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий; рисовать предметы крупно, располагая изображения по всей поверхности листа. Развивать речь и мышление.


Средняя группа.

Месяц.

Тема.

«Темы по рисованию»

Сентябрь

«Осень»

1-2

«До свидания, лето. Здравствуй детский сад»

«Нарисуй картинку про лето»

Цель: Развивать интерес у рисованию.

Задачи: Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять приемы рисования кистью, умение правильно держать карандаш. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.

«Посмотрим в окошко»

Цель: Формировать умение рисовать простые сюжеты.

Задачи: Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Познакомить с новым способом выбора сюжета (определение замысла) - рассматривание вида из окна через видоискатель. Создать условия для творчества. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражения в рисунке.

« Красивые цветы»

Цель: Развивать эстетическое восприятие, художественно - творческие способности.

Задачи: Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. Закреплять умение рисовать кистью и красками, правильно держать кисть, хорошо промывать ее и осушать. Совершенствовать умение рассматривать рисунки, проявлять дружелюбие при оценке работ других детей.

3-4

«Осень. Дары осени. Животные осенью».

«Золотая осень»

Цель: Продолжать развивать эстетическое восприятие.

Задачи: Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать ее о мягкую тряпочку). Подводить детей к образной передачи явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество.

«На яблони поспели яблоки»

Цель: Закреплять и обогащать представления детей о яблоне, о цвете, строении.

Задачи: Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви. Учить детей передавать в рисунке образ фруктового дерева. Закрепить приемы рисования карандашами. Учить быстрому приему рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной эстетической оценке своих работ.

«Кисть рябины, гроздь калины»

Цель: Формировать умение создавать красивые осенние композиции.

Задачи: Учить рисовать кисть рябины ватными палочками, а листок - приемом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма, цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

«Мышь и воробей»

Цель: Создание простых графических сюжетов.

Задачи: Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Подвести к пониманию обобщенного способа изображения животного и птицу. (Мыши и воробья) на основе двух овалов разной величины (туловище и голова). Развивать способности к формообразованию. Воспитывать самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве.

Октябрь

«Наш дом и быт»

1

«Одежда. Обувь»

«Ткань на юбку дымковской кукле»

Цель: Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Задачи: Учить детей рассматривать дымковскую игрушку, выделяя детали узора. Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковских узоров (полоски, круга, точки). Воспитывать интерес к народному промыслу.

«Украшение свитера»

Цель: Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Задачи: Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые дымковские узоры. Украшать полосками одежду, вырезанную из бумаги. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

2

«Мониторинг»

«Рисуем по замыслу» (карандашами)

Цель: выявить знания и умения детей в рисовании

«Рисуем по замыслу» (красками)

Цель: выявить знания и умения детей в рисовании

3

«Посуда»

«Нарисуй стакан»

Цель: Формировать умение у детей рисовать прямоугольник кистью.

Задачи: Учить детей рисовать прямоугольник кистью (сторона, уголок), кисть при этом отрывается. Продолжать развивать умение рисовать узоры на выбор. Воспитывать аккуратность в работе

«Нарисуй красивую тарелку»

Цель: Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров.

Задачи: Продолжать знакомить детей с дымковскими узорами. Учить составлять узор на круге, выделяя середину и кайму и украшать тарелку дымковскими узорами (кругами, точками, линиями). Развивать умение рисовать концом кисти.

4

«Дом, квартира, мебель»

«Дом, в котором ты живешь»

Цель: Формировать умение создавать сюжетные композиции.

Задачи: Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряд окон, развивать умение дополнять изображение на основе впечатления от окружающей жизни

«Сказочный домик - теремок»

Цель: Формировать умение создавать сюжетные композиции.

Задачи: Учить детей передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение, самостоятельность и творчество в изображении сказочного домика. Совершенствовать приемы украшения.

Ноябрь

«Я, моя семья, моя страна»

1-2

«Моя внешность, моя семья»

«Моя семья»

Цель: Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (людей) и соотносить их по величине.

Задачи: Упражнять детей в раскрашивании и дорисовке готовых форм (силуэтов людей). Развивать умение составлять по рисунку рассказ о своей семье. Воспитывать у детей желание радовать своих родных результатами своего труда.

«Девочка пляшет»

Цель: Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (людей) и соотносить их по величине.

Задачи: Учить детей рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине: голова маленькая, туловище большое: девочка одета в платье. Учить изображать простые движения (например, поднятая рука, рука на поясе), закреплять приемы закрашивания красками (ровным, слитными линиями в одном направлении), фломастерами. Побуждать к образной оценке изображений.

«Красивые салфетки в подарок семье» (городец)

Цель: Познакомить детей с городецкими изделиями, учить выделять элементы городецкой росписи (бутон, купавка, розан, листья).

Задачи: Продолжать знакомить детей с городецким народным промыслом. Учить детей рисовать городецкий узор купавка, листья. Учить смешивать краски для получения голубого цвета. Развивать чувство цвета, ритма. Воспитывать интерес к народно - прикладному искусству.

«Маленький гномик»

Цель: Формировать умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (людей) и соотносить их по величине.

Задачи: Учить детей передавать в рисунке образ маленького человека - лесного гномика, составляя изображение из простых частей: круглая головка, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдая при этом в упрощенном виде соотношение по величине. Закреплять умение рисовать красками и кистью.

3-4

«Труд взрослых»

«Рыбки плавают в аквариуме»

Цель: Формировать умение рисовать сюжетные композиции

Задачи: Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях. Правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закрепить умение рисовать кистью и красками, использовать штрихи разного характера. Воспитывать уважение к труду взрослых, которые ухаживают за рыбками.

«Филимоновские игрушки»

Цель: Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам филимоновских узоров.

Задачи: Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Учить украшать простейшими элементами филимоновской росписи - полосок, елочек и цветов. Закрепить знания детей о составлении узора. Воспитывать уважение к народным умельцам.

«Платочки и полотенца сушатся на веревке»

Цель: Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

Задачи: Учить детей передавать различия между квадратной и прямоугольной формами. Продолжать учить закрашивать карандашами, непрерывными движениями туда - обратно, в одном направлении, не выходя за контур. Учить ориентироваться на листе бумаги.

«Украшение фартука» (городец)

Цель: Развивать цветовое восприятие.

Задачи: Продолжать знакомить с городецкой росписью. Учить украшать фартук розанами и листьями. Развивать чувство цвета, ритма. Формировать умение смешивать краски для получения розового цвета.







Старшая группа.


Сентябрь

«Осень»

1-2

«День знаний, города, нефтяника»

«Закладка для книги»

Цель: Знакомить детей с городецким росписью, ее цветовым строем, элементами композиции.

Задачи: Обогащать представления детей о народном искусстве. Расширять знания о городецкой росписи. Обратить внимание детей на яркость, нарядность городецкой росписи; составные элементы, цвет, композицию, приемы их создания. Учить располагать узор на полоске, составлять оттенки при рисовании гуашью. Развивать художественный вкус, чувство ритма. Вызвать чувство удовлетворения от умения сделать полезную вещь.

«Цветные страницы»

Цель: Закреплять знания об уже известных цветах: знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, сиреневый).

Задачи: Учить детей задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме и выдерживать это условие до конца. Добиваться образного решения намеченной темы. Закреплять приемы рисования гуашью, учить добавлять белила для получения оттенков цвета (голубой, розовый).Знакомить с новым цветом фиолетовый, сиреневый. Развивать воображение и творчество.

«Дети танцуют на празднике в детском саду»

Цель: Развивать композиционные умения, учить располагать изображения по всему листу.

Задачи: Отрабатывать умение изображать фигуру человека в движении. Учить добиваться выразительности образа (хорошо переданные движения, их разнообразие, нарядные платья пляшущих) Закреплять приемы рисования карандашами, умение использовать при закрашивании нажим на карандаш разной силы. Развивать эмоционально положительное отношение к созданию изображений.

«Автобус, украшен флажками, едет по улице»

Цель: Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно - творческие способности.

Задачи: Учить детей изображать отдельные виды транспорта; передавать форму основных частей. Деталей, их величину и расположение. Учить красиво, размещать изображение на листке, рисовать крупно. Закреплять умение рисовать карандашами для получения оттенков цвета. Воспитывать любовь к городу.

3-4

«Сбор урожая, труд человека осенью. Хлеб+ птицы, насекомые».

«Натюрморт с овощами» (1 - 2)

Цель: Расширить знания детей об изобразительном искусстве: познакомить с натюрмортом.

Задачи: Познакомить детей с новым жанром живописи - натюрмортом; дать представление о том, какие предметы изображаться на натюрмортах: цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта. Познакомить с репродукциями натюрмортов. Учить делать набросок на листке простым карандашом, передавая форму, размер и расположение. Учить оформлять работу восковыми мелками.

«Осенний лес» (1 - 2)

Цель: Расширить знания детей об изобразительном искусстве: познакомить с пейзажем.

Задачи: Познакомить с произведениями И. Левитана. Учить детей называть и выделять на картинах жанр живописи - пейзаж. Учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья (большие , маленькие, высокие, низкие, стройные, прямые и искривлённые), птиц, насекомых. Учить по-разному изображать деревья, траву, листья, птиц. Развивать активность, творчество. Продолжать умение радоваться красивым рисункам.

Октябрь

«Наш дом и быт»

1

«Одежда. Обувь, головные уборы, в т.ч. народов Севера»

«Кукла в русском костюме»

Цель: Продолжать совершенствовать умение рисовать человека, обращая внимание на отличия по форме, величине, пропорциям частей тела.

Задачи: Закреплять умение изображать фигуру человека. Учить передавать характерные детали костюма. Упражнять в создании контура простым карандашом и аккуратно закрашивании карандашами, используя разную силу нажима на карандаш. Воспитывать интерес и уважение к русским традициям.

«Шапка и варежки»

Цель: Продолжать знакомить детей с региональной росписью, ее цветовым строем, элементами композиции.

Задачи: Учить рисовать предметы одежды. Знакомить с региональной росписью. Учить украшать хантыйскими узорами одежду в одном стиле и цвете. Формировать чувство композиции и ритма.

2

«Мониторинг»

«Рисование по замыслу»

Цель: выявить знания и умения детей в рисовании

«Рисование по замыслу»

Цель: выявить знания и умения детей в рисовании

3

«Посуда. Труд повара»

«Городецкая тарелка»

Цель: Продолжать знакомить детей с городецким росписью, ее цветовым строем, элементами композиции.

Задачи: Продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить детей составлять узор городецкой росписи: купавки, розана, листьев. Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям. Сочетать в окраске два близких цвета розовый с красный, голубой с синим. Развивать умение в смешивании цветов.

«Гжельская чаша»

Цель: Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, ее цветовым строем, элементами композиции.

Задачи: Знакомить детей с гжельским промыслом, росписью. Учить выделять характерные особенности гжельской росписи, украшать бордюр чашки простыми элементами ( прямыми и волнистыми линиями разной толщины, точками). В середине чашки нарисовать гжельскую розу. Развивать умение ориентироваться на шаблоне: располагая правильно узор на чаше. Розу - в центре, линии на бордюре чаши. Воспитывать уважение к труду народных умельцев.

4

«Дом, квартира, мебель, электроприборы»

«Лубяная избушка»

Цель: Закреплять знания о цветах и их оттенках.

Задачи: Знакомить детей с теплыми тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя теплую гамму цветов. Закреплять приемы рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий. Развивать композиционные умения, вносить в рисунок дополнения.

«Ледяная избушка»

Цель: Закреплять знания о цветах и их оттенках.

Задачи: Познакомить детей с холодными тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя холодную цветовую гамму. Закреплять приемы рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий. Развивать композиционные умения, вносить в рисунок дополнения.

Ноябрь

«Я, моя семья, моя страна»

1-2

«Моя семья, страна»

« Как я с папой (мамой) иду из детского сада домой»

Цель: Продолжать совершенствовать умение рисовать человека взрослого и ребенка их отличия.

Задачи: Вызвать у детей желание передавать в рисунке радость от встречи с родителями. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать различие в величине фигуры взрослого и ребенка. Закреплять умение сначала легко прорисовывать простым карандашом основные части, а затем закрашивать, используя разные приемы, выбранные ребенком материалы. Вызвать радость от созданного изображения.

«Мой друг» (1 -2)

Цель: Знакомить с жанром живописи - портретом.

Задачи: Формировать интерес к самопознанию через отражение в рисунке особенностей свое внешности; знакомить с жанром изобразительного искусства - портретом. Развивать художественное восприятие образа человека. Совершенствовать умение детей подбирать и использовать изобразительные техники, соответствующие выразительному образу.

«Спасская башня Кремля»

Цель: Знакомить детей с архитектурой.

Задачи: Учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей. Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей. Развивать глазомер, зрительно - двигательные координации. Упражнять в создании первичного карандашного наброска. Формирование общественных представлений. Любви к Родине.

3-4

«Труд взрослых в т. ч. Народов Севера»

«Профессии, которые мне нравятся»

Цель: Развивать композиционные умения.

Задачи: Формировать нравственно - эстетическое отношение и интерес к образу человека; учить отражать в рисунке выразительность внешнего вида людей различных профессий; отбирать разные техники, соответствующие изображаемому образу.

«Вот он почтальон»»

Цель: Совершенствовать технику рисования карандашами.

Задачи: Продолжать развивать образ человека. Учить создавать в рисунке образ почтальона (пропорции фигуры, характерные особенности одежды, детали). Закреплять умение рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветных карандашами. Отрабатывать навык аккуратного закрашивания. Развивать умение оценивать свои рисунки.

« Мой северный край» (1 -2)

Цель: Учить детей создавать сюжетные композиции.

Задачи: Учить детей рисовать людей - хантов в их национальной одежде, украшать ее хантыйскими узорами. Рисовать жилище хантов - чум, животных, природу. Развивать композиционные умение. Учить располагать предметы, чтоб они загораживали друг друга. Закреплять способы и приемы рисования различными материалами: красками, карандашами, фломастерами.





Подготовительная группа.


Сентябрь

«Осень»

1-2

«День знаний, города, нефтяника»

«Как я провел лето?»

Цель: Формировать умение у детей размещать изображение на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего) передавать различия в величине изображаемых предметов.

Задачи: Вызвать приятные воспоминания о лете. Предоставить детям возможность самостоятельно выбирать материал и способ передачи своих впечатлений. Развивать способность вписывать композицию в лист. Закреплять умение рисовать гуашью. Развивать художественный вкус.

«Моя первая буква»

Цель: Формировать устойчивый интерес к рисованию.

Задачи: Закреплять умение детей рисовать крупно и аккуратно. Учить детей составлять декоративный узор из разнообразных элементов. Упражнять детей в подборе красивых сочетаний и цветов. Развивать у детей творческие способности, наблюдательность, чувство цвета, самостоятельность.

«Покажем Буратино наш город»

Цель: Формировать умение строить композицию рисунка.

Задачи: Вызвать интерес, желание передать картины родного города. Побуждать детей к выполнению разнообразных рисунков, используя разные выразительные средства (композиция, цвет, колорит и т.п.) Приучать к предварительному созданию образа; совершенствовать технику рисования с различными материалами (гуашь, фломастеры, карандаши) Развивать внимание. Воспитывать любовь к родному городу.

«Нефтяник»

Цель: Совершенствовать технику изображения.

Задачи: Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом. Совершенствовать умение изображать предметы и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Формировать передавать различия в величине изображаемых предметов. Воспитывать уважение к труду нефтяников.

3-4

«Сбор урожая, труд человека осенью. Хлеб+ птицы, насекомые».

« Золотая осень» (1 -2)

Цель: Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства.

Задачи: Продолжать знакомить детей с пейзажной живописью. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и адекватно и эмоционально откликаться на него. Учить внимательно, рассматривать художественные картины, формировать у детей интерес к средствам выразительной пейзажной живописи, сравнивать и находить сходство и различие в манере исполнения. Учить передавать в рисунке характерные особенности золотой осени, совершенствовать технику рисования гуашевой краски.

« Натюрморт из осенних плодов»

Цель: Расширить знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.

Задачи: Знакомить детей с жанром натюрморта и репродукциями натюрмортов. Продолжать учить рисовать натюрморт, состоящий из предмета сервировки и фруктов, гуашью, передавая форму, цвет, размер, пропорции предметов. Развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображение с натурой.

«Насекомые на лужайке»

Цель: Совершенствовать умение изображать предметы по памяти, развивать наблюдательность.

Задачи: Учить детей рисовать насекомых по представлению. Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету. Формировать эстетические суждения, учить аргументировано и развернуто оценивать изображения, созданные как самим ребенком, так и его сверстником.

Октябрь

«Наш дом и быт»

1

«Одежда. Обувь, головные уборы, в т.ч. народов Севера»

«Как носила девица красный сарафан»

Цель: Совершенствовать технику изображения.

Задачи: Показать особенности национального костюма на Руси. Развивать способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги, декор и т.д.). Закреплять технические навыки и умения рисования разнообразными художественными материалами. Развивать эстетический вкус.

«Хантыйский орнамент»

Цель: Знакомить детей с региональным декоративным искусством.

Задачи: Совершенствовать знания о хантыйском народе. Расширять активный словарь детей, побуждая произносить новые слова. Вызвать у детей интерес к творчеству хантыйского народа к его орнаменту. Учить рисовать хантыйские узоры, концом кисти всем ворсом. Развивать умение выражать эмоциональное отношение к собственной деятельности.

2

«Мониторинг»

«Рисование по замыслу»

Цель: выявить знания и умения детей в рисовании

«Рисование по замыслу»

Цель: выявить знания и умения детей в рисовании

3

«Посуда. Труд повара»

«Роспись доски городецким узором»

Цель: Формировать умение создавать узоры по мотивам городецкой росписи.

Задачи: Продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Учить выделять основные элементы узора. Учить рисовать новые элементы узора - ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кисти. Закреплять навыки смешивание красок на палитре для получения нужного цвета. Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме.

«Роспись чайного сервиза гжельским узором» (коллективная работа)

Цель: Формировать умение создавать узоры по мотивам гжельской росписи

Задачи: Знакомить детей с предметами гжели, их росписью. Учить рисовать узоры гжели: цветок, дополненный веточками, спиральками, листочками. Учить строить композицию из элементов узора по форме правильно: по середине - цветок с листьями, по крае посуды - кайму - сеточки, линии. Воспитывать интерес к народно - декоративно прикладному искусству Гжели.

4

«Дом, квартира, мебель, электроприборы»

«Роспись электрического самовара хохломским узором» (1 -2)

Цель: Формировать умение создавать узоры по мотивам хохломской росписи.

Задачи: Продолжать знакомить детей с народным декоративно - прикладным искусством - хохломой. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: реснички, травинки, усики, завитки, капельки, кустики, ягодки. Формировать умение рисовать концом кисти, всем ворсом кисти. Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Ноябрь

«Я, моя семья, моя страна»

1-2

«Моя семья, страна»

«Мама и папа гуляют со своим ребенком в сквере, по улице»

Цель: Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, пропорции, композицию.

Задачи: Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. Учить располагать предметы на листе соответственно содержанию и композиции. Упражнять в закрашивании предметов, не выходя за контур. Развивать интерес, воспитывать любовь к родным, желание их порадовать рисунками.

«Помогите бабушке вспомнить сказки»

Цель: Развивать образные представления, формировать эстетические суждения.

Задачи: Оживить в памяти детей впечатления от прослушанных сказок. Побуждать детей к передаче в рисунке сказочных образов, используя разнообразные средства выразительности. Формировать умения создавать выразительную композицию, передавая позу, движение. Формировать умения замечать и объяснять выразительность рисунков, развивать эмоциональную отзывчивость при их восприятии.

«Аленький цветочек»

Цель: Формировать умение строить композицию рисунка, передавать движение людей, животных, растений, склоняющих от ветра.

Задачи: Развивать эстетическое восприятие, воображение, формировать творчество детей. Продолжать учить передавать сюжеты, изображать отдельных персонажей сказки. Закреплять композиционные умения, развивать чувство цвета.

«Кремль»

Цель: Развивать умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений.

Задачи: Учить детей рисовать простым карандашом силуэты башен и стен Кремля, передавая их формы, строение, величину частей, характерные детали. Закрепить способы рисования прямых линий, прямоугольных форм, способы закрашивания изображения. Развивать интерес. Воспитывать уважение к искусству архитекторов, которые создали башню известную во всем мире.

3-4

«Труд взрослых в т. ч. Народов Севера»

«Цветы в Городце»

Цель: Развивать декоративное творчество у детей: умение создавать узоры по мотивам городецкой росписи.

Задачи: Продолжать знакомить детей с промыслом города Городца с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву, спецификой создания декоративных цветов (бутон и купавок). Учить использовать для украшения цветов оживки. Закреплять умение рисовать кончиком кисти и пользоваться палитрой. Воспитывать уважение к труду народных умельцев.

«Фургон артистов»

Цель: Совершенствовать технику рисования красками, кистью.

Задачи: Побуждать детей доступными средствами выразительности передавать строение фургона для артистов. Продолжать учить приемам декоративного украшения изображаемого предмета (фургона) с помощью кисти. Развивать композиционные умения, дополняя рисунок другими образами, предметами.

«Оленевод»

Цель: Совершенствовать технику изображения.

Задачи: Закрепить умение рисовать человека, соблюдая форму, величину, пропорции частей тела. Продолжать формировать умение строить композицию рисунка; передавать движение людей и животных, различия в величине. Учить проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

«Мастерица хантыйских узоров»

Цель: Продолжать знакомить с региональным декоративным искусством.

Задачи: Продолжать умение рисовать человека, передавая форму, величину, пропорции его частей тела. Развивать умение рисовать хантыйские узоры, используя характерные для него элементы и цветовую гамму.



© 2010-2022