Проект по экологии Юные защитники природы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МПроект по экологии Юные защитники природыуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Золушка»

Проект по экологии Юные защитники природы

Проект по экологии Юные защитники природы

Воспитатель:

Кольцова Н.В.

г.Когалым

2014-2015 г.

Содержание

1.Введение

1.1. Актуальность………………………………………………………………

1.2.Анализ ситуации………………………………………………………….

2.Содержание проекта………………………………………………………..

2.1. Цели и задачи проекта…………………………………………………

2.2. Этапы реализации проекта………………………………………………….

2.3. Ресурсное обеспечение…………………………………………………….

2.4. Содержание деятельности педагогов, дошкольников, родителей……..

3. Результат







Введение

Мир, окружающий ребенка - это,

прежде всего, мир природы

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе

вечный источник детского разума

В. Сухомлинский

Проект «Юные защитники природы» разработан для целенаправленной работы с детьми старшего дошкольного возраста детского сада «Золушка». Материалы проекта разрабатывались с учетом современных достижений педагогики, психологии и практики дошкольного образования и воспитания.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под уг­розой будущее всего человечества, никто не станет отрицать, что эколо­гическое воспитание подрастающих поколений - одна из актуальных за­дач современности. Разумное отно­шение к природе, окружающему ми­ру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. На­иболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспи­тания является дошкольный, а затем и школьный периоды детства. В эти пе­риоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и нежи­вой природы.

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов и содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

  • непосредственно образовательная деятельность;

  • опытно-экспериментальная деятельность;

  • наблюдения и экскурсии;

  • экологические акции;

  • целевые прогулки;

  • праздники, развлечения;

  • выставки;

  • работа с родителями

1.1. Актуальность

В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологиче­ского образования подрастающего поколения. Это обусловливает те по­зитивные изменения, которые наме­тились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологиче­ского мировоззрения; сложилась оп­ределенная система целенаправлен­ного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания эко­логической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в ок­ружающей природной среде, приви­тия практических природоохранных навыков.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Отсутствие или недостаток эмо­циональных, чувственных контактов с природой, информации об окружаю­щем мире, ограничение удовлетворе­ния потребностей ребенка в приобре­тении тех экологических ценностей, которые признаются обществом, приводят к экологической депривации - невозможности удовлетворения своих базовых потребностей из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам. В современных условиях даже малей­шее ограничение потребностей детей в общении с природой недопустимо и может привести к серьезным ослож­нениям не только в решении задач экологического образования подрас­тающего поколения, но и развития личности ребенка.

При организации процесса эко­логического образования детей до­школьного возраста необходимо учи­тывать, три главные особенности этого возраста: психологическую включенность в мир природы, восприятие природных объектов в ка­честве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы. В дошкольном детстве происходит ин­теграция ребенка в общество и куль­туру, осуществляется присвоение ре­бенком экологической субкультуры детства, которая обеспечивает фун­дамент для развития экологичной личности, обладающей экоцентрическим типом экологического сознания.

Вывод:

В этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагоги­ческих технологий сопровождения процесса присвоения детьми эколо­гической субкультуры детства. Активно­е экологическое сознание формируется в процессе деятельнос­ти. Если мальчик или девочка огора­живают муравейники, спасают маль­ков, они участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие (что само по себе очень важно), а происходит нечто большее, что в слабой степени отра­жает термин «формирование созна­ния». Для детей дошкольного возраста актуально эмоциональное пережи­вание, связанное с процессом обще­ния, разнообразная деятельность, экологическая активность.





















Анализ ситуации

Благоприятные факторы

Неблагоприятные факторы

Политические

Подкрепленная законодательная база:

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конвенция дошкольного образования;

  • Закон «Об образовании» РФ;

  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • Наличие вариативных программ МАДОУ;

  • Типовое положение о МАДОУ;


  • Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе;

  • Потребительское отношение людей к природным ресурсам и ухудшение экологии;

  • Молодые родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию своих детей, недооценивая положительное влияние природы на полноценное и гармоничное развитие детей дошкольного возраста;

  • Ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых.

Экономические

  • Ежеквартальное премирование в МАДОУ по результатам профессиональной деятельности педагогов;

  • Возможность внебюджетного финансирования


  • Непомерные нагрузки по обеспечению возросшего документооборота в деятельности воспитателей;

  • Недостаточное техническое обеспечение образовательного процесса в МАДОУ

Социальные

  • Повышение уровня экологической образованности родителей воспитанников;

  • Активность родителей в оказании помощи в работе с детьми;


  • Чрезмерная занятость родителей на производстве влечет за собой нехватку свободного времени для проведения культурного досуга с ребенком на природе




Анализ внутренней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Программно - методическое обеспечение

Наличие программ и технологий:

- «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МАДОУ д/с «Золушка» 2011год

- Программа «Юный эколог»

С. Н. Николаевой, 2005 г.,

- Методическое обеспечение:

учебно-методическая литература, подписные и периодические издания.

- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.

- Незнание детьми правил поведения

в природе;

- Неспособность предусмотреть

последствия своих действий;

- Отсутствие экологических знаний и

педагогического опыта у родителей

воспитанников.

Материально - техническая база

- Предметно - развивающая среда группы отвечает современным

требованиям и составляет:

- уголок природы в группе;

-экологическая тропа на участке детского сада;

- экологическая комната;

- огород и цветники на участках детского сада;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием.

- Недостаточное количество средств ТСО в группе



























Проблема

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Поэтому экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в МАДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

НПроект по экологии Юные защитники природыПроект по экологии Юные защитники природыеобходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.

2. Содержание

2.1. Цель и задачи проекта

Цель: Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе.

Задачи проекта:

  • Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.

  • Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

  • Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

  • Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

  • Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: МАДОУ - семья.

  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.













ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

Дети

Педагоги

Родители


  • повышение уровня экологической культуры, познавательной активности;

  • Развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;

  • воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе


  • приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

  • Пополнение предметно- развивающей среды группы.


  • повышение экологической культуры родителей;

  • создание единого воспитательно-образовательного пространства МАДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

  • Привлечение к созданию предметно - развивающей среды по экологии, участие в совместных экологических мероприятиях






2.2.Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный (сентябрь 2014 г.)

2 этап - деятельностный (сентябрь 2014 - май 2015 г.г.)

3 этап - оценочный (май 2015 г.г.)



ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы













Сентябрь

2014 г.

Знакомство с новыми технологиями:

  • «Познавательно - исследовательская деятельность на экологической тропе»

  • программа С.Н.Николаевой «Юный эколог»

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического материала

Обогащение эколого - игровой среды

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

- оформление выставки в книжном уголке: экологические сказки, рассказы, энциклопедии;

- оборудование уголка экспериментирования;

- видеотека «Разнообразный животный мир»;

- уголок «Времена года»;

- дидактическая игра «Волшебный зонт»

- фотоальбомы и фотовыставки

По плану

Создание сборника наблюдений на прогулке, включающего тематические наблюдения + художественное слово и загадки

По плану

Пополнение уголка природы

По плану

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома

По плану

Проведение консультаций

По плану

Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома

В течение года

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ

Выявить уровень развития экологической воспитанности детей группы

Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы

Сентябрь

2014г.

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников

Сентябрь

2014 г.

Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы

По плану

Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала

Сентябрь

2014 г.

Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающего тематические наблюдения + художественное слово и загадки

В течение года

Проведение экологического праздника «Праздник юных любителей природы»

По плану

Индивидуальная работа с детьми на прогулке

По плану

Работа с педагогами

Консультация для педагогов

«Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников»

По плану

Беседа за круглым столом «Воспитание доброты к природе»

По плану

Оформление дидактических игр с экологическим содержанием

Октябрь

2014 г.

Работа с родителями

Участие в акции «Открытие птичьей столовой»











В течение года

Создание экологической тропы

на участке детского сада, разработка маршрута и мероприятий на тропе

Облагораживание и озеленение территории детского сада

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, фотостенд «Экологическая панорама», памятки экологического содержания)

Посещение родителями занятий

ОЦЕНОЧНЫЙ

Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик»

Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе

Май 2015 г.

Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы

Май 2015 г.

Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы

Май 2015 г.

Презентация проекта (на педагогическом совете)

Май 2015 г.

Определение перспектив работы

Оценка эффективности работы с родителями

Анкетирование

Май 2015г.

Обобщение опыта семейного воспитания

Апрель - май 2015 г.

Фотовыставка «Красота родной природы»

Май 2015 г.







Ресурсное обеспечение

Кадровый потенциал:

☺ Педагоги

☺ Родители

☺ Дети

☺ Инструктор по ИЗО

☺ Музыкальный руководитель

Материально-техническая база:

- Предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на участке;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием



2.4. Содержание деятельности

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса (приложение №1)

Работа с детьми

Экологическое воспитание дошкольников, по мнению Н.С. Николаевой, можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его само­стоятельного поведения.

Осознанно-правильное отношение к природе строится на: пони­мании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни и состояния организма от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; по­нимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных или специально созданных условиях.

Проект по экологии Юные защитники природыНа первом этапе реализации проекта было проведено педагогическое обследование природоведческих знаний детей старшего дошкольного возраста (21 ребенок). Результаты обследования следующие:

Всего мы выявили, что 67% воспитанников имеют высокий и средний уровень знаний (В-10%, Ср-57%). Дети понимают слова «живое» и «неживое», классифицируют объекты на живые и неживые. Дошкольники умеют различать сезоны и определять словом их характерные признаки. Знают общие потребностей растений, зависимость их состояния от удов­летворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании, умеют классифицировать растения по месту произрастания. Умеют группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с челове­ком, приспособления к условиям окружающей среды.

Наряду с этим, 33% детей имеют низкий объем знаний по данным вопросам. Дети затрудняются в ответах на вопросы: Чем отличается живая природа от неживой? Что объединяет все живые существа? Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки? Путают признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном ми­ре, труде и быте людей.

Некоторые из детей, перечисляя домашних животных, не могут ответить, почему они так называются и что бы с ними произошло, если бы человек перестал заботиться о них, не понимают связь внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания. Несколько детей затрудняются в назывании птиц и особенностей их внешнего вида.

Результаты данного обследования показывают, что работа по формированию природоведческих знаний дошкольников, расширению и обобщению знаний детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе должна быть продолжена и углублена.

О показателях готовности к приня­тию и пониманию, усвоению экологи­ческой культуры ребенка 5-6 лет следует судить по следующим проявлениям:

  • соблюдение правил поведения в окружающей среде (выработанные привычки);

  • контроль ребенком своих действий и поведения в окружающей обста­новке (лес, аудитория и т. п.);

  • выраженная потребность в заботе о представителях животного и растительного мира;

  • способность самостоятельно вы­бирать объекты своей экологичес­кой деятельности (покормить птиц, полить цветы и т. п.);

  • доброта, отзывчивость и внима­ние к окружающим его животным,
    птицам, людям и растениям, го­товность оказать посильную бес­
    корыстную помощь нуждающимся в ней.

Работа с родителями

Экологическое воспитание в настоящее время не только одно из наиболее сложных направлений в работе ДОУ, но и важный про­цесс непрерывного воспитания экологической культуры родите­лей, так как семья играет главную роль в жизни ребенка.

Следовательно, для формирова­ния основ экологической культу­ры у дошкольников необходима разработка системы сотрудниче­ства и взаимодействия ДОУ с се­мьей. Такая система включает оп­ределенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами. Это возможно при наличии эколо­гического сознания у взрослых, го­товности педагогов осуществлять на практике экологическое воспи­тание детей, пропагандировать эко­логические знания среди родите­лей и вовлекать их в совместную деятельность.

Таким образом, сотрудничество и взаимодействие представляют со­бой способ организации целена­правленной, совместной деятельно­сти «на равных» по экологическо­му воспитанию дошкольников.

Раз­работана система сотрудничества педагогов и ро­дителей по экологическому воспи­танию дошкольников. Апробация разных форм сотрудничества с це­лью оптимизации экологического воспитания детей включает три этапа.

1-й этап

Цель: просвещение родителей, формирование мотива сотрудниче­ства.

2-й этап

Цель: реализация системы со­трудничества с родителями по эко­логическому воспитанию, установ­ление с ними партнерских отноше­ний.

3-й этап

Цель: анализ эффек­тивности мероприятий, кото­рые будут проводиться в течение года.

Работа с педагогами

Экологическое образование педагогов и формирование у них экологической компетентности - важнейший механизм, который используют органы государственной власти в целях охраны окружаю­щей среды, сохранения природ­ного наследия, рационального использования природных ресурсов.

В МАДОУ разработана модель развития экологической компетентности педагогов по реализации экологического подхода к воспитанию дошкольников, с помощью которой возможно сформировать экологическое мышление педагогов, культуру видения и использования природы, поднять уровень духовности, творческой активности.

Проведение работы запланировано в три взаи­мосвязанных этапа.

1-й этап позво­лил выявить уровень професси­ональной компетентности вос­питателей и их потребности в инновационных педагогичес­ких знаниях по данному направлению.

2-й этап направлен на реализацию поставленных задач. С этой целью запланированы различные формы и методы работы:

- обзорная лекция « Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей»

-Круглый стол «Воспитание доброты к природе»;

- Мастер - класс в форме КВН «Друзья природы»

-консультации и т.д.

3-й этап позволит проследить динамику повыше­ния профессиональной и экологической компе­тентности воспитателей, ее вли­яние на качество педагогическо­го процесса в ДОУ.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВЫВОДЫ:

В результате работы над проектом у детей должны быть сформированы следующие умения и навыки:

- повыситься интерес к окружающей природой, миром растений и животных;

- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,

- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно-образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту будет обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:

- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

- родителям осознают значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей - одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка и реализация системы мероприятий по организации экологизации предметно - развивающей среды в группе, пополненной разнообразными пособиями. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.

В течение года родители принимали активное участие в обогащение предметно - развивающей среды в группе. Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в акции «Спасти и сохранить», в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.

Так же важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения - вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы и на участке, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.

Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:

1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.

2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.

3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.

4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.





































ЛИТЕРАТУРА

  1. Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

  2. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

  3. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

  4. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

  5. Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

  6. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

  7. Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.

  8. Наш дом - природа.//Дошкольное воспитание. - 1994. - №7.

  9. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.

  10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

  11. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

  12. Опыты с песком и глиной // Обруч. - 1998. - №2.

  13. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.

  14. Предъявите экологический паспорт// Обруч. - 1997. - №2.

  15. Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA - PRESS 1998.

  16. Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002

  17. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.

  18. Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2005.

  19. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.

  20. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.

  21. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ



  1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу - М., Весна-Дизайн 2006

  2. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011

2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.

Часть 2, - М., Издательство: Баласс, 2006

3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

5. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2011.

Проект по экологии Юные защитники природы



© 2010-2022