Программа развития творческих способностей у младших школьников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ ДОД ДТДМ _____________ Г.Н.Андреева

«____»_________20__г.


МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

Клубного объединения «Восторг»

для детей 5-7 лет

срок реализации программы: 1 год


Программу составила:

Коваль Е.Е., Беликова В.А.


Рассмотрена и рекомендована к реализации решением методического совета

МАОУ ДОД ДТДМ

«____»_____________20__г.

Протокол №______________

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа творческого объединения "Восторг" социально-педагогической направленности модифицированная. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребёнка, развития мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям. Программа способствует творческой самореализации личности ребёнка, развивает интеллектуальное и духовное развитие личности.

Новизна и актуальность данной программы в том, что программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-эстетические навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.

Исследование, направленное на оптимизацию образовательного процесса дошкольников посредством среды с применением оригами, театральной деятельности, ритмики показало, что в такой среде гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых коммуникативных способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.

Образовательный процесс направлен на формирование общих учебных навыков, обусловленных следующими новообразованиями:

  • умением слышать и воспринимать объяснение, обращаться за помощью;

  • обретением способности к концентрации внимания;

  • повышением уровня развития основных психических процессов (логическое и образное мышление, воображение, память, внимание, речь);

  • укреплением внутренней силы личности.

Программа нацелена на создание педагогических условий для реализации целостного подхода к образованию детей, творческому их становлению, а также на осуществление практико-ориентированного подхода к развитию мышления ребёнка.

Цель: развитие творческих способностей, развитие речи, коммуникативности, физическое совершенствование.

Задачи:

  • развивать творческий потенциал ребёнка;

  • развивать основные физические качества, физическую работоспособность;

Деятельность строится по трем образовательным модулям:

- театрально-игровая деятельность

- ритмика

- уроки мудрой Совы

В результате обучения расширяется кругозор учащихся, увеличивается степень контактности, формируется стремление занять новую социальную позицию, закладывается мотивация к получению новых знаний в процессе дальнейшего обучения.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет, периодичность занятий 1 раз в неделю.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения расширяется кругозор учащихся, увеличивается степень контактности, формируется стремление занять новую социальную позицию, закладывается мотивация к получению новых знаний в процессе дальнейшего обучения.



I. Театрально - игровая деятельность

Личность современного ребенка формируется в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества дошкольников. Занятия в объединении способны эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон воспитанников и педагога, повышается культура поведения, развиваются личностные качества социальной активности. Знакомство с позицией актера - творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.

Театральное творчество не только активизирует интерес дошкольника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия учат воспитанников общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями.

Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному процессу привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию. Занятия объединения способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия "Я" личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.

При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений.

Работа в рамках этого модуля предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, постановки мини-спектаклей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 1 часа. Количество детей в группах 15 человек. Такое число занимающихся в группе позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Воспитательный результат данной программы - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его познанию самого себя.

Форма подведения итогов: выступления на праздниках, показ инсценировок для родителей.

Модуль «Театрально-игровая деятельность» составлен в соответствии со следующими принципами:
- принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации - предполагает выявление и развитие у детей склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности воспитанников;
- принцип коллективизма - в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу;

- принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Педагогическая целесообразность обусловлена возрастными особенностями детей: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Расширяется творческий потенциал ребенка, обогащается словарный запас, формируется нравственно - эстетические чувства. В этом возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Цель:

Формировать нравственные и этические нормы поведения детей через выразительные средства театрального искусства.

Задачи:

  • обогащать духовные потребности ребенка, развивать его творческую активность;

  • развивать творческие способности, воображение наблюдательность;

  • воспитывать интерес и любовь к искусству, чувства прекрасного.

Ожидаемые результаты:

  • Иметь понятия о нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

  • Уметь направлять свою фантазию по заданному руслу.

  • Ощущать себя в сценическом пространстве.

  • Навыки общения с партнером на сцене.













II. Учебно-тематический план.

№№

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Вводное занятие. Азбука театра

1


    Музыкальные, пластические игры и

    упражнения

    1

    8

    Работа над этюдами. Разучивание скороговорок


    6

      Пальчиковые игры


      2

        Артикуляционная гимнастика

        1

        2

        Игры - импровизации

        1

        4

        Работа над спектаклем


        8

        Итоговое занятие


        2

        Итого

        4

        32

        Всего

        36









        II. Ритмика

        Отличительная черта данного модуля - ритмика в комплексе способствует формированию чёткости, точности движений, что положительно сказывается на развитии ребенка. Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус.

        Занятия ритмикой способствуют формированию положительных качеств личности. Дети активны на занятиях, проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движения, поставлены перед необходимостью совместной коллективной деятельности с её важнейшими воспитывающими функциями.

        Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: каждое задание нужно понять, осознать правило игры, осмыслить своё место в ней, свою роль; надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность; наконец, надо осмыслить соответствие выбранных движений характеру музыки. Занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения школьников. Занятия воздействуют на формирование произвольного внимания, развитие памяти детей.

        Музыкальные произведения, кроме эмоционального воздействия, оказывают на ребёнка организующее и дисциплинирующее влияние благодаря присутствующему в них ритму. Вялость мышечного тонуса или, наоборот, неестественная его напряжённость, плохая координация, неловкость движений со временем нормализуется благодаря системе музыкально - ритмических упражнений.

        Для совершенствования координации движения с музыкой необходимо добиваться точного совпадения начала движения с началом музыки, а также воспитывать понимание устремлённости музыкальной фразы к завершению и добиваться чёткого окончания движения с окончанием музыки. Дети должны уметь изменить характер движения с изменением динамичных оттенков музыки, своевременно отразить в движении смену музыкальных темпов. Всё это способствует преодолению характерных для детей недостатков внимания. У них развивается наблюдательность, повышается скорость реакции.

        Содержанием работы на занятиях ритмикой является музыкально-ритмическая деятельность воспитанников. Дети усваивают несложные музыкальные формы, у них развиваются чувства ритма, музыкальный слух и память, совершенствуются музыкально - эстетические чувства.

        Цель:

        Музыкально - ритмическое развитие и общее оздоровление детей.

        Задачи:

        • Обучать детей основам культуры движений.

        • Воспитывать эстетические чувства, пластическую культуру.

        • Развивать мышление, творческое воображение, внимание, память, способствовать формированию чёткости, точности движений, совершенствовать чувства ритма, музыкальности.

        Ожидаемый результат:

        Воспитанники должны знать термины:

        • «Громко» - «тихо», «высоко» - «низко», характер музыки («бодрый», «весёлый», «печальный», «грустный»)

        • Темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно)

        • Названия простых общеразвивающих упражнений

        • Названия простых танцевальных шагов (мягкий, на полупальцах, приставной, переменный, галоп)

        Воспитанники должны уметь:

        • Выполнять основные движения и общеразвивающие упражнения с предметами и без них под музыку.

        • Слышать изменения звучания музыки и передать их изменением движения

        • Повторить на звучащем инструменте простейший ритмический рисунок

        • Выполнять простейшие подражательные движения

        • Участвовать в четырёх - пяти танцевальных постановках

        Программа рассчитана на 36 часов, по 1 занятию в неделю.

        Возраст детей 5 - 7 лет.

        Формы проведения: игры, занятия с музыкальным сопровождением, сюжетные танцы, упражнения.

        Определение результативности: отчётный концерт.





























        II. Учебно-тематический план

        №№

        Содержание

        Количество часов

        Теория

        Практика

        Введение

        1


        Танцевальная азбука

        2

        13

        Весёлый ритм

        1

        4

        Импровизация

        1

        5

        Танцуем вместе

        1

        6

        Итоговое занятие


        2

        Итого

        6

        30

        Всего

        36



































        III. Уроки Мудрой Совы

        Основа модуля - развивающие игры

        В дошкольном возрасте именно игра способствует разностороннему развитию ребенка. Она расширяет сферу его интересов, что является непременным условием мотивации обучения в школьном возрасте.

        Развивающая игра - это специальная, полноценная и достаточно содержательная деятельность, в которой ребенок проводит большую часть свободного времени.

        Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично заинтересовала каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится центром притяжения в игре. В тоже время взрослый организует игру и направляет ее - он помогает детям преодолеть затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки. Совмещение взрослым двух разных ролей - участника и организатора - важная отличительная особенность развивающей игры.

        Развивающая игра обеспечивает ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт. Стержневыми направлениями развития ребенка в игре является развитие воображения, образного мышления (как одного из основных средств познания) и произвольной регуляции деятельности.

        Занятия по развивающим играм предусматривают различные формы объединений (фронтальные, подгруппами и индивидуальные), учитываются личные привязанности детей, интерес к различным игровым материалам, видам игр, их содержанию.

        Цель программы:

        Формирование ребенка нового типа с новым логическим мышлением, способного предвидеть последствия своей деятельности по средствам создания атмосферы радостного и свободного творчества.

        Задачи программы:

        1. Дифференцировать подход к детям, развертывая игру на привлекательном для них содержании.

        2. Развивать эстетический вкус.

        3. Стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей и явлений, к словесному анализу-рассуждению.

        Развивающие игры способствуют развитию творчества, изобретательности, целенаправленности, настойчивости в осуществлении цели.

        Принципы построения образовательного модуля:

        • принцип доступности (с учетом возрастных особенностей детей);

        • принцип коллективно-индивидуализированного взаимодействия;

        • принцип посильности (от простого к сложному).







        II. Учебно-тематический план


        Содержание

        Теория

        Практика

        1.

        Восприятие

        1

        1

        2.

        Мышление, речь

        1

        8

        3.

        Внимание

        1

        4

        4.

        Память

        1

        3

        5.

        Воображение, творческое мышление

        1

        10

        6.

        Тонкая моторика

        3

        7.

        Итоговое занятие «Путешествие с мудрой совой в страну Головоломок»

        2

        Итого:

        5

        31

        Всего:

        36



































        Источники

        1. Аникеева Е.П. Воспитание игрой.- М., 2007г.

        2. Волкова Т.П. Развитие памяти и внимания.- М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД РИГОЛ классик», 2005г.

        3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка//Вопросы психологии, № 6, 2007г.

        4. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие, Москва, 2008г.

        5. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре.- М., 2006г.

        6. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста.- М., 2007г.

        7. Игры - обучение, тренинг, досуг/Под ред. В.В.Петрусинского.- М.: Новая школа, 2006г.

        8. Миллер С.Психология игры - М.:Владос, 2008г.

        9. Никитин Б.Ступеньки творчества, или развивающие игры - М.: Просвещение, 2005г.

        10. Тимковой Я.В. М.: ООО «Издательство АСТ»,2005г.

        11. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры - М.:2005г.

        12. Эльконин Д.Б. Игра: её место и роль в жизни и развитии детей//Дошк. воспитание 2007г.


        © 2010-2022