Программа по предмету Ритмика и танец

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по предмету Ритмика и танец Программа по предмету Ритмика и танец

Программа по предмету

Ритмика и танец

подготовила: Смирнова Л.В


Программа по предмету Ритмика и танец



2014.г

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка………………………………………....……3

-Цель программы………………………………………………..................................4

-Задачи программы……………………………………………..…..…….....4

2.Методические указания………………………………………............4

3.Формы учёта и контроля успеваемости……………………...........5

4.Содержание программы………………………………………............6

-Первый год обучения. Требования к первому году обучения........................................................................................................6

-Второй год обучения. Требования ко второму году обучения……...........……………………………………………………….7

5.Рекомендуемый репертуар………………………………………… ...8

-Танцевальные этюды……………………………………………………………… 8

6.Список литературы………………………………………....……….9






1.Пояснительная записка.


Любой, пусть даже самый маленький, ребёнок - прежде всего творческая личность. Дети по своей природе очень восприимчивы, эмоциональны и впечатлительны. Но им обязательно нужно как-то выразить свои переживания, чувства и мысли. Каждый ребёнок по-своему ищет пути самовыражения: многие дети рисуют и лепят, а другие пластично двигаются. Вот тут главное - не заглушить эти наклонности в ребёнке, а постараться помочь, посредством занятий танцем и ритмикой.

Двигательная ритмика очень важна. Дети учатся координировать движение и воспринимаемый слухом ритм. Уроки ритмики проводятся и в сопровождении инструмента, и без него. Начало - прохлопывание простейших ритмов под знакомую музыку. Затем добавляются шаги на месте, марш по кругу, усложняя ритмический рисунок.

На уроках ритмики необходимо добиваться осмыслённого выполнения задания. К этому ведёт, например, такое упражнения. Ребёнок бьёт в ладоши на «раз», а ногами притопывает на «и». Через 4 хлопка сильная доля после двойного удара переходит в ногу. Это можно сочетать с правой и левой ногой.

Большое внимание имеет изучение принятого в хореографии разделения на точки. При овладении этим понятием дети быстрее понимают, как им встать и куда повернуться лицом.

Отсюда совершается плавный переход к следующей дисциплине- танцу.

Танец - самая сложная составляющая процесса обучения на подготовительном отделении. От ребёнка худо-бедно можно добиться механической ритмичности, рано или поздно его тело обрастает мышцами, становится гибким, он держит спину, вытягивает ногу, у него появляется правильная выворотность. Теперь же необходимо научить его применять приобретённые навыки в движении, и к тому же каждое движение должно носить эмоциональную окраску. Ребёнка надо научить жить в танце, то есть уметь заражать зрителя своей энергией, радостью своего искусства. Это не простая цель, добиться её возможно только от физически крепкого и чутко слушающего музыку человека.

Простейшие танцевальные движения - это шаги, марш, бег, галоп, подскоки. С самого начала надо практиковать выполнение этих движений как вперёд, так и в боковом направлении, и обязательно назад.

Программа рассчитана на два года обучения. Экзамены проходят на втором году обучения (переводящий в первый класс).

Основная задача первых двух лет обучения - дать детям первоначальную хореографическую подготовку, развить общую музыкальность, чувство ритма и сформировать у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для занятий классическим, народным и историко-бытовым танцем.

Программа содержит следующие разделы:

-Ритмика

-Танцевальные этюды и танцы.

Раздел « Ритмика» состоит из ритмических упражнений и анализа танцевальной музыки. Следует учитывать, что недостаточное музыкальное развитие детей на первом этапе обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей.

Раздел «Танцы» включает детские народные и бальные танцы. Широко используется сюжетные танцы, отражающие школьную жизнь, сказочные сюжеты, животных, птиц, явления природы.

Руководствуясь основными принципами, изложенными в настоящей программе, педагог может увеличить или уменьшить объём и степень сложности материала в зависимости от состава класса и конкретных условий работы.

Таким образом, ритмика и танец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин.

Цель программы: обучить элементам ритмики и танца, воспитать в учениках чувство к прекрасному (посредством хореографической пластики) чувства дружбы и коллективизма, развитие

художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.

Задачи программы:

Обучающая: формирование танцевальных умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала.

Воспитательная: воспитание ребёнка как личности, формирование гуманного отношения к людям и глубокого эстетического чувства.

Оздоровительная: приобщение к здоровому образу жизни, формирование правильной осанки.

Развивающая: развитие творческих способностей, чувства прекрасного, умение видеть красоту и образность окружающего мира.

2. Методические указания

Каждый урок включает все виды деятельности: Ритмику, слушание и анализ музыки, элементы народного и классического танца, партерная гимнастика, упражнения на ориентировку в пространстве, разучивание танцевальных номеров.

Особое внимание следует уделять такому немаловажному фактору как дыхание. Правильно поставленное дыхание имеет иногда решающее значение для освоения танцевальной техники.

Танец и ритмика тесно переплетены в обучении. Неразделимы понятия танец и ритмика, не может быть и танца без эмоций. Задача педагога-с первых занятий подвести ребят к эмоциональному выполнения простейших элементов. Соответственно, очень большое значение имеет грамотно построенное музыкальное сопровождение уроков. Здесь действует принцип «от простого к сложному». Нотный материал подбирается таким образом, чтобы элементарный на первых порах аккомпанемент постепенно усложняется в ритмическом и эмоциональном плане.

В конце каждого года обучения необходимо подготовить развёрнутую композицию или небольшой танец, где наряду с усвоением элементов, можно было бы проследить за воспитанием чувства ансамбля у детей и созданием сценического образа. Первый танец занимает много подготовительного времени. Комбинации делятся на составляющие и разучиваются постепенно. В процессе работы движения можно усложнять. Иногда бывает мало даже года, чтобы выучить несложный танец. Много времени уходит на повторение. Непросто добиться от детей соблюдения линий, интервалов, правильного размещения по залу. Выходя первый раз на сцену, ребёнок испытывает большой стресс. Важно психологически подготовить ребёнка к первому выступлению.

3. Формы учета и контроля успеваемости

Успеваемость учащихся хореографического отделения учитывается на различных выступлениях, конкурсах и фестивалях. В конце года проходит отчётный концерт, который способствует раскрытию творческих способностей детей.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

  1. оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;

  2. оценка ученика за выступление на концертах, а также контрольные уроки;

  3. другие выступления ученика в течение года.

Форма итогового контроля направлена на подведение итогов работы школы искусств, определение уровня знаний, умений и навыков учащихся.







4. Содержание программы

Первый год обучения


Элементы музыкальной грамоты


  1. Характер музыкального произведения, его темп, динамические

оттенки, легато-стаккато.

  1. Характер музыки. Оттенки характера музыкальных произведений: весёлый, спокойный, энергичный, торжественный.

  2. Темп в музыке: очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро.

  3. Длительности, ритмический рисунок, акценты, музыкальный размер

2/4, ¾, 4/4.

  1. Строение музыкального произведения. Понятие: вступление, части, музыкальная фраза.

Элементы классического, народного и бального танца


  1. Шаги: бытовой, приставной шаг в сторону, лёгкий шаг

с носка (танцевальный), шаг на полупальцах,

лёгкий бег, шаг с подскоком, боковой галоп, русский переменный шаг

шаг польки (в народной манере)

2. Движение головы: повороты направо - налево, в различном характере,

Вверх-вниз с различной амплитудой, наклоны вправо-влево

(с различной амплитудой).

3. Позиции ног: I, II, III, IV, VI (полувыворотные ).

4. Позиции рук: подготовительное положение, I,III,II позиции, переводы

Рук из позиции в позицию.

5. Полуприседания по I,II ,III позиции.

6. Выдвижение ноги: в сторону из I позиции, вперёд из I позиции.

7. Выдвижение ноги в сторону и вперёд в сочетании с полуприседанием.

8. Выдвижение ноги в народном характере с носка на каблук.

9. Выдвижение ноги в народном характере с носка на каблук в сочетании

с полуприседанием.

10. Поднимание на полупальцы по VI и I позиции.

11. Поднимание на полупальцы в сочетании с полуприседанием.

12. Прыжки на двух ногах по VI позиции.

13. Движения для головы:

14. Движения плеч и корпуса: подъём и опускания плеч, круговые вращения

наклоны корпуса вперёд и в сторону, повороты, выводя правое и

левое плечо.

15. Положения и движения для рук принятые в русской пляске:

свободно опущенные руки, руки вбок, руки, скрещенные на груди

взмах платочком, хлопки в ладоши.

16 . Реверанс для учениц в ритме вальса, поклон для учеников

в ритме вальса.

17. Упражнения на ориентировку в пространстве: различение правой и

левой ноги, руки, плеча, повороты вправо и влево, движение по

линии танца и против линии танца, движение по диагонали.

18. Построения и перестроения: в колонну по одному, в пары и обратно

из колонны по два в колонны по четыре и обратно, из колонны в

шеренгу, круг, сужение и расширение, свободное размещение в

зале, «воротца».

19. Упражнения на повторение движений растений

20. Танцы импровизации

21. Упражнения: для развития чувства ритма, под чтение стихов

22. Упражнения на укрепления: мышц живота, спины,

мышц ног мышц стопы. (Партерная гимнастика)

Требования к учащимся первого

года обучения

Учащиеся должны уметь правильно пройти в такт музыке танцевальным шагом с носка на пятку, сохраняя красивую осанку. Различать музыкальные размеры, понимать музыкальные вступления и завершение музыкального произведения. Ориентироваться в пространстве балетного зала, понимать направление движения.

-зачётный урок

-этюд с участием всех учащихся



Второй год обучения


Элементы музыкальной грамоты


  1. Закрепление знаний и навыки, полученные на первом году

обучения.

  1. Продолжение работы над темами: характер музыки,

темп, динамические оттенки в музыки и передача их в движении;

длительности, ритмический рисунок, метроритм, строение

музыкального произведения.

  1. Затакт, затактовые построения.

  2. Пунктирный ритм.

  3. Особенности танцевальных жанров: вальс, полька, галоп. Слушанье и анализ маршевой и танцевальной музыки.

Элементы классического, народного и бального танца

1. Шаги: танцевальный шаг назад, шаг на полупальцах назад,

шаг с высоким подъёмом колена вперёд на полупальцах, бег,

сгибая ноги сзади, бег, вынося прямые ноги назад, вперёд, в сторону

2. Полуприседания по I, II,III позициям

3. Выдвижение ноги: в сторону и вперёд из III позиции, вперёд и

в сторону в сочетании с полуприседанием.

4. Поднимание на полупальцы по III позиции.

5. Па дегаже по II и III позиции.

6. Прыжки на двух ногах по I позиции

7. Положение анфас.

8. Раскрывание рук вперёд в сторону из положения на поясе,

характере русского танца

9. Русский переменный ход вперёд и назад.

10. Движение: «Гармошка», «Припадание», «Ковырялочка», Припляс.

11. Вальсовая дорожка вперёд.

12. Построения и перестроения: «Звёздочки», «Карусель», «Плетень»

«Книжка», «Галочка», «Корзиночка», «Шен»

13. Построения из одного круга в два и три.

14. Упражнения на повторение движений животных

15. Танцы импровизации

16. Пластические этюды на перевоплощение.

17. Упражнения на укрепления: мышц живота, спины,

мышц ног мышц стопы. (Партерная гимнастика)

Требования к учащимся второго

года обучения

Закрепить знания и навыки, полученные на первом году обучения. Уметь анализировать предлагаемую педагогом музыку, определять характер, музыкальный размер, строение. Ввести в хореографию при помощи классических поз.

-переводной экзамен-этюд

5.Рекомендуемый репертуар

Танцевальные этюды:

1.Русский хоровод

2.Танцы в ритме вальса

3.Танцы в ритме польки

4.Танцы в ритме менуэта или гавота

5.Сюжетные танцы.





6.Список литературы

1.Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1,М.;Музгиз, 1963, 1972, 1979.

2.Конорова Е. В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960.

3.Конорова Е.В. Ритмика в театральной школе. М.-Л.: Искусство, 1947.

4.Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972.

5. Школа танца для юных. Санкт-Петербург:, 2003.

6.Барышникова Т. Азбука хореографии. М.:2000

7.Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М.:2007

8. Программы для хореографических школ искусств. Составитель - Бахто С. М.1984.


© 2010-2022