Работа с гневом посредством Сказкотерапии

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа индивидуальных занятий

с ребенком 5-7 лет



«Коррекция агрессивного поведения

методом сказкотерапии»



составитель Богомолова Т.С.,

Дополнила педагог-психолог Морозова М.В.

ГБОУ ЦПМСС «Взаимодействие»

ТО «Северное-Измайлово»


Пояснительная записка.

«Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь.
Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.» \Р. Кэмпбелл

Сказка помогает взрослым посмотреть на детский мир глазами ребенка, понять его, почувствовать. Через сказку гораздо проще наладить контакт с ребенком. Сказка - это волшебный мост, который позволяет взрослому очутиться в "стране детства" и стать верным попутчиком своему ребенку.

Известный австралийский психолог Д. Бретт писала: "Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно для ребенка. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, - на языке детской фантазии и воображения".

В своей книге, посвященной сказкам, Бруно Беттельхейм подчеркивает их важную роль, так как они помогают детям преодолевать тревоги, страхи, конфликты, с которыми им приходится сталкиваться.

Для специалистов и родителей существует множество замечательных книг по сказкотерапии, одна из моих любимых, которую я часто рекомендую своим клиентам, это книга Хухлаевой О.В. "Лабиринт души: терапевтические сказки". Каждый ребенок постоянно сталкивается с конкретными проблемами, подчас требующими "приземленного" и прагматичного решения, приносящего облегчение "на месте". Данная книга послужит хорошим помощником любящим родителям. Конечно родителю будет сложно на 100% быть "психотерапевтом" своему ребенку, но понять возможную причину "недуга", снять эмоциональное напряжение, помочь малышу разобраться с непонятной для него ситуацией, родитель вполне может.

Д. Бретт считала, что дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. И ее замечательная книга: "Жила - была девочка похожая на тебя..." нацелена на решение проблем через "проживание" ребенком различных жизненных ситуаций совместно с героями этой книги и тем самым достигая сказочный эффект "исцеления". Ребенок сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже когда узнает свою проблему, все равно думает, "это не про меня...". Подсознание же "верит", услышанному и задает нужную программу изменений. Сочиняя по предложенной Дорис Бретт модели "терапевтические истории", родители в какой-то мере решают и свои проблемы.

Совместно со сказкотерапией я очень люблю использовать песочную, игровую психотерапию, лепку, рисунок, что позволяет закрепить положительный эффект или увидеть то, о чем ребенок не готов еще говорить вслух.

Например, после прочтения сказки можно попросить малыша нарисовать то, что ему лучше запомнилось и понравилось в этой истории. Анализируя рисунок вместе с ребенком, вы может задать следующие вопросы:

Какие чувства вызывает рисунок?

Где бы ты мог быть на этом рисунке?

Что бы ты мог сделать, находясь там?

Хочешь ли ты что-то изменить на этом рисунке?

Последний вопрос особенно важен, он дает возможность ребенку внести те изменения, которые могут оказать ценный терапевтический эффект.

Цель занятий - провести работу по профилактике и коррекции высокого уровня агрессивных проявлений в поведении детей дошкольного возраста. В качестве основного метода коррекции используется Сказкотерапия.

Ведущей формой организации коррекционной работы являются индивидуальные занятия с детьми, профилактическая работа может дополняться подгрупповыми работами.

В ходе занятий используются приемы: чтение, рассказывание сказок, инсценирование сказок, придумывание новой сказки по картинкам и с помощью фигурок, рисование сказочных персонажей, также могут быть задействованы элементы игротерапии, арт-терапии и песочной терапии.

Структура занятий (варьируются в зависимости от характера занятия):

  1. Установление доброжелательной атмосферы среди детей, вхождение в сказку.

  2. Повторение, вспоминание того, что делали в прошлый раз.

  3. Чтение, рассказывание новой или повторение уже знакомой детям сказки.

  4. Обсуждение сказки, рисование сказочных героев, драматизация сказки.

  5. Связью нового «сказочного» опыта с реальной жизнью.

  6. Выход из сказки, создание положительного настроя детей.

Комплекс занятий состоит из 18 индивидуальных занятий с ребенком.

На занятиях используются психокоррекционные сказки различных авторов.

Подгрупповые занятия проводятся со всеми детьми, вне зависимости от уровня агрессивных проявлений в поведении.

На занятиях учитываются индивидуальные особенности ребенка, его интересы, желания. Обсуждение сказок и ход занятия варьируется в зависимости от ответов и поведения ребенка. В процессе работы ребенок безусловно принимается, ему регулярно даются задания, способствующие достижению им гарантированного успеха, т.е. создается ситуация успеха. В результате такого подхода ребенок становится увереннее в себе - он может видеть свой успех, слышит похвалу со стороны взрослого. Все это способствует наиболее быстрому установлению доверительного контакта и более продуктивному взаимодействию.






План занятий

Занятие № 1


Упражнение «Назови себя»

Игра «Изобрази сказку»

Упражнение «Придумывание сказочной страны»

Занятие № 2


Беседа о сказках

Упражнение «Любимая сказка»

Занятие № 3


Упражнение «Попроси игрушку» (невербальный вариант)

Чтение сказки «Маленький медвежонок»

Занятие № 4


Рассказывание ребенком сказки «Маленький медвежонок».

Занятие № 5


Проигрывание сказки «Маленький медвежонок» в психологической песочнице.

Занятие № 6


Игра «Тух-тиби-дух»

Инсценировка сказки «Маленький медвежонок»

Игра «Доброе животное»

Занятие № 7


Чтение сказки «Сказка про ежика Витю»

Рисование главного героя сказки

Занятие № 8


Рассказывание ребенком сказки «Сказка про ежика Витю»

Задание № 9


Упражнение «Рубка дров»

Чтение сказки «Приключения медвежонка»

Занятие № 10


Рисование себя в образе животного на ватмане

Занятие № 11


Сказка «Гномик»

Обсуждение сказки

Рисование запомнившегося фрагмента сказки

Занятие №12

Вместе сочиняем сказку: психолог начинает предложения, ребенок заканчивает

Занятие №13

Придумай какую-нибудь сказочную историю

Проигрывание истории с игрушками

Занятие №14

«Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму»

Обсуждение вопросов

Упр. «Нарисуй и раскрась сердце»

Занятие №15

«Рассказ про семью карандашиков»

Обсуждение сказки

Придумай новую сказку по картинкам


Занятие №16

Сказка «Маленький котенок»

Пересказ сказки ребенком и обсуждение

Упр. «Снежки»

Нарисуй и раскрась солнце

Занятие №17

«Сказка о маленькой тигренке»

Упр. «Колбаски из пластилина»

Нарисуй и раскрась цветик-семицветик

Занятие №18

Чтение сказки «Приключения медвежонка»

Разыгрывание сказки

Рисование главных героев сказки

Список книг по сказкотерапии:

  • Хухлаева О. В. Хухлаева О.Е. "Лабиринт души: терапевтические сказки".

  • Д. Бретт "Жила - была девочка похожая на тебя..."

  • Р. М. Ткач"Сказкотерапия детских проблем".

  • И. В. "Сказкотерапия для решения личных проблем".

  • Заряна и Нина Некрасовы "Сказочные возможности".

  • А. В. Микляева, П. В. Румянцева "Нам не страшен серый волк", (великолепная и очень полезная книга по работе с детскими страхами).

  • Л. А. Литвинцева "Сказка как средство воспитания дошкольника", (отличное пособие для родителей, психологов и воспитателей, в ней даются примерные вопросы для беседы по сказкам, а также разные интересные задания).

  • Татьяна Грабенко "Зачем читать детям сказки?"

  • Светлана Кузнеченкова "Полезные сказки и упражнения для родителей".

  • Н. В. Микляева, С.Н. Толстикова, Н.П. Целикина "Сказкотерапия в ДОУ и семье".

  • Наталья Малюткина "Вкусная сказка или как накормить ребенка".

  • Е.К. Прудис "Сказкотерапия в помощь родителям".

  • А.С. Русакова "Ключи к детской душе или как рассказывать и сочинять истории и сказки"

  • Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Дмитрий Соколов, Надежда Огненко, И. В. Вачков и другие сказкотерапевты.

© 2010-2022