- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Работа с гневом посредством Сказкотерапии
Работа с гневом посредством Сказкотерапии
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Морозова М.В. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа индивидуальных занятий
с ребенком 5-7 лет
«Коррекция агрессивного поведения
методом сказкотерапии»
составитель Богомолова Т.С.,
Дополнила педагог-психолог Морозова М.В.
ГБОУ ЦПМСС «Взаимодействие»
ТО «Северное-Измайлово»
Пояснительная записка.
«Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь.
Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.» \Р. Кэмпбелл
Сказка помогает взрослым посмотреть на детский мир глазами ребенка, понять его, почувствовать. Через сказку гораздо проще наладить контакт с ребенком. Сказка - это волшебный мост, который позволяет взрослому очутиться в "стране детства" и стать верным попутчиком своему ребенку.
Известный австралийский психолог Д. Бретт писала: "Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо и понятно для ребенка. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются, - на языке детской фантазии и воображения".
В своей книге, посвященной сказкам, Бруно Беттельхейм подчеркивает их важную роль, так как они помогают детям преодолевать тревоги, страхи, конфликты, с которыми им приходится сталкиваться.
Для специалистов и родителей существует множество замечательных книг по сказкотерапии, одна из моих любимых, которую я часто рекомендую своим клиентам, это книга Хухлаевой О.В. "Лабиринт души: терапевтические сказки". Каждый ребенок постоянно сталкивается с конкретными проблемами, подчас требующими "приземленного" и прагматичного решения, приносящего облегчение "на месте". Данная книга послужит хорошим помощником любящим родителям. Конечно родителю будет сложно на 100% быть "психотерапевтом" своему ребенку, но понять возможную причину "недуга", снять эмоциональное напряжение, помочь малышу разобраться с непонятной для него ситуацией, родитель вполне может.
Д. Бретт считала, что дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. И ее замечательная книга: "Жила - была девочка похожая на тебя..." нацелена на решение проблем через "проживание" ребенком различных жизненных ситуаций совместно с героями этой книги и тем самым достигая сказочный эффект "исцеления". Ребенок сочувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже когда узнает свою проблему, все равно думает, "это не про меня...". Подсознание же "верит", услышанному и задает нужную программу изменений. Сочиняя по предложенной Дорис Бретт модели "терапевтические истории", родители в какой-то мере решают и свои проблемы.
Совместно со сказкотерапией я очень люблю использовать песочную, игровую психотерапию, лепку, рисунок, что позволяет закрепить положительный эффект или увидеть то, о чем ребенок не готов еще говорить вслух.
Например, после прочтения сказки можно попросить малыша нарисовать то, что ему лучше запомнилось и понравилось в этой истории. Анализируя рисунок вместе с ребенком, вы может задать следующие вопросы:
Какие чувства вызывает рисунок?
Где бы ты мог быть на этом рисунке?
Что бы ты мог сделать, находясь там?
Хочешь ли ты что-то изменить на этом рисунке?
Последний вопрос особенно важен, он дает возможность ребенку внести те изменения, которые могут оказать ценный терапевтический эффект.
Цель занятий - провести работу по профилактике и коррекции высокого уровня агрессивных проявлений в поведении детей дошкольного возраста. В качестве основного метода коррекции используется Сказкотерапия.
Ведущей формой организации коррекционной работы являются индивидуальные занятия с детьми, профилактическая работа может дополняться подгрупповыми работами.
В ходе занятий используются приемы: чтение, рассказывание сказок, инсценирование сказок, придумывание новой сказки по картинкам и с помощью фигурок, рисование сказочных персонажей, также могут быть задействованы элементы игротерапии, арт-терапии и песочной терапии.
Структура занятий (варьируются в зависимости от характера занятия):
-
Установление доброжелательной атмосферы среди детей, вхождение в сказку.
-
Повторение, вспоминание того, что делали в прошлый раз.
-
Чтение, рассказывание новой или повторение уже знакомой детям сказки.
-
Обсуждение сказки, рисование сказочных героев, драматизация сказки.
-
Связью нового «сказочного» опыта с реальной жизнью.
-
Выход из сказки, создание положительного настроя детей.
Комплекс занятий состоит из 18 индивидуальных занятий с ребенком.
На занятиях используются психокоррекционные сказки различных авторов.
Подгрупповые занятия проводятся со всеми детьми, вне зависимости от уровня агрессивных проявлений в поведении.
На занятиях учитываются индивидуальные особенности ребенка, его интересы, желания. Обсуждение сказок и ход занятия варьируется в зависимости от ответов и поведения ребенка. В процессе работы ребенок безусловно принимается, ему регулярно даются задания, способствующие достижению им гарантированного успеха, т.е. создается ситуация успеха. В результате такого подхода ребенок становится увереннее в себе - он может видеть свой успех, слышит похвалу со стороны взрослого. Все это способствует наиболее быстрому установлению доверительного контакта и более продуктивному взаимодействию.
План занятий
Занятие № 1
Упражнение «Назови себя»
Игра «Изобрази сказку»
Упражнение «Придумывание сказочной страны»
Занятие № 2
Беседа о сказках
Упражнение «Любимая сказка»
Занятие № 3
Упражнение «Попроси игрушку» (невербальный вариант)
Чтение сказки «Маленький медвежонок»
Занятие № 4
Рассказывание ребенком сказки «Маленький медвежонок».
Занятие № 5
Проигрывание сказки «Маленький медвежонок» в психологической песочнице.
Занятие № 6
Игра «Тух-тиби-дух»
Инсценировка сказки «Маленький медвежонок»
Игра «Доброе животное»
Занятие № 7
Чтение сказки «Сказка про ежика Витю»
Рисование главного героя сказки
Занятие № 8
Рассказывание ребенком сказки «Сказка про ежика Витю»
Задание № 9
Упражнение «Рубка дров»
Чтение сказки «Приключения медвежонка»
Занятие № 10
Рисование себя в образе животного на ватмане
Занятие № 11
Сказка «Гномик»
Обсуждение сказки
Рисование запомнившегося фрагмента сказки
Занятие №12
Вместе сочиняем сказку: психолог начинает предложения, ребенок заканчивает
Занятие №13
Придумай какую-нибудь сказочную историю
Проигрывание истории с игрушками
Занятие №14
«Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму»
Обсуждение вопросов
Упр. «Нарисуй и раскрась сердце»
Занятие №15
«Рассказ про семью карандашиков»
Обсуждение сказки
Придумай новую сказку по картинкам
Занятие №16
Сказка «Маленький котенок»
Пересказ сказки ребенком и обсуждение
Упр. «Снежки»
Нарисуй и раскрась солнце
Занятие №17
«Сказка о маленькой тигренке»
Упр. «Колбаски из пластилина»
Нарисуй и раскрась цветик-семицветик
Занятие №18
Чтение сказки «Приключения медвежонка»
Разыгрывание сказки
Рисование главных героев сказки
Список книг по сказкотерапии:
-
Хухлаева О. В. Хухлаева О.Е. "Лабиринт души: терапевтические сказки".
-
Д. Бретт "Жила - была девочка похожая на тебя..."
-
Р. М. Ткач"Сказкотерапия детских проблем".
-
И. В. "Сказкотерапия для решения личных проблем".
-
Заряна и Нина Некрасовы "Сказочные возможности".
-
А. В. Микляева, П. В. Румянцева "Нам не страшен серый волк", (великолепная и очень полезная книга по работе с детскими страхами).
-
Л. А. Литвинцева "Сказка как средство воспитания дошкольника", (отличное пособие для родителей, психологов и воспитателей, в ней даются примерные вопросы для беседы по сказкам, а также разные интересные задания).
-
Татьяна Грабенко "Зачем читать детям сказки?"
-
Светлана Кузнеченкова "Полезные сказки и упражнения для родителей".
-
Н. В. Микляева, С.Н. Толстикова, Н.П. Целикина "Сказкотерапия в ДОУ и семье".
-
Наталья Малюткина "Вкусная сказка или как накормить ребенка".
-
Е.К. Прудис "Сказкотерапия в помощь родителям".
-
А.С. Русакова "Ключи к детской душе или как рассказывать и сочинять истории и сказки"
-
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Дмитрий Соколов, Надежда Огненко, И. В. Вачков и другие сказкотерапевты.