Сказкотерапия. Решение детских проблем с помощью сказок

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Сказкотерапия. Решение детских проблем с помощью сказок.

Решение детских проблем с помощью сказок







Педагог-психолог:

О.Н. Юдина

При помощи старых добрых сказок можно решить многие поведенческие проблемы детей, разрешить их внутренние конфликты и направить кипящую энергию в нужное русло. Самое главное - правильно подобрать (или сочинить) и рассказать сказочную историю. Именно в этом и заключается смысл сказкотерапии.Сказкотерапия. Решение детских проблем с помощью сказок.

Люди сочиняли и рассказывали сказки с самых давних времен. И делали это они не просто так. Современные психологи доказали, что сказки оказывают большое воспитательное влияние на детей. С их помощью родители передают малышам знания о правилах поведения, говорят о взаимоотношениях между людьми. Эта необычная особенность народного творчества позволила специалистам создать новое психотерапевтическое направление - сказкотерапию.

Лечение сказкой.

Сказкотерапией называют воспитание, а иногда и исправление недостатков детского поведения с помощью иносказания, которое на бессознательном уровне влияет на эмоции и чувства. Психологи, воспитатели и родители применяют несколько видов сказочных историй для дошкольников.Сказкотерапия. Решение детских проблем с помощью сказок.

1. Специальные развивающие дидактические сказки, которые повествуют об окружающих явлениях, учат детей счету, чтению и письму. В них можно встретить одушевленные буквы или цифры.

2. Через диагностическую историю можно узнать о психологических проблемах, которые малыш сам еще толком не осознает или которыми он стесняется поделиться с взрослым: одиночество, разные страхи, грубое отношение со стороны близкого человека или неуверенность в себе.

3. Психотерапевтические сказки направлены на непосредственную коррекцию детских поступков. В них очень аккуратно и ненавязчиво объясняется, как главный герой (то есть сам малыш) учится преодолевать трудности, избавляется от страхов.

4. Наконец, медитативные истории применяют для формирования у ребят представлений о важности позитивных взаимоотношений с людьми и окружающим миром. Главной их особенностью является полное отсутствие отрицательных персонажей и конфликтных ситуаций в сюжете.

Как правильно читать сказки?

Простое чтение книжки со сказками нельзя называть терапией. Чтобы ребенок получил знания о способах решения проблем, понял, что такое трудолюбие, храбрость, отзывчивость и чувство справедливости, рассказчик должен соблюдать определенные правила при чтении волшебных историй.Сказкотерапия. Решение детских проблем с помощью сказок.

1. Сказкотерапия - важное занятие, поэтому не читайте сказки на бегу, в перерывах между совместными походами в магазин, а выбирайте спокойную домашнюю обстановку. Лучше всего рассказывать специально подобранную историю перед сном. «Волшебный» вечерний ритуал подскажет малышу, что о нем заботятся.

2. Чтение сказок полезно для детей любого возраста. Однако все же понимание двойного смысла литературных произведений приходит только в три-четыре года. Постарайтесь к этому моменту привить малышу любовь к чтению.

3. Подбирайте только качественный литературный материал, чтобы исправить поведение ребенка, а не напугать или обидеть. Заранее пролистайте книгу, ознакомьтесь с ее содержанием, подготовьтесь к выразительному пересказу. Только не стоит слишком усиленно акцентировать детей на необходимых вам моментах сказки, пусть терапия пройдет ненавязчиво.

4. С четырехлетним ребенком уже можно обсуждать прочитанную книгу, задавая, к примеру, следующие вопросы: «Почему зайчик повел себя именно так? Чего он боялся? Что помогло ему побороть свою боязнь?» Эта тактика не только позволяет малышу понять смысл истории, но и развивает у него воображение, творческое мышление и способность делать выводы.

Придумываем собственную терапевтическую сказку

Классикой сказкотерапии являются произведения замечательных психологов Т. Зинкевич-Евстигнеевой, Дорис Бретт и многих других. Но и вы сами можете сочинить собственную «эффективную» историю, которая наиболее полно будет отражать проблемы малыша. Самое главное - необходимость соблюдения определенной последовательности действий. Попробуем вместе придумать сказку для четырехлетнего ребенка, который не очень любит кушать.Сказкотерапия. Решение детских проблем с помощью сказок.

1. Для начала нужно понять то, что волнует вашего малыша или вас. Хорошо, если проблему можно рассмотреть «невооруженным глазом». Если же не получается, то постарайтесь внимательно присмотреться к детскому поведению.

2. Начинайте сказку с такого описания главного героя, чтобы тот сразу приглянулся ребенку. Имейте ввиду, что детям младше пяти лет очень нравятся животные или любимые мультперсонажи.

Жил-был в маленьком городке мальчик, очень-очень похожий на тебя. И лет ему было столько же, сколько и тебе. Звали его Сережа. Он очень любил играть с кубиками и машинками, кататься на велосипеде.

3. Затем наш главный герой попадает в ту ситуацию, которая представляет для малыша настоящую проблему. На этом этапе нужно тщательно разобраться в текущем положении вещей.

Но вот только не любил он кушать. Съест за обедом конфетку и больше ничего не хочет: ни маминого супа, ни бабушкиных пирожков. И вот в один прекрасный день услышал он, как кто-то рядом плачет. Прислушался, а это его животик горюет.

- Почему ты плачешь? Кто тебя обидел? - испугался Сережа.

- Я очень кушать хочу.

- Так я же конфету тебе отдал! - возмутился мальчик.

- Разве это еда? Мне ее мало, - расстроился животик.


4. Теперь наш главный герой должен с честью выйти из ситуации. Подумайте, как он будет решать свою проблему. Может быть, прилетит фея с волшебной палочкой или мама поможет найти нужное слово?

Что делать? Пожалел Сережа свой животик, схватил ложку и стал кушать суп. А живот еще не наелся, урчит от голода, добавки просит. Съел Сережа картошку и спрашивает:

- Ну что, наелся?

А животик даже говорить не может - только булькает от радости и сытости. Только и смог, что «спасибо» Сереже и маме пробулькать. И так хорошо мальчику стало, что теперь он каждый день кушает мамин борщ и бабушкины плюшки.

5. После прочтения поговорите с малышом, задайте вопросы про то, как главный герой решил свою проблему. Только помните, что обсуждать следует ненавязчиво и спокойно. Не настаивайте на ответах, может быть, он просто хочет помолчать и обдумать услышанное.

6. Если сказка ребенку приглянулась, то проработайте проблемную ситуацию с помощью игры. Нарисуйте главных персонажей или проиграйте с куклами отдельные эпизоды волшебной истории. В нашем случае «малоежке» обязательно понравится ролевая игра в повара с последующей дегустацией приготовленных блюд.

Если даже вы и взяли готовую терапевтическую сказку, не стоит ее читать - выучите наизусть и с выражением расскажите, обеспечив тем самым малышу тесный эмоциональный контакт. Заинтересуйте его, и тогда сказкотерапия поможет разрешить многие психологические проблемы.Сказкотерапия. Решение детских проблем с помощью сказок.

© 2010-2022