Конспект экологического занятия в подготовительной группе на тему: Солнце - большая звезда

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект экологического занятия в подготовительной группе на тему: «Солнце - большая звезда».

Программное содержание:

  • развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, дать представление о Солнце как о звезде и планете;

  • познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных; показать, что солнечный луч может стать разноцветным, делать выводы, подтверждая их экспериментальным путе.

Оборудование: схема - планеты Солнечной системы, карта звездного неба, детские рисунки с изображением домов, настольная лампа, пластмассовая ванночка, плоское зеркальце, лист белой бумаги.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, бывают ли солнечные лучи ночью? (Нет). Солнечные лучики можно сравнить с детьми Солнца. А что такое Солнце? (выслушиваются ответы детей) Солнце - это большая-большая, просто огромная, очень горячая звезда (раскаленное шарообразное тело), которая находится далеко от нас. Кто из вас наблюдал на небе звезды? (Дети рассматривают карту звездного неба, читают названия звезд, рассматривают контуры созвездий и схему «Солнце и планеты Солнечной системы».)

Воспитатель: Солнце - это такая же звезда, как и другие, но она находится намного ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. (Воспитатель прикрепляет на мольберт рисунки домов.)

С чем можно сравнить свет солнца? (Со светом огромной лампы.)

Воспитатель затемняет окна и гасит свет.

Воспитатель: Сейчас мы попытаемся понять, почему солнечный свет доходит до нашей планеты, а свет других звезд.

Наблюдение

Настольная лампа ставится на стол. Дети подходят к ней как можно ближе. Воспитатель подносит лампу к рисункам и спрашивает:

- Хорошо ли виден свет лампы? Хорошо ли видны детали рисунков? (Хорошо.)

Дети отходят в другой конец комнаты и убеждаются, что при удалении от окна свет лампы становится менее ярким и различать элементы рисунков труднее.

Вывод: Солнце находится к Земле гораздо ближе других звезд, поэтому оно освещает и согревает нашу планету. А другие звезды из-за удаленности мы можем наблюдать лишь на фоне темного неба, их свет не способен превратиться ночь в день. Можно сказать, что Земля находится на таком же расстоянии от Солнца, как дети от настольной лампы, когда стоят рядом с ней. А остальные звезды находятся на таком же расстоянии от Земли, как дети лампы, когда стояли в другом конце группы.

Физкультминутка:

(Воспитатель с помощью зеркала пускает солнечных зайчиков по стене, дети стараются их поймать.)

Солнечные зайчики играют на стене.

Поманю их пальчиком - пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей - вот, вот, вот - левей, левей!

Прыг-скок, прыг-скок, убежал на потолок!

Воспитатель: Отгадайте загадку: Я иду - она идет,

Я сою - она стоит,

Побегу - она бежит. (Тень).

В солнечный день, если вы станете лицом, спиной, боком к солнышку, то на земле появится темное пятно. Это ваше отражение, называется оно тенью. Откуда это темное пятно? Как образуется тень?

(выслушиваются предположения детей). Солнышко посылает на Землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на Землю падает ваша тень.

Где еще есть такие темные пятна? На что похожи наши тени? Попробуйте догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать? (Игра «Догони тень»)

Тень образуется не только от тела человека, но и от любого непрозрачного предмета, который встречается на пути солнечных лучей. Тени бывают разные, они могут двигаться, стоять на месте, танцевать. Одним словом, тень делает то, что делает тот, кому она принадлежит. Но, к сожалению, она всегда молчит. Вот какая она таинственная, молчаливая волшебница-тень.

Опыт: Сейчас мы наполним ванночку водой и поставим около окна так, чтобы на нее падали солнечные лучи. Опустим зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть опирается на край ванночки, а нижняя - находится в воде под углом. Я возьму лист бумаги и помещу его перед зеркалом. Я буду менять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная радуга. Теперь я покачаю ванночку, чтобы по воде пошла рябь. Что мы видим теперь?

Вывод: на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.

В конце занятия воспитатель опять затемняет комнату, включает настольную лампу, ставя ее таким образом, чтобы она освещала однотонную стену. Детям предлагается поиграть с пальчиками, складывая из по-разному, рассказать, на что похожа тень.


© 2010-2022