СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гришина Ольга Михайловна,

Якупова Наталья Яковлевна,

воспитатели

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ёлочка» города Абакана.

СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ.


Обычно педагоги, не работающие с «солнечными» детьми мало знают о синдроме Дауна, но для всех конечно очевидно, что ребёнок с синдромом Дауна - совсем не такой, как другие обычные дети и это всего лишь из-за единственной лишней хромосомы. Такой ребёнок всегда будет оставаться «особым» - он будет по-другому развиваться, мыслить, разговаривать, любить….. И конечно жизнь такого ребёнка тоже будет необычна. Конечно, легко предположить, что она полна трудностей, проблем, тяжёлых переживаний. И очень сложно, а для многих, наверное, практически и невозможно представить себе, что в такой жизни есть свои маленькие и большие победы, достижения, радость и счастье. Ведь дети с синдромом Дауна - это дети, в сердцах которых живёт любовь. Синдром Дауна - на сегодняшний день самая распространенная форма хромосомной патологии, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью, которая получила название «монголизм». Такое определение впервые дал в 1866 году Джон Лэнгдон. Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась, так как дети с синдромом Дауна, с легкой степенью умственной отсталости, могут находиться не только в детских садах общего типа, но и учиться в общеобразовательных школах с слегка откорректированными программами. Это говорит о том, что данная категория детей обучаема.

Российская Федерация и правительственные органы приняли ряд законов и нормативных актов с целью оказать помощь в выживании, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чем раньше родители таких детей и не мечтали. Ведь детский сад - это идеальная возможность для ребенка дошкольного возраста быть вовлеченными в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более продвинутыми в речевом отношении.

И конечно в первую очередь перед воспитателями, «особого» ребёнка встают и особые вопросы. Как воспитывать такого ребёнка? Что в первую очередь нужно сделать для него? Корригировать развитие такого ребёнка, нарушенное аномалией, лечить его? Или общаться, играть, проводить коррекционно - развивающие занятия? Имея в группе такого ребёнка необходимо делать и успевать не просто всё, а больше, чем всё, чтобы ребёнок с синдромом Дауна был счастлив. Ведь для «особого» ребёнка на период пребывания его в детском саду мы становимся всем - его опорой, поддержкой, защитой.

Все направления коррекционно-образовательной работы с ребёнком с синдромом Дауна должны быть взаимосвязанными, а задачи обучения решатся комплексно. Планирование работы с таким ребёнком основывается, конечно, на результатах диагностики ребенка. Цели занятий всегда должны быть четкими и конкретными, учитывающими индивидуальные особенности, зоны актуального и ближайшего развития детей. В работе помимо основной программы мы используем программу «Маленькие ступеньки», которая рассчитана на детей с синдромом Дауна. Цель этой программы - помочь детям с трудностями в развитии вести жизнь, максимально приближённую к нормальной жизни. Единство требований и конечно только настойчивость взрослых - очень важный элемент учебно-воспитательного процесса в целом и особенно при обучении бытовым навыкам и самостоятельности. Каждое занятие обязательно должно завершаться успехом. Неудача для ребёнка с синдромом Дауна сопровождаемая отрицательными эмоциями, может спровоцировать отказ от дальнейшего участия ребёнка в обучении или нежелание выполнять уже почти освоенное действие, т. е. на занятие всегда создаём ситуацию успеха. Развитие крупной и мелкой моторики у таких детёй происходит медленнее, вследствие сниженного мышечного тонуса, чрезмерной эластичности связок, коротких рук и ног, ослабленного чувства равновесия, медицинских проблем со здоровьем. Поэтому в группе детского сада для развития движений необходимо пользоваться активной гимнастикой. При общении с ребёнком, до тех пор, пока вы не вошли в круг его «доверенных лиц», по возможности нужно меньше употреблять слова «скажи», «повтори», поскольку это может привести к отказу от общения. Лучше создавать условия, в которых ребенок сам захочет что-то сказать.

В своей работе с ребёнком с синдромом Дауна мы так же используем:

  • Творчество - это работа с различными материалами и сюжетами, что дает возможность развиваться не только мелкой моторике и точности движений, но и планированию действий, воображению, творческому мышлению, самостоятельности.

  • Сказкотерапию - сказочная страна дает множество возможностей для развития ребёнка с синдромом Дауна. Рассказывание и анализ сказок комбинируются с процессом создания кукол, сочинение собственных историй - с рисованием. В сказочной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой ребенок из волшебного путешествия - это осознание собственных возможностей.

  • Речевое развитие - сочетание сказки, продуктивной деятельности с речевыми играми и заданиями и направленно на развитие лексики, грамматического строя, связной речи детей. Игры позволяющие поставить акцент на общении, развивающие уважение и внимание друг к другу.

В течение года мы работаем по следующим разделам:

-социально-эмоциональное развитие;

-формирование общения;

-восприятие и развитие речи;

-навыки общей моторики;

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

-развитие навыков самообслуживания.

Коррекционная работа по этим направлениям очень значима для развития ребенка с синдромом Дауна. Но конечно основной и наиболее важной задачей интеграции остается включение детей в социум.

Литература

Айвазян Е. Б. «Любовь по правилам и без», или Особые ли матери у особых детей?! / Е. Айвазян, Г. Одинокова, А. Павлова // Дошк. воспитание. - 2005. - № 9. - С. 51-63.

Айвазян Е. Б. Проблемы особой семьи: [ребенок с даун-синдромом в семье] / Айвазян Е. Б., Павлова А. В., Одинокова Г. Ю.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 2. - С. 61-67.; № 3. - С. 72-79.

Закрепина А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / А. Закрепина // Дошк. воспитание. - 2009. - № 4.

Картухина Г. Н. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное учреждение : регион. компонент / Г. Н. Картухина // Школа. Образование. Качество. - 2007. - № 1.


© 2010-2022