Конструкт занятия Как люди научились говорить

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструкт

Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «Как люди научились говорить»

Возрастная группа: дети седьмого года жизни

Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность «Река времени»

Форма организации: подгрупповая, фронтальная, индивидуальная

Учебно-методический комплект: Железняк Екатерина Юрьевна МБДОУ №1 г.Карпинск

Средства:

Наглядные: сюжетные картинки, разрезные картинки, зеркала.

Мультимедийные: компьютерная презентация «Как люди научились говорить», музыка: звук СМС, звук для «Машины времени»

Литературные: загадки о речи.

Цель: Обогащение представлений детей о возникновении речи и побуждение к творческой деятельности на основе использования информации, полученной на НОД.

Задачи

образовательной программы

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Развивающая:

Игровые упражнения у зеркала

Развивать внимание, воображение, память через дидактическую игру «Кто сказал?».

Обучающая:

1. Познакомить детей с историей возникновения и развития речи. Пополнить знания о разновидностях языка.

Воспитательная:

Воспитывать аккуратность при выполнении работ, наблюдательность, любознательность, умение договариваться друг с другом и выбирать материал.

Этапы (последовательность)

деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Дети заходят в зал. Воспитатель: Ребята, давайте познакомимся и поздороваемся с гостями.

Организует детей, концентрирует внимание;

Включаются в образовательную деятельность.

Создание хорошего настроения; Включение в образовательную деятельность

1 этап

Обсуждение реального события.

Ребята, что мы сделали, когда приветствовали гостей?

« Не на меру, не на вес, а при всяком есть.» (Речь)

Включает детей в образовательную деятельность.

Даёт возможность детям высказаться

Отгадывают загадку

Проявление готовности к совместной деятельности; проявление интереса к предстоящей деятельности.

2 этап

Постановка цели исследования

Ребята, скажите, а для чего нам нужна речь?

Как вы думаете, всегда ли человек говорил так, как говорит сегодня?

Что человек использует, чтобы он смог произносить звуки?

А какие виды языка вы знаете?

Вам интересно узнать, как раньше люди общались между собой?

Как мы можем об этом узнать?

Давайте отправиться в прошлое по « реке времени» узнать как появилась речь!

На чём мы туда отправимся?

Давайте закроем глаза, послушаем музыку и перенесемся в прошлое на машине «времени» (играет музыка).

И вот мы с вами оказались в прошлом.

Даёт детям самим высказать предложения.







Воспитатель вместе с детьми располагается на полу у экрана. На экране появляются слайды

Отправляются в путешествие на машине времени.

Желание отправиться в путешествие.

3 этап

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.

Очень-очень давно, миллионы лет назад, люди не умели говорить, а могли, как и животные, издавать только самые простые звуки: они кричали, если видели опасность, рычали, если им было больно, визжали, если радовались. И всё-таки уже тогда люди отличались от животных. Они передвигались на двух ногах и, в отличие от большинства животных, пользовались палкой и камнем - самыми первыми и простыми орудиями труда. Со временем древние люди научились откалывать от камней острые осколки и использовать их для отрезания кожи и мяса, а из длинной заострённой палки - делать копьё. Запомнить же, как изготовить орудие труда и охоты, чтобы потом передать это умение другим, тоже было очень важно - и это ещё одно отличие человека от животного. Но людям также было необходимо договориться друг с другом об охоте, предупредить об опасности, рассказать, где растут съедобные плоды и коренья. Как вы думаете, как они это делали?

Они научились общаться жестами. Каждый жест имел своё значение - так появился сначала язык жестов. Вы знаете какие-нибудь жесты?

На этом языке мы общаемся друг с другом и сейчас: пожимаем руки (здороваемся), машем рукой (прощаемся), хлопаем в ладоши (выражаем радость, восторг, восхищение) и т. д. Интересно? Тогда мы отравляемся дальше! У нас на столе стоят зеркала, давайте посмотрим в них. Покажите радость, удивление, печаль, страх…

Прошло ещё много времени, прежде чем люди научились пользоваться звуками своего голоса для передачи информации. Умением общаться звуками своего голоса владеют только люди. И придумать такой язык могли тоже только люди.

Можно предположить, что первыми словами на земле были возгласы, которые выражали удивление, осуждение, одобрение или предупреждение. Как вы думаете, какими были первые слова?

Возможно, это были такие слова, как ой, ай, ого, эй, ух. Или это могли быть звукоподражательные слова, ведь в любом языке мира существуют слова, подобные таким, как кукареку, чик-чирик, му-му, мяу-мяу. А может быть, первыми были слова-команды: Стой! Смотри! Сюда! Скорей! Иди! Молчи! В любом случае эти слова стали средством общения, а значит - возник язык.

Слова постепенно складывались в предложения - так появилась устная речь. Люди научились мыслить словами и говорить словами! Устная речь - это способность людей говорить и произносить слова при помощи губ, языка и рта.

Предлагаю вернуться к зеркалам и посмотреть, как они нам в этом помогают!

Поэтому и название устная речь произошло от слова уста - губы.

Игра. «Кто сказал?»



Ребята, скажите, а речь может быть только устной?

Кроме устной, существует еще и письменная речь!

Основные особенности письменной речи заключаются в том, что, письмо дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к уже написанному, изменять слова, перестраивать предложения, удалять или заменять целые отрывки, уточнять, обращаться за помощью к разговорникам и словарям. (слайды)

А кто знает, как возникла письменная речь?

История письма насчитывает много тысячелетий, на протяжении которых оно постепенно изменялось, совершенствовалось, приобретало новые формы. Археологи находят древнейшие памятники письменности - глиняные таблички с различными изображениями.(слайды)

Древнейший вид письма - письмо рисунками, пиктография. Кстати, ей мы пользуемся нередко и сейчас: например, вывеска, на которой изображён ботинок или сапог, сообщает нам, где находится обувная мастерская, а нарисованный калач подскажет, где можно купить хлебобулочные изделия. (слайд)

С возникновением земледелия и скотоводства у них появились излишки зерна, а растущее поголовье скота давало приплод, молоко и шерсть - людям понадобилось вести счёт этому богатству.(слайд) Тогда появилась мысль обозначать значками не предметы и явления окружающего мира, а только слова. Так значки для предметов превратились в значки для слов. Так появилась письменность на Земле.

Рисование «Письмо Деду Морозу»

Беседа с детьми.



































Воспитатель предлагает детям произносить слова.

Детям раздаются карточки с изображением животных, птиц. Задаются вопросы.























Воспитатель предлагает написать письмо Деду Морозу рисунками.

Слушают рассказ, играют.









Ответ детей



Ответы детей



Ответы детей

Дети работают с зеркалами.





Ответы детей











Дети произносят и следят за губами, языком, ртом. Делают выводы.



Ответы детей

Дети поднимают карточки.

Ответы детей





Ответы детей















Дети пишут письмо рисунками и опускают в волшебный ящик

Умение думать, концентрироваться для получения продукта деятельности.

Итог деятельности




Что нового узнали?

Что понравилось, запомнилось?

Что еще хотели бы узнать?

Ответы детей



© 2010-2022