Развитие творческого воображения детей 5-6 лет на занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Светлана Владимировна Огурцова,

методист ГБПОУ Самарской области «ГК г. Сызрани»,

г. Сызрань, Самарская область


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК


Одной из важнейших задач педагогического процесса современности выступает формирование творческой личности. Как известно, изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно - творческий характер по мере овладения способами изображения предметов окружающего пространства. Педагоги дошкольных учреждений стараются реализовать одну из задач обучения рисованию: научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Однако, для того, чтобы нарисовать тот или иной предмет недостаточно иметь ясное представление о его форме, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предметов на плоскости бумаги, подчинить руку задаче изображения.

В настоящее время стремительно меняются точки зрения на развитие художественных способностей и условия их формирования, но важнейшей стороной жизни ребёнка, по утверждению многих педагогов и психологов, является воображение и фантазия, так как именно они выступают высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Особенно интенсивно воображение развивается в дошкольный период развития ребёнка. Недостаточное развитие этой функции приводит к быстрому снижению его активности.

Задачи активизации творческих способностей детей, развитие воображения подводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения, к использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности на занятиях по рисованию. Однако, многие специалисты недостаточно используют нетрадиционные техники рисования в своей педагогической деятельности несмотря на большое количество методической литературы, на информированность через интернет-источники, на огромный выбор разнообразных изобразительных материалов. Соответственно возникают проблемы, связанные с развитием творческого воображения, которые заключается в однообразии использования нетрадиционных техник рисования и снижении интереса к их применению на занятиях по рисованию со стороны педагогов современных дошкольных учреждений. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Каким же образом организовать изобразительную деятельность дошкольников для более эффективного развития творческого воображения?

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребёнка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей.

Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребёнка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое своё отношение к нему, живут в рисунке. Рисование - это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно - осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально - волевой сферы. Занятия рисованием развивают память и внимание, речь и мелкую моторику, приручают ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребёнку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы её изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребёнок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения - произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приёмов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность: например, ребёнок рисует фантастическую чудо - машину, используя олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными.

В самом общем виде (опираясь на исследования Б.М. Неменского, Г. Каринского и др.) работу, стимулирующую творчество детей, можно проводить по трём этапам.

I этап - обучающий. Цель: непосредственное обучение основам изображения с помощью нетрадиционного использования традиционных материалов; освоение техники как языка художественно - графических образов при использовании различных материалов.

II этап - закрепляющий. Цель: использование приёмов работы, материалов и оборудования в соответствии с решением творческой задачи (акварель и акварельный мелок, гуашь и восковой мелок, восковой мелок и акварель и т.д.).

На втором этапе задания связаны с постижением цвета, характером графической линии, освоением технических приёмов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., непосредственно связаны с композиционным решением:

1. Равномерное заполнение листа.

2. Выделение первого плана.

3. Передача первого и второго планов (то, что ближе - больше и расположено ниже на листе бумаги, что дальше - меньше и расположено выше на листе бумаги).

4. Передача движений.

5. Композиция из нескольких фигур.

6. Выделение главного размером и цветом.

7. Элементы загораживания.

8. Равновесие композиции, в том числе композиционное равновесие больших декоративных пятен.

9. Выражение характера линией и цветом.

Графическая работа мелком, карандашом, палочкой, гуашью, углём и грифелем развивают мелкую пластику. Живописное освоение листа большого формата гуашевыми красками и широкой кистью помогают раскрепоститься и учат легко работать во всех направлениях, свободно координируя движения всей руки.

III этап - самостоятельная деятельность детей в работе с художественными материалами и реализация творческих замыслов.

Цель третьего этапа - стимуляция творческой деятельности детей за счёт свободного выбора художественных материалов и оборудования.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что творцом так же, как и интеллектуалом становятся, а творческие способности не создаются, а высвобождаются как спонтанно, так и в специально организованном окружении (людей и материалов).

По мнению Н.С. Лейтеса, важными предпосылками развития детской одарённости являются возрастные особенности, которые можно считать компонентами детских способностей: «Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх, неустанная любознательность» [2, 42].

Таким образом, ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:

1. предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий;

2. пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности;

3. организация наблюдений за творческим процессом взрослых.

Нетрадиционное рисование - это самый лучший способ научить ребёнка мыслить и фантазировать в ходе игровой деятельности. Учитывая все возможности художественных нетрадиционных техник рисования их можно взять за основу в работе по развитию творческого воображения. В нетрадиционной технике есть скрытые ресурсы, позволяющие решить творческую задачу. Художественные нетрадиционные техники рисования дают возможность детям пофантазировать и поучиться работе с разнообразными материалами, развить и активизировать творческое воображение, мышление, внимание, восприятие, аккуратность при выполнении работ. Художественные нетрадиционные техники рисования дают возможность детям почувствовать себя свободными, удивляться и радоваться миру, познакомиться с техникой многих художников и попытаться самим создать красоту, развить творческое воображение. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Художественные нетрадиционные техники рисования не позволяют копировать образец. А это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, появлению индивидуальности [3, 91].

В последнее время очень часто звучат слова: «развитие воображения», «развитие творчества». Педагоги и психологи усиленно ведут поиски профессиональных алгоритмов, которые позволили бы стабильно и эффективно решать эту задачу.

Творчество - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты. Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский считал, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в продукте творчества, важно, что дети создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении [1, 64].

Использование нетрадиционных техник рисования оказывает неоценимое воздействие на формирование детского творчества, которое происходит с отработкой определенных личностных качеств, являющихся составными компонентами творческого воображения (оригинальность, беглость, гибкость, восприимчивость).

Оригинальность предполагает внесение чего - либо нового в уже имеющийся материал, способность выдавать необычные реакции, неординарность воображения. (Это видно по ответам на вопросы: «Кем бы ты стал, если бы у тебя выросли еще четыре ноги? Как бы ты ими пользовался? На кого бы ты стал похож?»).

Беглость предполагает способность реагировать на идеи в пределах ограниченного времени (из предложенного перечня выделить знакомые слова в определенную категорию, в течение примерно 5 минут). В графических видах продуктивной деятельности ребенка беглость проявляется в комбинировании линий и форм, что предполагает богатство зрительных впечатлений. Также, беглость может достигаться тренировкой быстро, не задумываясь отвечать на вопрос: «Как можно использовать этот предмет иначе?».

Гибкость - означает способность ребенка приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации (краска залила готовый рисунок и испортила его, то, как дети будут реагировать?).

Восприимчивость - способность увидеть необходимые свойства обычных предметов и явлений.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Развивая воображение с дошкольного детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способность к творчеству, но и формируем личность ребенка.

  • Использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы старших дошкольников.

  • Использование нетрадиционных техник изображения способствует формированию умений работать с проблемами, решать творческие задачи, синтезировать творческие задачи, предлагаемые для решения детям.

  • Для активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать нетрадиционные техники рисования способствуют такие нетрадиционные техники рисования, так как они дают возможность дошкольникам проявить фантазию, смелость в изложении собственных замыслов. В результате дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; научаются чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; замечать прекрасное в жизни, отражать это в своем творчестве; самостоятельно находить нешаблонные пути решения художественного образа.

Предлагаю пример образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования

Эксклюзивная посуда

Нетрадиционные техники: оттиск пробкой, печатки из ластика. Печать по трафарету, «знакомая форма - новый образ».

Цель: формирование эстетического отношения к бытовым предметам и их художественным изображениям в натюрморте.

Задачи: упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Познание».

Оборудование: листы формата А3, гуашь, кисти, мисочки для печати, печатки из ластика и пробки. Трафареты, поролоновые тампоны для печати по трафарету, посуда или ее рисунки, педагогические эскизы; различные предметы, которые можно обводить (маленькие подносы разной формы, ножницы, спичечные коробки и др.)

Ход занятия

Педагог читает стихотворение «Натюрморт»:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу -

Знай, что это натюрморт!

Предлагает поиграть в игру «Художник составляет натюрморт»: дети упражняются в составлении натюрморта из различной посуды, учатся правильно называть посуду, гармонично строить рисунок. Затем рассматриваются эскизы с изображениями вариантов натюрморта из разной посуды, показывается, как можно нарисовать посуду, используя знакомые предметы: например, из подноса круглой формы с помощью обведения и дорисовывания получается заварной чайник, из ножниц - ваза и т.д. Выбираются и обсуждаются различные варианты украшения посуды. Дети выполняют несложный натюрморт из двух - трех предметов.

Просматриваются детские рисунки, оформленные в виде выставки, и выбираются самый веселый натюрморт, самая оригинальная, самая расписная посуда и т.д.

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, - 1991. - 64 с.

  2. Лейтес, Н.С. Ранние представления одарённости [Текст] / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 1988, - № 4. - 42 с.

  3. Пастухова, Г.В. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Г.В. Пастухова. - Екатеренбург: Центр Проблем Детства, - 1996. - 91 с.



© 2010-2022