- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Перспективный план Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора (старшая группа)
Перспективный план Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора (старшая группа)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соломатина-Максимова И.Н. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Перспективное планирование
«Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора (Средняя группа)»
Старшая группа.
Месяц
Тема
Задачи
сентябрь
1. «Что такое малые формы фольклора?»
1.Рассказать детям о фольклоре, какие бывают виды устного народного творчества. 2.Уточнить представления о жанровых особенностях, назначении и употреблении в речи.
3.Воспитывать интерес к разным формам словесного народного творчества. 4.Воспитывать интерес к народному творчеству.
2. «Семь раз отмерь - один отрежь» .
1.Познакомить детей с жанровыми особенностями пословицы и поговорки, их структурой, отличительными особенностями.
2. Учить понимать значение жанров, улавливать как единичный, так и обобщенный смысл
октябрь
3. «Дождик, дождик, посильней!» .
1.Познакомить с жанровыми особенностями закличек, дразнилок, потешек.
2.Учить использовать их в собственной речи.
3. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
4. «Путешествие в город загадок» .
1.Формировать представление о жанре загадки, назначении загадок.
2.Учить осмысливать загадки, составлять загадки самостоятельно.
3. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческие способности.
5. «Спи, моя радость»
1.Формировать знания детей о традициях русского народа. 2.Развивать интерес к колыбельным песням, поддерживать положительное эмоциональное отношение к народному фольклору. 3.Развивать навыки описательной речи.
ноябрь
6. Развлечение «Заходите, гости дорогие».
1.Уточнить представления детей о жанровых особенностях малых форм фольклора, их назначении. 2.Воспитывать интерес к малым фольклорным формам, желание использовать их в своей речи.
7. «Веселая ярмарка»
1. Уточнить знания о пословицах и узнать новые пословицы.
2.Обогащать и уточнить словарь.
3.Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы, рассуждать, строить предложения разной грамматической структуры. Использовать средства выразительности: в описаниях - определений, сравнений, метафор; в повествованиях - диалога героев, элементов описания.
8. «Баю, баю, баю, бай!»
1.Активизировать в речи детей русские потешки.
2.Развивать интерес к колыбельным песням. 3.Развивать индивидуальность в выборе языковых средств (отсутствие речевых штампов и шаблонов).
4.Развивать умения образовывать однокоренные слова.
5. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
9. Составление описательных загадок о предметах народного быта.
1.Учить пользоваться речью как особым объектом познания окружающего мира, отгадывать и придумывать описательные загадки.
2.Развивать умения строить высказывания соответственно теме, раскрывать тему, используя лексические, грамматические, интонационные средства выразительности для раскрытия образов, сюжета.
декабрь
10. «Двое из ларца, одинаковых с лица»
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях. Познакомить с метафорической загадкой. Учить сравнивать состав похожих предметов, используя сравнение. Развивать умение отражать в речи объекты в переносном смысле. Развивать навыки подбора логически точных образных выражений для обозначения наблюдаемого
11. Придумывание загадок о личностных качествах литературных героев (Рукодельница, Ленивица) из сказки «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского.
1.Обучать детей при составлении загадок использовать свои знания о трудолюбии и лености; помочь придумать загадки согласно модели.
2. Развивать воображение и творческое мышление.
12. «Что за прелесть, эти сказки!»
1.Развивать творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям , сюжетам, ситуациям, по названию сказки, по пословице, заданной теме. 2.Учить связно, последовательно излагать ход придуманной сказки , используя зачины, повторы, присказки, концовки русских народных сказок.
Закрепить умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, использовать в речи диалоги, инсценировать произведения. 4.Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
13. «Салат из сказок».
1.Придумывание новой сказки с героями старых сказок. 2.Продолжать учить детей придумывать новую сказку с героями старых сказок, объединяя две сказки в одну с новым сюжетом.
3.Развивать умение соблюдать структуру монолога (начало, середина, конец), использовать разнообразные средства связи между предложениями и частями высказывания.
январь
14. «Гуси-лебеди» Познакомить детей с элементами быта наших предков, вызвать интерес к русским традициям; развивать умение отгадывать загадки, использовать в играх считалки.
1.Познакомить детей с элементами быта наших предков, вызвать интерес к русским традициям.
2. Развивать умение отгадывать загадки, использовать в играх считалки.
15. «Это правда, или нет?»
1.Познакомить с жанровыми особенностями небылиц, перевертышей.
2. Учить устанавливать простые закономерности, замечать неточности высказываний.
16. «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор».
1. Познакомить детей с новым фольклорным жанром - потешками-небыличками. 2.Привнести в занятие настроение веселья, балагурства.
3.Используя прием ориентировочного подкрепления, а также художественной выразительности в исполнении фольклорного текста, дать детям почувствовать курьезность описываемой ситуации, ее юмористичность.
17. Придумывание сказки «День рождения зайца» по плану .
1. Придумывание сказки «День рождения зайца» по плану. 2.Учить детей последовательно, связно рассказывать придуманную сказку по предложенному воспитателем плану.
3.Подвести к использованию сказочного зачина (жил-был) и концовки (вот и сказки конец, а кто слушал молодец). 4.Активировать в речи знакомые фразеологизмы, образные выражения (медведь-богатырь, лиса-затейница, ни в сказке сказать, ни пером описать, пир на весь мир).
5.Упражнять в использовании в речи сложных предложений. 5.Учить распутывать предложения - небылицы, заменяя для этого необходимые слова (сказать об этом так, как бывает на самом деле).
6.Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
18. «Зимовье».
1.Учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу. 2.Воспитывать интерес к творческой деятельности.
19. Развлечение «Масленица» .
1.Приобщать детей к народным праздникам.
2.Воспитывать интерес к событиям культурно - исторического календаря. 3.Воспитывать заботливое, уважительное отношение к русской культуре.
20. «Огуречик, огуречик…» .
1.Познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства, шутливости.
март
21. «При солнышке тепло, при матери добро».
1.Развивать умение подбирать малые формы фольклора в соответствии с заданной темой и использовать их в своей речи. 2.Развивать умственные способности детей (умение самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, составлять творческие рассказы на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей планов).
22. Придумывание небылиц, игра - фантазирование по украинской народной сказке «Колосок» .
1.Развивать умения детей составлять небылицы про мышат, рассказывать сказку «Колосок» наизнанку, где петушок ленивый, а мышата трудолюбивые, используя схемы - подсказки.
2. Упражнять в составлении распространенных предложений.
3.Формировать умение находить смысловые несоответствия в тексте. 4.Воспитывать интерес к народному фольклору
23. «Пастушок».
1. Расширить фольклорную тематику, закрепить знание знакомых текстов, обогатить новыми фольклорных произведений, впечатлениями. 2.Ввести новое слово "пастушок", объяснить его смысл.
24. Викторина «Потешная карусель»
1.Закрепить и систематизировать знания о малых формах фольклора. 2.Активизировать в речи знакомые потешки, пословицы, загадки, небылицы.
апрель
1.Чтение сказки «Кузьма скоробогатый».
2.Заучивание скороговорки «На дворе трава, на траве дрова».
3.Обьясни пословицу «Апрель с водой, май с травой».
4.Пение закличек о весне.
1. Учить понимать и оценивать поступки героев; передавать
интонацией голоса характер героев.
2.Развивать артикуляционный аппарат.
3. Развивать воображение и творческое мышление.
4.Воспитывать образное восприятие содержания малых фольклорных форм. Воспитывать любовь к русским народным традициям.
май
1.Заучивание пословицы «Что посеешь, то и пожмешь.
2.Рассказывание р.н.с. «Каша из топора».
3.Д/и «Узнай сказку» (по иллюстрации).
1.Продолжать учить понимать значение жанров, улавливать как единичный, так и обобщенный смысл.
2. Упражнять в составлении распространенных предложений. Воспитывать интерес к народному фольклору.
3. Развивать умения строить высказывания соответственно теме, раскрывать тему, используя лексические, грамматические, интонационные средства выразительности для раскрытия образов, сюжета.