Сценарий интеллектуально-развлекательной викторины По просторам ЯМАЛА

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий

развлекательной интеллектуально-познавательной игры « На просторах ЯМАЛА»


для детей и родителей старшей группы МБДОУ «Белоснежка» г. Ноябрьск ЯНАО

Цель игры:

Пробуждение интереса у детей к изучению природы своего края. Расширение кругозора. Развитие логического мышления, памяти, внимания. Воспитание чувства любви и уважения к окружающему миру. Формирование экологического сознания.

(На экране слайды и музыка о природе Северного края)

Ведущий:

Дорогие взрослые и дети мы рады видеть вас на заключительном мероприятии, в рамках проведения экологической площадки «На просторах Ямала».

Нас с вами окружает удивительный мир: светит солнце, плывут облака, весело поют птицы. Это природа! Человек - его часть. Природа нас кормит, поит, одевает, лечит. Она является источником вдохновения для художников, писателей, поэтов, композиторов. Но всегда ли человек благодарен ей?

Сегодня мы с вами проверим, насколько глубоки и прочны ваши знания о природе нашего Северного края, насколько мы умеем ее беречь.

Проходившая на протяжении недели экологическая площадка «На просторах ЯМАЛА» была связана с природой нашего Северного края, с коренными жителями, проживающими на Ямале.

Она включала в себя много этапов:

- это чтение художественной литературы, разучивание стихотворений и инсценировки о природе;

-это беседы и наблюдения в природе и создание творческих работ на экологическую тему;

-это разучивание и проигрывание подвижных игр народов Севера;

-это совместное участие детей и родителей в семейной викторине «Знатоки природы».

(вопросы и ответы семейной викторины в приложении стр. 4,5)

Сегодня мы пригласили победителей семейной викторины «Знатоки леса» для награждения и участия в турнире интеллектуалов брейн-ринга « На просторах ЯМАЛА»


( Жюри подводит итоги. Награждение победителей семейной викторины).

( Дети и взрослые рассаживаются за три стола. Формируются 3 команды по 4 ребенка и 2 взрослых)

Ведущий:

Мы продолжим наше путешествие по удивительному уголку нашей Земли, который называется Ямал. (клип песни о Северном крае)

- Мы приветствуем три команды и их капитанов.

(представление команд: команда «название», капитан (имя))

Как вы знаете, у любой игры есть правила. Сейчас я вам объясню правила брейн-ринга:

Ведущий читает вопрос для одной команды. Команда обсуждает тихо этот вопрос в течение 30 сек.. После звука гонга отвечает один игрок команды. За правильный ответ- команда получает жетон. Никто не выкрикивает и никто не подсказывает. При нарушении правил жетоны забирают.

(жеребьевка команд)

Желаем вам, ребята, увлекательного путешествия и победы!

1 тур: Игра «Это верно или нет »

Вопросы 1 команде:

1. Верно ли, что белые медведи - самые большие медведи в мире, что они в два раза выше человека? (Верно)

2. Верно ли, что столица ЯНАО Новый Уренгой? (Нет)

З. Верно ли, что все собаки, которые громко лают, называются лайками? (Нет)

Вопросы 2 команде:

1. Верно ли, что огромные бивни моржа - это его зубы, с помощью которых он выбирается на лед, защищается от врагов? (Верно)

2. Верно ли, что любимое домашнее животное ненцев Заяц? (Верно)

3. Верно ли, что тюлени и моржи неуклюжи на суше, зато проворны и легки в воде? (Верно)

Вопросы 3 команде:

1. Верно ли, что множество животных меняют свой мех для маскировки: летом - у них негустая коричневая шерсть, а зимой - белая пушистая шубка? (Верно)

2. Верно ли, что зимняя одежда ненцев называется малица? (Верно)

3. Верно ли, что белые медведи не умеют плавать? (Нет)

(За правильные ответы команды получают жетоны)

Ведущий:

Мы уже знаем, что природа является источником вдохновения для художников, писателей, поэтов, композиторов. И поэтому объявляем

2 тур: «Литературная страничка»

Сейчас представители команд прочитают стихотворения о природе:

Осина

Где болотистая зыбь, вязкая трясина,

Там во всей своей красе царствует осина.

У подножья улеглись моховые кочки,

В самый тихий день дрожат лёгкие листочки.

Ствол зелёный и прямой виден издалёка.

И стрекочет в вышине бойкая сорока. (Д. Попов)

Русский лес

Нет ничего милее, бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться - и видно все до дна.

Течет вода-водица, вкусна и холодна.

Что такое лес? Сосны до небес,

Берёзы и дубы, ягоды, грибы...

Звериные тропинки, пригорки и низинки,

Мягкая трава, на суку сова.

Ландыш серебристый, воздух чистый-чистый

И родник с живой ключевой водой.

Ведущий: А ребята средней группы подготовили инсценировку по произведению ненецкой писательницы Елены Григорьевны Сусой «Первые заморозки» ( инсценировка)

В заключение 2 тура командам будут предложены загадки, на которые они будут отвечать не словом, а при помощи карточек, которые они найдут в конвертах . Вспоминаем правила обсуждаем в командах тихо 30 сек и молча поднимают карточку после звука гонга все 3 команды одновременно.

Много темно-синих бус кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка. Эти бусины -... (черника)

Как в сахарной пудре, в мелком снегу найти тебя в тундре не сразу смогу.

Любишь понежиться, выждать свой срок…

Прыгай, подснежница, в мой туесок. (Клюква)

Листики - с глянцем, ягодки - с румянцем,

А сами кусточки - не выше кочки. (Брусника)

На болоте уродилась, в мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка - ягодка... (Морошка)

Ведущий: Мы убедились, что дети и взрослые хорошо знают ягоды, которые растут в наших лесах. Все три команды справились с заданием, а в третьем туре вам предстоит проявить знания о птицах. Команды по жребию смотрят на силуэты птиц на экране, обсуждают и называют после сигнала гонга.

Тур 3 «Узнай птицу по силуэту»

1-команда: утка, журавль, ворон.

2- команда: аист, дятел, сова.

3-команда: ласточка, глухарь, гусь.

Ведущий: Очень приятно видеть таких эрудированных взрослых и детей. Мы считаем, что наступило время усложнить вопросы. Мы много знаем загадок и даже умеем их придумывать. Давайте же сегодня познакомимся с ненецкими загадками и попробуем их отгадать. Условия те же: слушаем, обсуждаем, отвечаем после удара гонга. Каждая команда получает по три загадки.

Тур 4 «Ненецкий фольклор»

Вопросы 1 команде:

  1. Днем и ночью дрожит, всего боится. (Заяц)

  2. Ходит, а следов не видно. (Рыба)

  3. Летом серая, зимой - белая (Куропатка)

Вопросы 2 команде:

1.У порога чума доброе существо рычит (Собака)

2. Не буквы, а написаны в строчку. Без языка, а охотнику все расскажут.(Следы)

3. Зимой, как ягель серая, летом, как лист осины, коричневая. (Белка)

Вопросы 3 команде:

  1. Великан полгода спит (Медведь)

  2. Она, как снег, от солнца прячется. А мышки - от нее. (Сова)

  3. Длинноухий модник: летом в сером кафтане бегает, а зимой шубку надевает. (Заяц)

Ведущий: Очень красив природой и богат полезными ископаемыми наш Северный край. И поэтому коренные жители: ненцы и ханты использовали природу и в создании узоров и орнаментов для украшения своего жилища и одежды. В заключении нашего брейн-ринга, давайте покажем свои знания ненецких орнаментов.

Тур 5 « Собери орнамент»

Команды по жребию получают конверт с пазлами, из которых и нужно выложить орнамент и назвать его.

Ведущий:

Пока жюри подводит итоги, хочется нашу игру закончить такими словами.

Любите родную природу. Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились. Живем мы с тобою на ней!

Так будем же люди все вместе мы к ней относиться добрей!

( подведение итогов, награждение победителей и участников игры)

Приложение.

Уважаемые родители!

Приглашаем принять участие в семейной викторине

«Знатоки леса»


(_______________________________________________________________________________)

фамилия имя ребенка и группа

(_____________________________________________________________________________________)

фамилия имя отчество родителя, принявшего участие в викторине

Вопросы викторины:

- Зимуют ли птицы в скворечнике? __________________________________________________________________________________________

- Почему именно грач прилетает весной первым?_______________________________________________________________________________

- Почему мы говорим «Птицы - наши друзья»?_________________________________________________________________________________

- У какого дерева ствол белый? ______________________________________________________________________________________________

- Для чего птице хвост?__________________________________________________________________________________________

- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда?______________________________________________________________________________

Можно ли из-за этого плохо относиться к этой птице? __________________________________________________________________________

-«Кто больше?». Цепочка названий диких животных: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Загадки:

- У этой попрыгушки не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку и комар, и мушка. Как зовут ее? ( )

- Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный.

Лепит домик под окном из травы и глины. ( )

- Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. ( )

Вопросы для взрослого:

- Какая птица выводит птенцов зимой?________________________________________________________________________________________

- Как помогаем птицам в зимнее время?_______________________________________________________________________________________

- Почему снегирю дано такое имя?___________________________________________________________________________________________

- Кто меняет шубу два раза в год? ___________________________________________________________________________________________

- Когда еж не колется? ________________________________________________________________________________________________

- Какими лекарственными травами лечат простуду?____________________________________________________________________________

- Как правильно собирать травы?__________________________________________________________________________________________

- Где раки зимуют? ________________________________________________________________________________________________

Как охранять их место жительство?_____________________________________________________________________________________

Вопросы для детей:

- С прилетом каких птиц, считаем мы начало весны? ( )

- От чего птицы страдают больше: от холода или голода? ( )

- Как помочь птицам зимой? _______________________________________________________________________________________________

- Какое дерево является символом нашей Родины? ( )

- Что нужно сделать, чтобы наша Родина была красивой лесной страной? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какое дерево, кроме прочего, еще дает нам сок? ( )

- Как правильно собирать сок?____________________________________________________________________________________________

- Назовите признаки начала осени в живой природе. ________________________________________________________________________________________________

- Какие животные спят зимой? ____________________________________________________________________________________________

Почему их нельзя будить?_________________________________________________________________________________________

- Какая ягода бывает красной, белой, черной? ( )

- Кто собирает яблоки спиной? ( )

- На какой планете мы живем? ( )

Уважаемые родители!

Прививая детям любовь к природе и окружающему миру, мы растим добрых и отзывчивых людей!

Ответы на вопросы просьба принести в группу, куда ходит ваш ребенок. Победителей ждут грамоты!

Благодарим за участие: МБДОУ «Белоснежка» г. Ноябрьск ЯНАО

Вопросы и ответы семейной викторины «Знатоки леса»

Вопросы:

- Зимуют ли птицы в скворечнике? (Нет, так как от сквозняков они могут в них замёрзнуть.)

- Почему именно грач прилетает весной первым? (Своим длинным клювом достает на первых проталинах насекомых.)

- Почему мы говорим «Птицы - наши друзья»?

-У какого дерева ствол белый? (Береза.)

- Для чего птице хвост? (Держаться на деревьях, управлять полетом.)

- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? Можно ли из-за этого плохо относиться к этой птице? (Кукушка.)

- «Кто больше?». Цепочка названий диких животных: выигрывает тот, кто назовет большее количество.

Загадки:

- У этой попрыгушки не рот, а ловушка, попадут в ловушку и комар, и мушка. Как зовут ее? (Лягушка.)

- Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный. Лепит домик под окном из травы и глины. (Ласточка.)

- Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая - для лета, для зимы - другого цвета. (Заяц.)

Вопросы для взрослого:

1. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.) Как помогаем птицам в зимнее время?

2. Почему снегирю дано такое имя?(Прилетает с первым снегом.)

3. Кто меняет шубу два раза в год? (Лиса, белка, куница, заяц.)

4. Когда еж не колется? (Как только родился, потому что рождается без иголок.)

5. Какими лекарственными травами лечат простуду? (Мать-и-мачеха, подорожник, мята, липа, душица.) Как правильно собирать травы?

6. Где раки зимуют? (Под водой, под корягами.) Как охранять их место жительство?

Вопросы для детей:

1. С прилетом каких птиц считаем мы начало весны? (Грачи.)

2. От чего птицы страдают больше: от холода или голода? (От голода.) Как помочь птицам зимой?

3. Какое дерево является символом нашей Родины? (Береза.) Что нужно сделать, чтобы наша Родина была красивой лесной страной?

4. Какое дерево, кроме прочего, еще дает нам сок? (Береза.) Как правильно собирать сок?

5. Назовите признаки начала осени в живой природе.

6. Какие животные спят зимой? (Медведь, барсук, еж.) Почему их нельзя будить?

7. Какая ягода бывает красной, белой, черной? (Смородина.)

8. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

9. На какой планете мы живем? (Земля.)


© 2010-2022