Выступление Из опыта работы

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления №6 «Звездочка»

г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ





Выступление на курсах повышения квалификации «Обновление дошкольного образования в контексте федерального государственного образовательного стандарта ДО».

Из опыта работы по формированию навыков и умений самообслуживания у детей с ОВЗ.

Проектная работа « Я сам» группа «Особый ребенок»















Воспитатель первой квалификационной категории

Каримова Миляуша Раисовна

















В современном мире рождается большое количество детей с ОВЗ. Перед педагогами стоит задача: социальная адаптация таких детей. Учитывая актуальность этой проблемы, большое внимание мы уделяем формированию навыков и умений самообслуживания у детей с ОВЗ, и решили разработать проект «Я сам»

Актуальность

Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств, овладение навыками самообслуживания: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка.

У детей с диагнозом ОВЗ наблюдаются существенные нарушения познавательных процессов, нарушения сенсорных и двигательных функций, исходя из этого, важным направлением работы является формирование конкретных средств социально-бытовой адаптации.

Работа по развитию социально-бытовых навыков важна также и для психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с таким диагнозом. В работе с детьми ОВЗ возникают некоторые проблемы, поэтому чрезвычайно важно поддерживать активное сотрудничество с семьей и другими взрослыми, на которых лежит уход и воспитание таких детей.

Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи. Перечисленные выше обстоятельства явились мотивом для разработки данного проекта

Поэтому, проанализировав всё вышеизложенное, мы в нашем проекте поставили цель - создать комфортные условия для формирования разносторонне развитого ребёнка, осваивающего навыки самообслуживания и самопознания.

Анализ внешней, внутренней среды

К сожалению, приходится признать, что большинство детей не наделены ценным качеством - самостоятельность. Это объясняется тем, что наше взрослое взаимодействие с детьми далеко не всегда носит одобрительно-подкрепляющий характер. Часто по разным причинам - из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка - мы стремимся сделать всё за него сами.

А ведь успешность ребёнка в разных видах деятельности существенно зависит от общей способности действовать самостоятельно. Но с некоторыми детьми в этом смысле возникает масса проблем, потому что они почти ничего не умеют - они привыкли, что каждый момент их жизни - от одевания и кормления до прогулки и налаживания контакта с другими детьми обеспечивается взрослыми. У таких детей просто нет никакого опыта самостоятельной деятельности, и воспитателям приходится учить их элементарным навыкам самообслуживания и общения.

Главная причина недостаточной самостоятельности ребёнка лежит, прежде всего, в условиях его домашнего воспитания, точнее в том, как относятся к проблеме самостоятельности ребёнка его родители..

Наше МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления «Звездочка» уделяет большое внимание воспитанию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей. Воспитание этих навыков реализуется через использование программы «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой» 2014г. выпуска,раздел «Коррекционная инклюзивная педагогика»

В группе созданы условия, способствующие воспитанию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детей. Имеются дидактические игры, сюжетно-ролевые игры по данной теме, иллюстрированные пособия, художественная и методическая литература, разработки конспектов занятий по данной тем, в течении реализации проекта участвует кукла Сам-Самыч.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Разработать систему мероприятий по созданию комфортных условий для формирования разносторонне развитого ребёнка, осваивающего навыки самообслуживания и самопознания. Создание благоприятных условий для развития трудовых навыков ребенка.

Психологическая поддержка семьи ребенка с нарушением развития.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Для педагога:

Обучение социально - бытовым навыкам и навыкам самообслуживания. Развивать координационные способности ребёнка. Формировать положительное отношение к труду.

Диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей с ОВЗ. Предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, уровне его развития, о результатах психолого-педагогического обследования, особенностях выявленного расстройства. Развитие навыков самообслуживания. Консультации, наглядная информация.

Для детей:

Учиться самостоятельно, одеваться и раздеваться, складывать аккуратно свои вещи и прибирать на место игрушки. Выполнять правила поведения за столом. Совершенствовать навыки гигиенических процедур.

Для родителей:

Поддерживать единые требования с ДОУ в воспитании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания ребёнка. Придерживаться дома режима дня близкого к режиму детского сада. Способствовать развитию навыков самообслуживания ребёнка, используя игры игровые приёмы, рекомендуемые педагогами. Обмен приёмами воспитания навыков самообслуживания детей с ОВЗ в семье и в ДОУ.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Дети группы «Особый ребенок», педагог, родители, педагог - психолог

Реализация проекта

Для формирования умения самостоятельно одеваться и раздеваться - шкафчик с полочками и крючками для одежды и обуви, удобные для детей по высоте сиденья и стулья, наличие необходимой одежды (как правило, по сезону), карточки с изображением отдельных видов одежды, иллюстрированный план одевания.

Для формирования умения пользоваться туалетом - ручки, прикреплённые к боковой стене, помогающие ребёнку вставать и садиться, горшки, набор разных сидений для унитаза.

Для формирования умения умываться и ухаживать за собой - набор умывальных принадлежностей, легко открывающиеся краны, зеркало на высоте, соответствующее росту ребёнка.

Для формирования навыков поведения за столом - наличие всей необходимой посуды, скатертей и салфеток, хлебниц и салфетки.

Помощь при сервировке стола, уборка после еды, задвигание стула

Ожидаемый результат

Для детей: Вырабатывание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Для педагогов: Повышение профессионального мастерства педагога, самообразование.

Создание системы работы с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков, обучение социально - бытовым навыкам и навыкам самообслуживания.

Для родителей: Повышение заинтересованности родителей в развитии навыков самообслуживания их детей.Осознание необходимости воспитания у детей нравственно-волевых качеств. Повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей в воспитании детей.

Основные проблемы и трудности

Низкая мотивация родителей. Позиция полной опеки, сложившийся стереотип отношений. ( Родителям проще сделать самим, и они не видят смысла в обучении навыкам самообслуживания).

Низкая мотивация ребёнка.Создание мотива и его постоянное подкрепление: « Как только оденешься, пойдём на улицу пускать пузыри». Педагог ставит перед ребёнком задачу и терпеливо ждёт, когда ребёнок будет её решать, побуждая к действию словами и жестами.

Поведенческие проблемы.

Связаны с нежеланием ребёнка подчиняться общим правилам (пора уходить домой, все одеваются, а ребёнок уходить не хочет, демонстрирует негативное поведение) или со сложившимся стереотипом поведения (у ребёнка нет двигательных ограничений, но ложку в руки не берёт, предпочитает, чтобы его по-прежнему кормили).

Предъявление в семье к ребёнку разных требований по вопросу обучения

навыкам самообслуживания.

С детьми

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

-тематические занятия по формированию

культурно-гигиенических навыков («В гостях

У Сам -Самыча», «Да здравствует мыло душистое»);

Октябрь-

ноябрь

Воспитатели

- совместные ролевые игры

(«Построим комнату для

Сам Самыча», «День рождения у

Сам Самыча», «СобираемСам Самыча на прогулку»);

-чтение художественной литературы

Ежедневно

Воспитатели

Педагог-психолог

Воспитатели

- дидактические игры («Подбери пару», «Угостим чаем», «Подбери по порядку»

(процесс одевания, раздевания, умывания)

схемы);

Ежедневно

Воспитатели

Педагог-психолог

-наблюдение за детьми старших групп

(умывание, пользование полотенцем,

прибирание игрушек, складывание вещей);

Один раз в

неделю

Воспитатели

Педагог-психолог

-сочинение сказочных историй по данной теме

(театр Би-ба-бо, пальчиковый, кукольный

театр);

Один раз

в неделю

Воспитатели

-заучивание потешек для режимных моментов

-умывание («Водичка-водичка»);

Ежедневно

Воспитатели

одевание («В небе солнышко гуляет»);

-причесывание («Расти коса до пояса»);

Ежедневно

Воспитатели

С родителями

-приобретение, изготовление игр, пособий по

данной тематике (пошив кукольных

постельных принадлежностей, одежды для

кукол по сезону);

В течении года

Родители

-индивидуальные беседы по данной тематике;

В течении года

Воспитатели

-открытый просмотр обеда для родителей;

В течении года

Воспитатели

-родительские собрания и встречи

«Формирование навыков самообслуживания у детей»,

«Я сам!»);

«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья»

В течении года

Воспитатели

Педагог-психолог

С педагогами

-открытый просмотр тематического занятия

«Ребята в гостях у Сам - Самыча» в рамках

недели педагогического мастерства для

воспитателей младших групп возраста.

апрель

Воспитатели

-подведение итога,фотоотчет

май

Воспитатели

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Задачи

Сроки

Пути реализации

1 этап

Подготовительный

Сентябрь, октябрь

-знакомство с детьми;

заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребёнка;

-изучение методической и художественной

литературы по выбранной тематике проекта;

-анкетирование родителей;

-ознакомление родителей с проектной работой.

-составление перспективного плана работы по

обучению социально - бытовым навыкам и навыкам самообслуживания детей с ОВЗ

-диагностика детей.

2 этап

Основной

(практический)

Ноябрь,

декабрь, январь,

февраль

-создание комфортных условий в группе для развития ребёнка, осваивающего навыки самообслуживания с привлечением родителей;

-приобретение, изготовление пособий, игр с целью формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

-разработка комплекса мероприятий по формированию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

-активизация пропагандистской деятельности среди родителей по формированию у детей социально - бытовых представлений и навыков самообслуживания;

-обсуждение результатов работы совместно с родителями, проблем и трудностей,

возникающих при формировании навыков

самообслуживания

3 этап

Аналитический

Март,

апрель,

май

-открытые занятия и просмотры для

педагогов и родителей;

-показ развивающей среды (игры, пособия);

-обобщение опыта работы по формированию

навыков самообслуживания у детей третьего

года жизни;

-диагностика детей;

-анкетирование родителей;

-презентация проекта «Я сам!» на родительском

собрании ,

-фотовыставка «Вот какой я молодец!».




© 2010-2022