Консультация Артикуляционная гимнастика и её значение

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Артикуляционная гимнастика и ее значение»

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи

ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для губ

«Улыбка» - удерживание губ в улыбке, зубы не видны.

Лягушка - квакушка:

Квака любит улыбаться,

Рот у кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Улыбнитесь и вы ей.

«Хобот» - вытягивание сомкнутых губ вперёд.

А теперь слонёнок я,

Посмотрите на меня.

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну…

Упражнения для языка

«Лопаточка» - рот раскрыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять

И под счет его держать,

Раз, два, три, четыре, пять -

Язык можно убирать.

«Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Язык лопаткой положи,

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашечку в дом мы занесём.

Её края к зубам прижмём.

«Грибок» - рот открыт, язык прикасается к нёбу

Гриб - грибок,

Масляный бок

Серебряная ножка,

Прыгай в лукошко.

«Лошадка» - язык присасывается к нёбу; щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Я лошадка - Серый Бок!

Цок - цок - цок - цок!

Я копытцем постучу,

Цок - цок - цок - цок!

Если хочешь, прокачу!

Цок - цок - цок - цок!

«Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

«Индюк» - рот приоткрыт, проводим широким передним краем языка по верхней губе вперёд - назад; добавляем голос: «бл - л - л».

«Пулемёт» - напряженным кончиком языка стучим в сомкнутые зубы, отчётливо и многократно произносим «д - д - д».

«Солнышко» - язычок выглянул из окошечка, увидел ласковое солнышко

и решил погреться и позагорать - широкий язык положить на нижний ряд зубов.

«Бабочка» - язычок увидел бабочку, которая летала над цветком вверх - вниз, вверх - вниз - острый язычок тянется до верхней (нижней) губы.

«Уточка» - язычок отправился погулять, во дворе он увидел уточку - вытянуть губы, звукоподражание: кря - кря - кря.

«Качели» - На качелях я качаюсь

Вверх, вниз, вверх вниз.

Я всё выше поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

«Накажем непослушный язычок» Пя - пя - пя.

«Гармошка» - улыбнитесь, ребята, сделайте «грибок» и, не переставая улыбаться, открывайте и закрывайте рот. Язык держите грибком.

Упражнение на дыхание

«Подуем на бабочек» - вдох - выдох (дуем на бабочек).



© 2010-2022