- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Консультация Артикуляционная гимнастика и её значение
Консультация Артикуляционная гимнастика и её значение
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрова Н.А. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Артикуляционная гимнастика и ее значение»
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи
ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Упражнения для губ
«Улыбка» - удерживание губ в улыбке, зубы не видны.
Лягушка - квакушка:
Квака любит улыбаться,
Рот у кваки до ушей,
Хоть завязочки пришей.
Улыбнитесь и вы ей.
«Хобот» - вытягивание сомкнутых губ вперёд.
А теперь слонёнок я,
Посмотрите на меня.
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну…
Упражнения для языка
«Лопаточка» - рот раскрыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык лопаткой положи
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять
И под счет его держать,
Раз, два, три, четыре, пять -
Язык можно убирать.
«Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
Язык лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашечку в дом мы занесём.
Её края к зубам прижмём.
«Грибок» - рот открыт, язык прикасается к нёбу
Гриб - грибок,
Масляный бок
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко.
«Лошадка» - язык присасывается к нёбу; щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Я лошадка - Серый Бок!
Цок - цок - цок - цок!
Я копытцем постучу,
Цок - цок - цок - цок!
Если хочешь, прокачу!
Цок - цок - цок - цок!
«Маляр» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
«Индюк» - рот приоткрыт, проводим широким передним краем языка по верхней губе вперёд - назад; добавляем голос: «бл - л - л».
«Пулемёт» - напряженным кончиком языка стучим в сомкнутые зубы, отчётливо и многократно произносим «д - д - д».
«Солнышко» - язычок выглянул из окошечка, увидел ласковое солнышко
и решил погреться и позагорать - широкий язык положить на нижний ряд зубов.
«Бабочка» - язычок увидел бабочку, которая летала над цветком вверх - вниз, вверх - вниз - острый язычок тянется до верхней (нижней) губы.
«Уточка» - язычок отправился погулять, во дворе он увидел уточку - вытянуть губы, звукоподражание: кря - кря - кря.
«Качели» - На качелях я качаюсь
Вверх, вниз, вверх вниз.
Я всё выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
«Накажем непослушный язычок» Пя - пя - пя.
«Гармошка» - улыбнитесь, ребята, сделайте «грибок» и, не переставая улыбаться, открывайте и закрывайте рот. Язык держите грибком.
Упражнение на дыхание
«Подуем на бабочек» - вдох - выдох (дуем на бабочек).