- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Картотека народных подвижных игр
Картотека народных подвижных игр
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Образцова Л.А. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Каравай»
Цель: учить детей выполнять действия, слушая слова песни и музыку.
Ход игры
Воспитатель подзывает к себе желающих поиграть, ставит детей в кружок (произвольно) и спрашивает:- «Кто хочет, чтобы про него спели
'НЮ?»
Выходит Миша (Маша, Таня).
Воспитатель поет:
Как для Миши (Дети хлопают в ладоши.)
В день рожденья Испекли мы каравай -
Вот такой вышины, (Дети встают на цыпочки.)
Вот такой нижины, (Дети присаживаются.)
Вот такой ширины, (Показывают руками.)
Вот такой ужины, (Дети сбегаются в круг.)
Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай! (Дети хлопают в ладоши.)
Ребенок выбирает одного-двух ребят и пляшет с ними.
Попляши, попляши,
Наши детки хороши! (Все хлопают в ладоши.)
По желанию детей игра повторяется.
Коршун и наседка.
В игре участвуют несколько детей. Один из играющих
выбирается коршуном, другой - наседкой. Остальные дети - цыплята, они становятся за наседкой, держась друг за друга, а стоящий впереди -
за наседку. На противоположной стороне площадки очерчивается кружок - гнездо коршуна. По сигналу взрослого «Коршун!» ребенок-коршун вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка, распустив крылья (вытянув руки в стороны), защищает своих цыплят, не дает коршуну схватить цыпленка. Все цыплята следят за движениями коршуна и двигаются за наседкой, не отрываясь друг от друга, стараясь помешать коршуну поймать последнего.
Пойманного цыпленка коршун отводит к себе и гнездо. Когда он поймает 2 - 3 цыплят, на роли коршуна и наседки выбираются другие дети.
Если играющих больше 10 человек, можно играть двумя группами по очереди. Можно играть и одновременно (при наличии достаточного места) двумя группами.
Правила игры: наседка не должна хватать коршуна руками, она может только преграждать ему путь; коршун вылетает из гнезда только после сигнала взрослого; во время ловли цыпленка коршун не должен хватать наседку за руки.
Колпачок и палочка.
Играющие становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он получает палочку и становится на середине круга. Взрослый надевает ему на голову красивый колпак так, чтобы он доставал до носа.
Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два,
три, четыре, пять - будет палочка стучать». Водящий в
это время стучит палочкой об пол.
С последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот, на кого укажет палка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а водящий отгадывает, кто его назвал.
Игра продолжается с новым водящим.
У медведя во бору.
На опушке леса между двумя деревьями обозначается берлога медведя. На расстоянии 20-25м от нее располагается дом, в котором живут дети. Играющие выбирают водящего - медведя. Он прячется в свою берлогу. Когда взрослый скажет: «Идите, дети, в лес гулять, грибы и ягоды собирать!» - они все расходятся, ловят бабочек, нюхают цветы, собирают ягоды и т. п. (наклоняются, подпрыгивают, производят различные имитационные движения) и произносят хором:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит.
После слова «рычит» медведь выбегает из берлоги и ловит убегающих домой детей. Того, кого медведь поймает (коснется рукой), он отводит к себе в берлогу. В пределах дома медведю ловить детей нельзя. После того как медведь поймает 2-3 играющих, выбирается другой водящий (можно выбрать и двоих).
Горелки.
Играющие становятся в колонну парами, впереди колонны - водящий. Дети хором произносят:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три - беги!
С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны - один слева, другой справа от нее. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успеют встретиться и взяться за руки впереди него. Если водящему удастся это сделать, он с пойманным берется за руки и они становятся впереди колонны. Оставшийся без пары становится водящим.
Гуси, гуси!
На одной стороне луга обозначается дом, в нем находятся гуси. На противоположном краю луга стоит пастух. Сбоку находится логово, в котором живет волк. Остальное место - луг. На него пастух выгоняет гусей, они щиплют травку, машут крыльями.
Пастух. Гуси, гуси!
Гуси (останавливаются и отвечают хором).Га, га, га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да.
Пастух. Так летите.
Гуси: Нам нельзя! Серый волк под горой Не пускает нас домой.
Пастух. Так летите, как хотите, Только крылья берегите.
Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово.
После нескольких перебежек назначаются новые волк и пастух.
Ручеек
Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.
Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.
Жмурки
Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог.
- Кот, Кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас,
- Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их
ловит, Кого он поймал - тот становится «жмуркой».
Бабка Ёжка
В середину круга встает водящий - Бабка Ежка, в руках у нее
«помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка
Костяная Ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу
- Раздавила курицу.
Пошла на базар - Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот и замирает.
Капуста
Рисуется круг - «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее. Это - «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица.
"Верба - вербочка"
(Игры на вербное воскресенье)
Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово "вьет" девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками "воротики". Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Не расти, верба, во ржи,
Расти, верба, на меже.
Как во городе царевна
Посреди круга стоит,
Ее ветер не берет,
Канарейка гнездо вьет.
Канарейка - Машенька,
Соловейка - Ванечка.
Люди спросят: "Кто такой?"
"Ваня, - скажет, - милый мой."
Ключи.
Играющие дети встают в кружки, начерченные на земле. Водящий подходит к любому из играющих и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к Саше (Сереже) постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время перебежки. Если он долго не сможет занять кружка, то может крикнуть: «Нашел ключи!» Все играющие должны при этом поменяться местами, и водящий занимает чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим
картотека