Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что современный этап социально-экономического развития России характеризуется коренным преобразованием всех структур общества, сменой образовательной парадигмы, в которой доминантным становится развитие социально-активной, творческой личности, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации и адаптироваться к качественно новым, в том числе и экстремальным, условиям жизнедеятельности.

На современном этапе развития общества уделяется большое внимание дошкольному возрасту и социализации ребенка, подготовке его к безопасной жизнедеятельности, культурному, физическому, нравственно-этическому, художественно-эстетическому и эмоциональному благополучию (И. А. Аршавский, Н. Н. Авдеева, К. Ю. Белая, Е. А. Козырева, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.).

Проблема потребности развития навыков безопасного поведения находит отражение в исследованиях классиков науки: в трудах с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернадского и др.

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде. Вместе с тем старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, чрезвычайно важно развивать навыки безопасного поведения у старших дошкольников.

В условиях реализации ФГОС ДО в области «Социально-коммуникативное развитие» формируются основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Безопасное поведение рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. Главная цель воспитания безопасного поведения у детей - развитие навыков и умений безопасного поведения каждого ребенка правильно вести себя в опасных для жизни ситуациях.

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме

В ходе наблюдения за игровой и образовательной деятельностями детей, можно выявить уровень сформированности основ безопасного поведения в социуме. Проведя анализ таких наблюдений, выявляются некоторые недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности:

Недостатки в результатах

Недостатки в основном процессе

Недостатки в условиях профессиональной деятельности

Недостаточно сформированы коммуникативные навыки (общения), плохо выбирает участников по совместной деятельности.

Не достаточное планирование форм работы с детьми по формированию культурных способов деятельности.

Учебно-методический и информационный недостаток дидактических пособий по области «Социально-коммуникативное развитие».

Ребенок не владеет элементарными навыками поведения на улице, в парке, в транспорте.

Не созданы условия для приобретения навыков безопасного поведения детей.

Материально - технические, недостаточное оснащение предметно развивающей среды..

У ребенка не развиты самостоятельность и ответственность.

Не планируются различные формы работы для отработки детьми правил безопасного поведения.

Кадровые (повышение квалификации педагогов в области «Социально-коммуникативное развитие»)

Условия жизни современного общества изменяются и исходя из этого, возникает противоречие - формирования основ безопасного поведения дошкольников в социуме, предполагает использование сюжетно-ролевых игр, однако малая оснащенность предметно-развивающей среды не позволяет проводить данную работу в полном объёме.

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

Исходя из проведённого анализа, возникает профессиональная проблема: обеспечение педагогических условий формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме.

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся

Характеристика образовательных результатов.

Целевой ориентир по ФГОС ДО

Конкретизация в соответствии с возрастом и темой

Пример проявления качества в действии и речи ребенка

Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

У ребенка сформированы представления о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них, ребенок осознанно относится к выполнению правил безопасности, и правил соблюдения личной гигиены.

Ребенок называет номера телефонов экстренных служб (01, 02, 03, 112);

называет свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон;

знаком с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками;

самостоятельно поддерживает опрятный внешний вид.

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу в общении, способен выбирать участников по совместной деятельности.

Формирование коммуникативного опыта, самостоятельно выбирает вид и участников совместной деятельности.

Использует в речи вежливые слова, первый идет на контакт со сверстниками.

«как тебя зову»

«давай играть вместе»

«я хочу играть с Сашей»

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей, обладает начальными знаниями о социальном мире.

Ребенок знаком с социальными нормами и правилами поведения, формирование опыта (сюжетно-ролевой) игровой деятельности.

«Почему нельзя открывать дверь чужому человеку?»

«мамы нет, она на работе»

«папа ругался, потому что я сломал игрушку»

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме


4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

Работая в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, необходимо реализовать содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» через создание предметно-развивающей образовательной среды.

  1. Специально - организованная деятельность

В специально - организованной деятельности используются различные формы и методы, такие как игры-путешествия, проблемные ситуации, игры- эстафеты, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, людей, попавших в беду.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми используются специально подготовленные игры-драматизации «Незнакомый человек».

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные образовательные мероприятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения детей о личной безопасности.

  1. Совместная деятельность взрослых и детей

В совместной деятельности с детьми организовываются совместные дидактические: «это я, это я, это все мои друзья»; сюжетные: «безопасность в сети интернет»; подвижные игры; обсуждение сюжетов из жизни по картинкам: «Безопасность на зимних каникулах» и др.. Разыгрывание с воспитателем ситуаций «один дома» ,с постепенным вовлечением детей; чтение художественных произведений с обсуждением, загадывание загадок, использование пословиц, бесед на темы «безопасное поведение в детском саду», заучивание стихотворений, рассматривание плакатов «план схема территории детского сада», «план схема микрорайона, где находится детский сад», «правила поведения» и др.

Игра - как способ моделирования окружающей жизни. Отражает события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Во время проведения игры «Набери правильно номер» дети учатся пользоваться телефоном, чтобы уметь позвонить по телефонам 01, 02, 03.

Играя в игру «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия.

Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, используются специально подобранные произведения художественной литературы: «Колобок», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» и др. учат детей правилам безопасного поведения.

  1. Создание предметно-развивающей среды

Одним из определяющих факторов познавательного развития ребенка является предметно-развивающая среда. Правильно организованная среда со специально подобранными материалами помогает взрослому обеспечить правильное развитие ребенка, приучать к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Предметно - развивающая среда в группе представлена:

1) Уголком безопасности, который содержит материалы:

практический: Макет улицы с дорожными знаками, иллюстрации и т. д., атрибуты для сюжетно - ролевых игр «Спасатели», «Скорая помощь» и др.

наглядный: «Как избежать неприятностей», «Если малыш поранился», «Пожарные»; разнообразные плакаты по ОБЖ.

2) Игротекой, которая содержит:

дидактические игры «Опасно - не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Черный ящик» и др.

развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Лото осторожностей» и др.

3) Библиотекой, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

  1. Взаимодействие с родителями

Формы работы с родителями: родительские собрания на тему: «С кем малыш играет во дворе», круглый стол: «ребенок доверчив», консультации «безопасность во время зимних каникул», семинары «формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социальной среде», дискуссии «как объяснить что такое хорошо и что такое плохо», «компьютер дома», дни открытых дверей. Оформление наглядной информации (папок-передвижек, стендов, родительских уголков). Совместные мероприятия с приглашением медицинских работников, анкетирование родителей.

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме

Для выявления умений и навыков дошкольников по формированию основ безопасности жизнедеятельности возможно использование диагностики по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б Стёркина.

Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.

Цель мониторинга: определить степень осведомленности детей о правилах поведения в социуме и потенциально опасных ситуациях.

Методика проведения диагностики

Темы

Методики

1 тема:

«Ребёнок и другие люди»

  • Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице».

  • Обсуждение конкретных ситуаций.

  • Дидактические игры: «Составим модель хорошего и злого человека», «Знакомый, свой, чужой».

2 тема:

«Ребёнок на улицах города»

  • Занятие-практикум «Грамотный пешеход».

  • Сюжетно-ролевые игры: «Полицейский-регулировщик», «Водитель и пассажиры»;

  • Дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Поставь дорожные знаки», «Найди ошибку».

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов.

Кадровые условия

  • курсы повышения квалификации по теме «Социально-коммуникативное развитие»;

  • привлечение к работе педагогов дополнительного образования, психолога тренинги «Незнакомец»;

  • посещение семинаров различного уровня по разделу «Социально - коммуникативное развитие»

Материально-технические условия

  • оснащение групп демонстрационным материалом по теме «Безопасное поведение на улицах города»;

  • приобретение дидактических игр;

  • зонирование группы, выделение уголка «Безопасности».

Информационные ресурсы

  • доступность интернет -ресурсов для получения знаний по теме «Безопасность в социуме».

  • Разработка мультимедийных дидактических пособий на тему «социализация дошкольников»;

  • Разработка интерактивных игр по безопасности;

  • Разработка презентаций на тему «безопасное поведение в социуме».

Научно-методические условия

  • методические разработки по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в социуме;

  • подборка новых программ по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в социуме.

  • Разработка конспектов: НОД, тренингов по безопасности поведения в социуме.

  • Создание методической копилки по теме: «Безопасность дошкольника»

Организационные условия

  • создание «искусственных» ситуаций для формирования самостоятельности, способности самоконтроля и умения сотрудничать;

  • организация игровой деятельности детей, как метода формирования основ безопасного поведения.

  • Организация

Нормативно-правовые условия

  • тематическое планирование по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в социуме;

  • договор с социальными службами (полиция, скорая помощь, пожарная служба и др.)

  • организация кружковой работы в сфере социализации дошкольников.

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

Тема пособия: « Я и чужие люди »

Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст 5-6 лет.

Цель пособия: формировать у детей основы безопасного поведения в социуме, развивать интерес, внимание, мышление, память и логику.

Задачи пособия:

  1. Закрепить знания детей о безопасности на дороге, дома, на улице.

  2. Развивать логическое мышление, умение выбрать правильный ответ.

  3. Организовать игровую деятельность детей, как метод формирования основ безопасного поведения.

Работа со слайдами:

№ слайда

Описание действий

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме

Сообщить детям в какую игру будем играть, о чем она и для чего

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме

Поиграем в игру «Дорожная азбука». Проверим, как ты знаешь правила дорожного движения, дорожные знаки и как нужно поступать в различных ситуациях

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме

Задать вопрос, что они видят на картинке? С чем детям играть нельзя?

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме

Рассмотри картинки ответь на вопрос, во что играть детям, если мамы дома нет?

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме

В какой ситуации малыш поступает неправильно?

Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме

Посмотрите, ребята. На первый взгляд кажется, что эти картинки абсолютно одинаковые. Но это не так. Давайте все вместе найдем здесь отличия.

13


© 2010-2022