- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме
Педагогические условия формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нюнько М.А. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
-
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.
-
Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что современный этап социально-экономического развития России характеризуется коренным преобразованием всех структур общества, сменой образовательной парадигмы, в которой доминантным становится развитие социально-активной, творческой личности, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации и адаптироваться к качественно новым, в том числе и экстремальным, условиям жизнедеятельности.
На современном этапе развития общества уделяется большое внимание дошкольному возрасту и социализации ребенка, подготовке его к безопасной жизнедеятельности, культурному, физическому, нравственно-этическому, художественно-эстетическому и эмоциональному благополучию (И. А. Аршавский, Н. Н. Авдеева, К. Ю. Белая, Е. А. Козырева, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.).
Проблема потребности развития навыков безопасного поведения находит отражение в исследованиях классиков науки: в трудах с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернадского и др.
Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде. Вместе с тем старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, чрезвычайно важно развивать навыки безопасного поведения у старших дошкольников.
В условиях реализации ФГОС ДО в области «Социально-коммуникативное развитие» формируются основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Безопасное поведение рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. Главная цель воспитания безопасного поведения у детей - развитие навыков и умений безопасного поведения каждого ребенка правильно вести себя в опасных для жизни ситуациях.
В ходе наблюдения за игровой и образовательной деятельностями детей, можно выявить уровень сформированности основ безопасного поведения в социуме. Проведя анализ таких наблюдений, выявляются некоторые недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности:
Недостатки в результатах
Недостатки в основном процессе
Недостатки в условиях профессиональной деятельности
Недостаточно сформированы коммуникативные навыки (общения), плохо выбирает участников по совместной деятельности.
Не достаточное планирование форм работы с детьми по формированию культурных способов деятельности.
Учебно-методический и информационный недостаток дидактических пособий по области «Социально-коммуникативное развитие».
Ребенок не владеет элементарными навыками поведения на улице, в парке, в транспорте.
Не созданы условия для приобретения навыков безопасного поведения детей.
Материально - технические, недостаточное оснащение предметно развивающей среды..
У ребенка не развиты самостоятельность и ответственность.
Не планируются различные формы работы для отработки детьми правил безопасного поведения.
Кадровые (повышение квалификации педагогов в области «Социально-коммуникативное развитие»)
Условия жизни современного общества изменяются и исходя из этого, возникает противоречие - формирования основ безопасного поведения дошкольников в социуме, предполагает использование сюжетно-ролевых игр, однако малая оснащенность предметно-развивающей среды не позволяет проводить данную работу в полном объёме.
-
Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
Исходя из проведённого анализа, возникает профессиональная проблема: обеспечение педагогических условий формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения в социуме.
-
Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся
Характеристика образовательных результатов.
Целевой ориентир по ФГОС ДО
Конкретизация в соответствии с возрастом и темой
Пример проявления качества в действии и речи ребенка
Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
У ребенка сформированы представления о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них, ребенок осознанно относится к выполнению правил безопасности, и правил соблюдения личной гигиены.
Ребенок называет номера телефонов экстренных служб (01, 02, 03, 112);
называет свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон;
знаком с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками;
самостоятельно поддерживает опрятный внешний вид.
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу в общении, способен выбирать участников по совместной деятельности.
Формирование коммуникативного опыта, самостоятельно выбирает вид и участников совместной деятельности.
Использует в речи вежливые слова, первый идет на контакт со сверстниками.
«как тебя зову»
«давай играть вместе»
«я хочу играть с Сашей»
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей, обладает начальными знаниями о социальном мире.
Ребенок знаком с социальными нормами и правилами поведения, формирование опыта (сюжетно-ролевой) игровой деятельности.
«Почему нельзя открывать дверь чужому человеку?»
«мамы нет, она на работе»
«папа ругался, потому что я сломал игрушку»
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)
Работая в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, необходимо реализовать содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» через создание предметно-развивающей образовательной среды.
-
Специально - организованная деятельность
В специально - организованной деятельности используются различные формы и методы, такие как игры-путешествия, проблемные ситуации, игры- эстафеты, творческие игры, в которых дети выполняют роли пожарных, спасателей, людей, попавших в беду.
Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми используются специально подготовленные игры-драматизации «Незнакомый человек».
Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные образовательные мероприятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения детей о личной безопасности.
-
Совместная деятельность взрослых и детей
В совместной деятельности с детьми организовываются совместные дидактические: «это я, это я, это все мои друзья»; сюжетные: «безопасность в сети интернет»; подвижные игры; обсуждение сюжетов из жизни по картинкам: «Безопасность на зимних каникулах» и др.. Разыгрывание с воспитателем ситуаций «один дома» ,с постепенным вовлечением детей; чтение художественных произведений с обсуждением, загадывание загадок, использование пословиц, бесед на темы «безопасное поведение в детском саду», заучивание стихотворений, рассматривание плакатов «план схема территории детского сада», «план схема микрорайона, где находится детский сад», «правила поведения» и др.
Игра - как способ моделирования окружающей жизни. Отражает события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Во время проведения игры «Набери правильно номер» дети учатся пользоваться телефоном, чтобы уметь позвонить по телефонам 01, 02, 03.
Играя в игру «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия.
Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, используются специально подобранные произведения художественной литературы: «Колобок», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» и др. учат детей правилам безопасного поведения.
-
Создание предметно-развивающей среды
Одним из определяющих факторов познавательного развития ребенка является предметно-развивающая среда. Правильно организованная среда со специально подобранными материалами помогает взрослому обеспечить правильное развитие ребенка, приучать к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Предметно - развивающая среда в группе представлена:
1) Уголком безопасности, который содержит материалы:
практический: Макет улицы с дорожными знаками, иллюстрации и т. д., атрибуты для сюжетно - ролевых игр «Спасатели», «Скорая помощь» и др.
наглядный: «Как избежать неприятностей», «Если малыш поранился», «Пожарные»; разнообразные плакаты по ОБЖ.
2) Игротекой, которая содержит:
дидактические игры «Опасно - не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Черный ящик» и др.
развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Лото осторожностей» и др.
3) Библиотекой, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
-
Взаимодействие с родителями
Формы работы с родителями: родительские собрания на тему: «С кем малыш играет во дворе», круглый стол: «ребенок доверчив», консультации «безопасность во время зимних каникул», семинары «формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социальной среде», дискуссии «как объяснить что такое хорошо и что такое плохо», «компьютер дома», дни открытых дверей. Оформление наглядной информации (папок-передвижек, стендов, родительских уголков). Совместные мероприятия с приглашением медицинских работников, анкетирование родителей.
Для выявления умений и навыков дошкольников по формированию основ безопасности жизнедеятельности возможно использование диагностики по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б Стёркина.
Цель диагностики в начале учебного года: определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.
Цель мониторинга: определить степень осведомленности детей о правилах поведения в социуме и потенциально опасных ситуациях.
Методика проведения диагностики
Темы
Методики
1 тема:
«Ребёнок и другие люди»
-
Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице».
-
Обсуждение конкретных ситуаций.
-
Дидактические игры: «Составим модель хорошего и злого человека», «Знакомый, свой, чужой».
2 тема:
«Ребёнок на улицах города»
-
Занятие-практикум «Грамотный пешеход».
-
Сюжетно-ролевые игры: «Полицейский-регулировщик», «Водитель и пассажиры»;
-
Дидактические игры: «Большая безопасная прогулка», «Поставь дорожные знаки», «Найди ошибку».
-
Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.
Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов.
Кадровые условия
-
курсы повышения квалификации по теме «Социально-коммуникативное развитие»;
-
привлечение к работе педагогов дополнительного образования, психолога тренинги «Незнакомец»;
-
посещение семинаров различного уровня по разделу «Социально - коммуникативное развитие»
Материально-технические условия
-
оснащение групп демонстрационным материалом по теме «Безопасное поведение на улицах города»;
-
приобретение дидактических игр;
-
зонирование группы, выделение уголка «Безопасности».
Информационные ресурсы
-
доступность интернет -ресурсов для получения знаний по теме «Безопасность в социуме».
-
Разработка мультимедийных дидактических пособий на тему «социализация дошкольников»;
-
Разработка интерактивных игр по безопасности;
-
Разработка презентаций на тему «безопасное поведение в социуме».
Научно-методические условия
-
методические разработки по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в социуме;
-
подборка новых программ по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в социуме.
-
Разработка конспектов: НОД, тренингов по безопасности поведения в социуме.
-
Создание методической копилки по теме: «Безопасность дошкольника»
Организационные условия
-
создание «искусственных» ситуаций для формирования самостоятельности, способности самоконтроля и умения сотрудничать;
-
организация игровой деятельности детей, как метода формирования основ безопасного поведения.
-
Организация
Нормативно-правовые условия
-
тематическое планирование по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в социуме;
-
договор с социальными службами (полиция, скорая помощь, пожарная служба и др.)
-
организация кружковой работы в сфере социализации дошкольников.
II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.
Тема пособия: « Я и чужие люди »
Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст 5-6 лет.
Цель пособия: формировать у детей основы безопасного поведения в социуме, развивать интерес, внимание, мышление, память и логику.
Задачи пособия:
-
Закрепить знания детей о безопасности на дороге, дома, на улице.
-
Развивать логическое мышление, умение выбрать правильный ответ.
-
Организовать игровую деятельность детей, как метод формирования основ безопасного поведения.
Работа со слайдами:
№ слайда
Описание действий
Сообщить детям в какую игру будем играть, о чем она и для чего
Поиграем в игру «Дорожная азбука». Проверим, как ты знаешь правила дорожного движения, дорожные знаки и как нужно поступать в различных ситуациях
Задать вопрос, что они видят на картинке? С чем детям играть нельзя?
Рассмотри картинки ответь на вопрос, во что играть детям, если мамы дома нет?
В какой ситуации малыш поступает неправильно?
Посмотрите, ребята. На первый взгляд кажется, что эти картинки абсолютно одинаковые. Но это не так. Давайте все вместе найдем здесь отличия.
13