Конспект ОД Викторина «Поэзия русского народного костюма»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЧУРБАНОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА:

Методическая разработка по теме:

Викторина «Поэзия русского народного костюма»

Цель: Развитие у детей знаний о русском народном костюме и костюме Симбирской губернии, творческих способностей, воспитание любви, уважения и доброты к родному краю. Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи. Расширять кругозор, развивать любознательность. Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ, за ее культуру.

Материал: Репродукции картин русских художников с изображением мужчин и женщин в народных костюмах. Карточки с изображением, какого - либо элемента национального женского или мужского костюма: (кокошник, порты и т.д.), отрывки из различных художественных произведений о народной одежде и обуви, карточки из четырех ячеек с изображением 3 предметов старинной одежды и 1 предмета современной одежды.

Предварительная работа. Разучивание на занятиях в детском саду народных потешек, частушек, пословиц о труде, одежде.

Ход викторины:

Звучит русская народная мелодия «Светит месяц», входит Хозяйка (ведущая).

Хозяйка. Как во граде да во Димитровграде стоит те­рем-теремок «Ладушка». И живут в нём доб­ры молодцы да красны девицы. До чего же милы, обаятельны наши русские богатыри да красавицы! Сегодня вы в этом сами убедитесь! Встречайте наших ребят дружными аплодисментами! (Девочки и мальчики по очереди выходят, приветствуя зрителей глубо­ким русским поклоном. Хозяйка представляет каждого участника. Дети рассаживаются полукругом). Любоваться наши­ми красавицами да молодцами будут гости. (Пред­ставляет гостей). В каждом конкурсе есть свои задания.

Первое задание «Национальная одежда»

Национальная одежда - это своеобразная «книга». Научившись ее читать, можно многое узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Для каждого ребенка предлагается карточка с изображением, какого - либо элемента национального женского или мужского костюма: (кокошник, порты и т.д.) Каждый ребенок находит тот или иной предмет на иллюстрациях, кукле и т.д.. Молодцы, ребята, все справились с заданием.

Дети, как можно назвать народ, который много трудится, умеет шить красивую и удобную одежду.

Мастеровитый, изобретательный, трудолюбивый, работящий.

Второе задание «Пословицы»

Вспомните пословицы о труде:

Терпение и труд все перетрут

Какова пряха, такова и на ней рубаха.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Труд человека кормит, а лень портит.

Ремесло есть-пить не просит, а само кормит.

А сейчас, давайте отдохнем и про лапти споем.

Физминутка «Лапти» (повторяется 2 раза)

Эх, лапти, да лапти, да лапти мои

Хлопок в ладоши, наклон вниз.

Эх, лапти мои, лапти липовые!

Вы не бойтесь ходитё,

Шаг вправо, притоп, шаг в лево.

Тятька новые сплетё

Притоп (2 раза)

Эх, ну! Тьфу!

Руки вверх, хлопок над головой (на слово «тьфу» резко опускаем руки вниз).

Третье задание «Вопрос - ответ»

1. Что такое народный костюм?

2. Назовите традиционный женский комплект одежды в Поволжье?

3. Назовите традиционный комплект мужской одежды?

6. Для чего мужчине дарили красный пояс?

7. Какие цветовые тона в народной одежде являются ведущими?

Четвертое задание «Кто внимательнее»

Послушайте отрывки из различных художественных произведений, а как только услышите название одежды или обуви необходимо поднять руки и хлопнуть в ладоши.

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке, в красной шапке

По ровненькой дорожке

В старом лапоточке,

По рытвинам, по кочкам

Все прямо, да прямо,

А потом вдруг - бух, в яму!

Пошел котик во лесок,

Нашел котик поясок,

Нарядился, воротился,

Стал он люлечку качать

Баю - баю - баю - бай!

Шишел - вышел, вон пошел,

На боярский двор зашел.

Там бояре шапки шьют.

На окошки их кладут.

Как у Даши маленькой

Чесаные валенки,

А шуба багряная,

А личико румяное,

Вот какая Даша,

Красавица наша!

Федул, что губы надул.

Кафтан порвал.

А велика ли дыра?

Один ворот да рукав остался.

Видит: весь, сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С грустной думой на лице.

(«Сказка о царе Салтане» А.Пушкин)

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(«Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкин)

Штаны на парнях плисовы,

Жилетки полосатые,

Рубахи всех цветов;

На бабах платья красные,

У девок косы с лентами,

Лебедками плывут!

(«Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов)

Последнее пятое задание «Что лишнее?»

На карточке из четырех ячеек изображено 3 предмета старинной одежды и 1 предмет современной одежды.

- Посмотрите внимательно на карточку, рассмотрите, что на ней нарисовано и попробуйте определить какая одежда лишняя и почему?

Русский народ всегда умел не только хорошо работать, но и отдыхать. После трудовых будней люди восстанавливали силы, заряжались энергией, с помощью песен, игр - забав, частушек. Я знаю, что вы приготовили музыкальный сюрприз. (Дети в народных костюмах исполняют частушки.)

Вот и подошла к концу наша викторина сегодня мы на один шаг приблизились к культурному наследию нашего народа. Этим огромным богатством нужно уметь распоряжаться, владеть, чтобы не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить.


© 2010-2022