Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №33

"Аленький цветочек" ЕМР РТ"


Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей



Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии ребёнка.























Старший воспитатель

Нелюбина Лидия Степановна

Елабуга, 2012г.

Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому.

В. А. Сухомлинский

Мир детства, внутренний мир ребенка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить - значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку только сказать себе «…как будто бы», и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать.

Уберечь от эстетической глухоты - значит сделать шаг к гармонии.

В игре ребенок не только узнает об окружающем мире, законах общества, человеческих отношениях, но и учится жить в этом мире, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством гармоничного развития ребенка, в том числе его творческих способностей.

Театрализованная деятельность влияет на развитие творческого воображения дошкольников.


Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей

Занятия по театрализованной деятельности в детском саду

По мнению М.Н. Маханевой («Театрализованные занятия в детском саду») целесообразно остановить внимание на содержании занятий по театрализованной деятельности в детском саду. Они могут включать в себя:

- Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- Игры - драматизации;

- Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- Упражнения по формированию выразительности исполнения;

- Отдельные упражнения по этике;

- Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей.

НОД по театрализованной деятельности должна преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

1. Развитие речи и навыков театрализовано - исполнительской деятельности;

2. Создание атмосферы творчества;

3. Социально - эмоциональное развитие детей.

Непосредственная образовательная деятельность в основном строится по единой схеме:

- введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

В нашем детском саду создаются максимально благоприятные условия для развития творческого воображения путем театрализации. К этим условиям относится: ежедневная музыкально-ритмическая игра, ежедневное рассказывание сказок и постановка кукольных спектаклей воспитателями, показывание спектаклей во время свободной игры детьми и взрослыми, подготовка представлений к праздникам.

Педагоги МБДОУ №33 используют в своей работе настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе, би - ба - бо, пальчиковый театр, где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведут роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей

Драматизация основана на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы. Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевой игры сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Но в отличии от сюжетно - ролевых игр, театрализованные развиваются по заранее подготовленному сценарию в основе которого - содержание сказки, стихотворения, рассказа.

Педагог Кулиева Л.К. при работе с детьми по театральной деятельности

использует обучение детей умению задавать вопросы; умению составлять предложения; придумыванию загадок, сравнений, метафор; обогащение словаря детей; развитие речи - рассуждения (объяснительной, доказательной); развитие интонационной выразительности речи. Для развития восприятия мелодии использует прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз. Выучила с детьми стихотворения о знаках препинания, используя игру «Покажи знак» (дети поднимают нужный знак в течение всего рассказа воспитателя в зависимости от интонации), дидактическую игру «Звукорежиссер».

Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей

После того, как дети научились определять интонацию вопроса, восклицания и повествования, перешла к следующему этапу: учила дошкольников задавать вопросы. В помощь взяла хорошо известную игру «ДА - НЕТ». Лейла Курбанмуратовна создала подборку задач для этой игры на основе сказок, т.к. детям интереснее работать именно на материале сказок. Такие задачи использует перед инсценировками, драматизациями, игрой в настольный театр для определения темы. Очень интересна детям игра на составление предложений «Доскажи». Педагог начинает предложение, а дети договаривают, идет детское словотворчество: «Девочка плачет, потому что…»; «Миша улыбается, несмотря на то что…»; «Ах…»; «Вот и…» и т.д.

Кроме того, Кулиева Л.К. использует творческие игры на развитие выразительности движений, раскованности и произвольности, а также игры и упражнения на развитие пластики и жестов. Велика роль пальчиковых игр, «пальчикового театра», которые проводит часто .

Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детейТеатрализованная деятельность в социально-личностном развитии детейТеатрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей

Интересные методические приемы использует педагог Борисова С.И., например:

- предлагает детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его; читает детям знакомую сказку и предлагает им придумать новую, но с теми же персонажами;

- предлагает детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтрастных ролей - Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петрушки;

- предоставляет детям возможность для исполнения контрастных ролей - старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка.

Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детейТеатрализованная деятельность в социально-личностном развитии детейТеатрализованная деятельность в социально-личностном развитии детейТеатрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей

Воспитатель по обучению родному языку во время проведения НОД применяет театральную деятельности. При этом у воспитанников

развивается зрительное и слуховое внимание, память, находчивость, фантазия, образное мышление, активизируется познавательный интерес.

Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детейТеатрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей

Такая организация театрализованной деятельности детей, способствует развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого воспитатели нашего ДОУ используют разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей

Во время театрализованной деятельности педагоги всегда соблюдают следующие принципы:

- внимательно выслушивают ответы и предложения детей;

- если они не отвечают, не требуют объяснений, а переходят к действиям с персонажем;

- при знакомстве детей с героями произведений выделяют время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

- в заключение различными способами вызывают у детей радость.

Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей

Музыкальный руководитель Хусаинова Э.М. всегда очень ответственно относится к проведениям утренников для наших воспитанников и их родителей. Все наши праздники проходят в виде театрализованных представлений. Родители всегда в восхищении актёрским талантом наших педагогов

Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детейТеатрализованная деятельность в социально-личностном развитии детейТеатрализованная деятельность в социально-личностном развитии детейТеатрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей

Постановщиком театрализованных представлений так же является наш музыкальный руководитель. Дети с таким удовольствием смотрят драматизации сказок. С участием как педагогов, так и воспитанников ДОУ.

Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детейТеатрализованная деятельность в социально-личностном развитии детейТеатрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей

Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей


При совместной, образовательной деятельности, и в режимные моменты педагоги ДОУ при знакомстве детей с ПДД также используют театрализацию и драматизацию сказок, рассказов.

Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей

Каждый возрастной этап требует своего подхода к методике работы с детьми. Разница подхода связана с пониманием возможностей детей в каждом возрасте, с предъявлением требований к ребенку и ожиданием определенных результатов.

Методика работы с детьми в средней группе

Педагог заинтересовывает дошкольников содержанием поэтического произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно исполняет его. Затем спрашивает у детей, понравилось ли оно им или нет. Получив положительную оценку, предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает ребятам.

Работа над ролью

  • Педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.

  • Анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.

  • После распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.

  • Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой котенок - веселый или грустный, как он выглядит?» и т.п.)

Методика работы с детьми в старшей группе

Дети стали старше, и теперь они вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности с ними может строится в два этапа.

Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю.

Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению самого спектакля и выступлению на сцене. На первом этапе педагог:

-заинтересовывает детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки, и выразительно исполняет его или предлагает детям самим сочинить спектакль для своего выступления;

-интересуется, понравилось ли детям произведение или нет. Получив положительную оценку, педагог предлагает разыграть его в ролях перед родителями и повторно выразительно читает его детям. Если дети сами придумывают содержание, предлагает каждому из них выбрать для себя роль.

Работа над ролью

Работа над ролью с детьми этого возраста строится также, как и в средей группе.

  • Педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.

  • Анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.

  • После распределения и принятия ролей побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей.

  • Подводит детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой щенок - веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.п.).

Работа над этюдами

Очевидно, что вопрос о глубине сценического перевоплощения в широком плане этого понятия не может стоять перед детьми шестого года жизни. Но жизненный опыт ребенка, его знания и представления об окружающей действительности позволяют ему создать в своем воображении образ того персонажа, роль которого ему предстоит исполнить. Поэтому при проведении работы с детьми Т.Н. Доронова рекомендует следующие приемы.

Начать следует с подготовке атрибутов для инсценировки, костюмов. Затем следует перейти к движению. Вначале педагог выясняет у каждого ребенка, каков характер его героя. На основании общих характеристик делит героев на две, три и более подгрупп. Так, например, смелые и решительные составляют первую группу, добрые, важные, обыкновенную - вторую, трусливые - третью. Затем детям каждой подгруппы предлагается продемонстрировать движение своих персонажей.

После того как вся подгруппа, например смелых и решительных зайцев, продемонстрирует свои движения, педагог подводит детей к обобщенным представлениям о характере движений данного образа. Это может звучать так: «Смелые, решительные зайцы быстро и уверенно шагали по лесной тропинке. С высоко поднятыми мордочками они смотрели только вверх. Их плечи были расправлены, грудь выставлена вперед, лапы засунуты в карманы брюк (или сложены за спиной и т.п.)».

От характеристики движений каждой подгруппы педагог переходит к характеристике речи персонажей. Работа осуществляется также по подгруппам. В начале педагог, в зависимости от образа и характера героя, предполагает каждому ребенку выбрать соответствующую интонацию, а затем, так же как и при выработке движений, подводит детей к обобщенным представлениям о характере речи данного образа в целом. Так, например, если зайцы смелые и решительные, то, наверное, они будут говорить громко, сопровождая свою речь жестами лап, глядя прямо в глаза говорящему, и т.п. по окончании работы над выразительностью речи проводится репетиция спектакля. Педагог обязательно хвалит детей.

Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей

Методика работы с детьми в подготовительной группе

Работа с детьми шести лет в театрализованной деятельности осуществляется по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, движений детей, снятию их сценического волнения и т.п. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировку, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен, овладение приемами грима и т.п.

Упражнения

Работу маленького актера над собой целесообразно осуществлять в виде специальных упражнений (имитирующих те или иные действия), которые после разучивания с педагогом надо ввести в повседневную жизнь детей в игре.

Упражнения на напряжения мышц:

- рубить дрова;

- волочить тяжелый ящик;

- нести очень тяжелый чемодан;

- дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его и быстро спрятать и т.п.

Упражнение на расслабление мышц:

- заснуть на стуле;

- сидя на стуле, смахнуть с кистей рук капли воды и т.п.

Упражнения на развитие воображения:

- передавать друг другу веревку, представляя, что это змея;

- передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое»;

- передавать друг другу пустую коробку и по очереди вынимать от туда что- либо воображаемое и обыгрывать это

В процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка, а именно:

  • В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

  • Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

  • Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

  • Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;

  • Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

  • Развивается эмоционально- волевая сфера;

  • Происходит коррекция поведения;

  • Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

  • Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

  • Участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их.

Развитие речи через театрализованную

деятельность по сказке

В. Г. Сутеева «Под грибом»


Ведущий:

Не бросай друзей своих,

Будь за них в ответе.

Не давай в обиду их

Ни за что на свете.

Всем советую дружить,

Очень дружбой дорожить,

В обиду друга не давать

В любом несчастье помогать.

-Как-то раз застал муравья сильный дождь. Увидел муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает.

Ползет к грибу мокрая бабочка.

Бабочка:

Я, бабочка летала, летала и порхала.

Тут дождик припустил и крылья намочил.

Муравей, дружок, дай обсохнуть хоть часок.

Муравей:

Куда же тебя пустить? Тут места нет.

Бабочка:

Пусти меня, пожалуйста.

Муравей:

Заходи.

Ведущий:

Пустил муравей бабочку под грибок, сидят они и поют.

Оба:

Мы сидим под грибком, дождик нас не мочит.

Льется дождь, грохочет гром

Хорошо нам под грибком

Хорошо нам под грибком вдвоем

Ведущий:

Бежит мимо мышка.

Мышка:

Я серенькая мышка, мышка - шалунишка.

По полю бежала, колосья собирала,

Тут молния сверкнула, меня аж пошатнуло.

Промокла я друзья, пустите, умоляю я.

Все:

Куда мы тебя пустим? Тут места нет.

Мышка:

Пустите, пожалуйста.

Все:

Заходи.

Ведущий:

Сидят и поют.

Все:

Мы сидим под грибком,

Дождик нас не мочит.

Льется дождь, грохочет гром

Хорошо нам под грибком

Хорошо нам под грибком втроем

Ведущий:

Мимо гриба воробей скачет и плачет.

Воробей:

Дождь идет, грохочет гром.

Никому-то я не нужен,

Нету дома у меня

Ох, как мне нужны друзья!

Пустите меня под грибок.

Все:

Куда же мы тебя пустим? Тут места нет.

Воробей:

Пустите, пожалуйста.

Все: Заходи.

Ведущий:

Сидят они под грибком и поют.

Все:

Мы сидим под грибком

Дождик нас не мочит.

Льется дождь, грохочет гром

Хорошо нам под грибком

Хорошо нам под грибком вчетвером

Ведущий:

Тут на полянку заяц выскочил и просит.

Заяц:

Я трусишка, серый Зайка

Серый зайка побегайка

Я от лиски убежал, сразу норку потерял.

Меня дождь в лесу застал

Ой, гибок!

Эй, Друзья, меня пустите,

Под грибочек пригласите.

Все:

Куда же мы тебя пустим? Тут места нет.

Заяц:

Пустите меня, пожалуйста.

Все:

Заходи.

Ведущий:

Сидят и песенку поют.

Все:

Мы сидим под грибком, дождик нас не мочит.

Льется дождь, грохочет гром

Хорошо нам под грибком

Хорошо нам под грибком впятером

Ведущий:

Только заяц спрятался, бежит лиса.

Лиса:

Я рыжая лиса, всему лесу я краса.

Как бы зайку мне найти?

Что я вижу на пути,

Гриб, да какой хорошенький.

Этот гриб мне подойдет,

Может и зайчишка там живет.

Зайца не видали?

Ведущий:

Заглянула лиса под грибок и говорит.

Лиса:

Не тут ли он спрятался?!

Все:

Где ему тут спрятаться?

Ведущий:

Махнула лиса хвостом и убежала.

К тому времени дождик прошел, выглянуло солнышко, вылезли все из-под гриба и радуются.

Муравей: Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь вон нас сколько…

Ведущий:

А гриб-то вырос!

Вот и места всем хватило!

Артистами мы побывали,

И сказку все, ребята, показали,

Артисты, зритель - все были хороши,

Похлопаем друг другу от души.

Пришло время расставаться

И с героями прощаться,

Но не будем унывать!

Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей


«Чтение и беседа по сказке В. Сутеева

«Палочка-выручалочка».

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Цели: уточнить и обогатить представление детей об авторских и русских народных сказках, закреплять умение грамотно оформлять свои ответы, эмоционально реагировать на литературное произведение, развивать интерес и любовь к книге.

Содержание организованной деятельности детей.

Дети здороваются с гостями.

- Посмотрите, ребята, на нашу выставку рисунков и книг и скажите, о чем мы будем с вами сегодня говорить. (О сказках).

Стихотворение детей: В мире много сказок

Грустных и смешных,

Не прожить на свете нам

Без любимых книг.

- Да, к нам в гости сегодня придет сказка… Да не одна.

- Вы любите сказки?

- Какие бывают сказки? (народные, авторские).

- Какие знаете?

- Почему вам нравятся сказки?

- Итак, сейчас мы познакомимся с авторской сказкой «Палочка-выручалочка». Автор ее - В.Сутеев (портрет), (выставка книг и рисунков). Этот писатель сам иллюстрировал свои произведения (что такое иллюстрировал?). А также он писал сценарии к мультфильмам. Еще у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал - левой. Художник и писатель в одном лице - это настоящий волшебник!

Послушайте сказку.

Вопросы:

- Понравилось ли произведение?

- Что понравилось (не понравилось)?

- Кто главные герои в сказке?

- Какой ежик? (Воспитанный, вежливый, смелый, добрый, умный, находчивый, скромный, сообразительный).

- Какой заяц? (Невоспитанный, грубый, трусливый, но благодарный.)

- Изменился ли заяц после того, как Ежик его выручил?

- Может ли простая палочка стать выручалочкой?

- От чего это зависит?

- В чьих руках простая палочка может стать волшебной?

- Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное? (Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!).

- Чему учит нас сказка? (Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека).

Стихотворение детей:

Мой добрый друг, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Помог кому-то и радуйся,

Награды не надо большей.

Физминутка.

В ладоши громко хлопните,

Нагой по полу топните,

Нагнитесь, распрямитесь,

Как струнки потянитесь,

Теперь доброжелательно

Друг другу улыбнитесь.

Должны вы сесть, глаза закрыть.

И обо всем на миг забыть.

- Отдохнули? Трудностей не боимся? Молодцы.

- Ну а теперь «подкрепимся».

- Да, да! У нас «салат из сказок».

- Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, колобок, а я пойду на речку, рыбку половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!» А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: вырос цветик-семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у нее один хрустальный башмачок. А в руке - золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!

- Понравилась вам сказка? А вы ее узнали?

- Давайте вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке.

- Из каких известных сказок они к нам пришли? («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живет на крыше».

- Очень хорошо, ребята. Помогли разобраться в запутанной «новой сказке».

В гости к нам пришел Буратино. Он хочет с вами поиграть (кукла).

- Ребята, а знаете ли вы, что можно разговаривать без языка?

Отгадайте загадку:

- У двух матерей по 5 сыновей, одно имя у всех. Братья годами равные, а ростом разные. (Пальцы).

- Вот и попробуем поговорить при помощи пальцев, мимики и жестов, но без языка.

Грозит указательным пальцем.

- Кто у вас дома часто делает так?

- Что он хочет этим сказать?

- А что я хочу сказать (Манит кого-то указательным пальцем).

- Что обозначают эти жесты? (Палец - к губам. Грозит кулаком).

- А как можно показать пальцами, что у нас все хорошо?

- Спасибо, Буратино!

- Да, ребята, сказочные герои все могут! И даже плохие, злые, вредные персонажи, читая сказки, очень хотят стать добрыми и дружить с вами.

- Вот послушайте.

Дети:

  1. Вы помните, ребята, была я злой когда-то,

Но с вами подружилась, и что произошло?

Я стала очень доброй, застенчивой и модной,

И вам теперь, родные, спасибо говорю!

(Баба Яга).

2) А я была грязнуля, сбежали все кастрюли,

Тарелки и стаканы, и самовар ушел.

Теперь я аккуратна, опрятна и приятна,

Все чистотой сияет, ребята, вам поклон!

(Федора).

  1. Я - вредная старушка, есть у меня подружка,

Она мне помогает, но это все не то.

Хочу дружить я с вами,

Исправлюсь - обещаю,

И буду делать людям всегда только добро.

(Шапокляк).

  1. Живу один в болоте, поговорить охота,

Но квакают лягушки, о чем и не пойму.

Хочу найти я друга, Алешу или Люду,

Меня к себе возьмите, очень вас прошу!

(Водяной).

- Молодцы ребята. Как светло, радостно, весело стало у нас в группе от сказок и ваших улыбок. Даже злые герои кажутся (или превратились) нам добрыми.

Сказок много есть на свете,

Все их очень любят дети.

А чему нас учат сказки,

Отвечайте без подсказки.

Итог.

Ответы:

- Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, быть смелыми и т.д.

Воспитатель:

Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

И за мной и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит,

Сказка - умница и прелесть, ей повсюду путь открыт!



Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей



Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

В гостях у Федоры .

(по сказке К. И. Чуковского «Федорино горе»)

Цели:

  1. Развивать связную речь, мыслительную деятельность, используя мнемотехнические таблицы: формировать умение анализировать, делать умозаключения, высказывать суждения.

  2. Закреплять умение описывать предмет, образовывать прилагательные от заданных существительных.

  3. Употреблять существительные в форме Р.п. ед. ч. с предлогом «без».

  4. Развивать диалогическую речь детей, продолжать работу над дикцией, интонационной выразительностью речи.

  5. Укреплять здоровье детей, используя здоровьесберегающие технологии:

- развивать зрительный анализатор, зрительное восприятие, глазомер, умение ориентироваться на листе бумаги,

-совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.

6. Воспитывать умение использовать принятые нормы

вежливого речевого общения, внимательно слушать собеседника.

Оборудование:

Плоскостной театр, карточки с изображением предметов посуды с недостающими деталями, ЭОР по теме занятия (презентация, аудиозапись), наборы чайной, кухонной посуды.

Предварительная работа: какая посуда называется чайной, кухонной, столовой, и почему она так называется, чтение произведений К. И. Чуковского «Айболит», «Телефон», «Муха-Цокотуха» и т.д.

Ход НОД:

Звучит мелодия. Дети свободно входят в группу и садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, вы любите слушать сказки?

Дети: Да. Любим.

Воспитатель: Скажите, а какие сказки написал К. И. Чуковский?

Дети: К. И. Чуковский написал сказки «Айболит», «Телефон», «Муха-Цокотуха» и т.д.

Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит интересное и увлекательное путешествие в сказку. А для этого, надо проговорить присказку

(Дети встают и выполняют движения вместе с воспитателем).

1.За ступенькою ступенька - станет лесенка.

Дети держат руки перед грудью и выполняют движения кистями рук (снизу- вверх).

Ногами выполняют пружинки.

2. Слово к слову ставь складненько- будет песенка.

Кисти рук поставлены вертикально, ладошка правой руки касается ладошки левой руки.

3. А колечко на колечко - станет вязочка.

Большие и указательные пальцы рук образуют колечко, сцепляются, изображая цепочку.

4. Сядь со мною на крылечко.

Движения двумя руками вниз.

5.Слушай сказочку.

Ладони рук находятся у щёк.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно стихи:

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Из какой сказки К.И. Чуковского эти стихи?

Дети: Эти стихи из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».

Воспитатель: А как зовут главную героиню сказки?

Дети: Её зовут Федора.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы побываем в гостях у Федоры Егоровны. Ну, а где же она? (появляется Федора).

Федора: Здравствуйте, ребята!

Все: Здравствуйте, Федора Егоровна! А что Вы такая грустная?

Федора: А грустная я, потому что не понимаю, почему от меня убежала посуда.

Ребята, может вы мне поможете? (слайд «Федора и посуда»).

Один из детей читает стихотворение:

Убежали от грязнули

Чайник, ложки и кастрюли.

Что посуда любит мыло

Ты, Федора, позабыла? (слайд «Убегающие тарелки»)

Федора:

Эй вы, глупые тарелки,

Что вы скачете как белки?

Вам ли бегать за воротами

С воробьями желторотыми.

Воспитатель: Но тарелки вьются-вьются,

А Федоре не даются.

«Лучше в поле пропадём,

А к Федоре не пойдём!

- Да! - промолвил медный таз,

Погляди-ка ты на нас

Мы поломаны, побиты,

Мы помоями облиты,

Загляни-ка ты в кадушку

И увидишь там лягушку.

Оттого-то мы от бабы

Убежали как от жабы.

И к неряхе-замарахе не воротимся! (слайды)

Федора: Ой, что же мне делать? Как быть?

Воспитатель: Федора Егоровна, посуда вернётся, если Вы постелите на стол красивую и чистую скатерть (Федора расстилает скатерть, а на ней - дырки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на скатерть и подскажите Федоре Егоровне, что она не так сделала.

Дети:

- скатерть дырявая.

Федора: Ребята, а что же мне делать?

Дети:

- Федора Егоровна, Вам надо починить скатерть.

Федора: Мне одной не справиться. Ребята, помогите мне подобрать заплатки к моей скатерти. (Федора уточняет, где на скатерти каждая заплатка).

Воспитатель:

- Ребята, пока вы помогали Федоре Егоровне чинить скатерть, часть посуды вернулась назад.

А какая это посуда, попробуйте отгадать по схеме

(выставляется мнемотехническая таблица. Дети описывают предмет и отгадывают, что это кастрюля. Затем выставляются мнемотаблицы с изображением ложки и тарелки).

Театрализованная деятельность в социально-личностном развитии детейТеатрализованная деятельность в социально-личностном развитии детей

Федора: Ребята, а ведь пока посуда убегала, она разбилась, помогите мне её восстановить (Федора раздаёт карточки, на которых нарисована посуда без какой-либо части).

- Ребята, скажите, без какой части ваша посуда?

Дети: Моя кастрюля без ручки, мой чайник без носика и т.д.

Воспитатель:

Ребята, дорисуйте ту часть, которой не хватает у вашей посуды (дети дорисовывают части предмета).

Федора: Спасибо, ребята, что помогли восстановить мне посуду!

Воспитатель:

Ребята, посуду мы восстановили, а теперь давайте все вместе помоем её.

Физкультминутка

«Моем посуду»

Воспитатель: Ребята, посуду мы помыли: и кастрюли помыли, и чашки помыли, но на чашках нет узора. Помогите, украсьте чашки, подберите для них узор (на столах стоят подносы с разрезными картинками, дети подбирают узор).

Федора:

- Спасибо. Ребята, я поняла, что за посудой надо ухаживать: я её вымыла, вычистила и положила на место. Посмотрите, вот она лежит на подносе (снимает салфетку с подноса).

Воспитатель: Ребята, разве это порядок? Давайте поможем Федоре Егоровне разложить посуду по полочкам:

На верхнюю полочку положите чайную посуду.

На среднюю полочку - кухонную посуду.

На нижнюю полочку положите столовую посуду.

Федора Егоровна:

- Теперь я поняла, что у каждой вещи должно быть своё место.

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать.

Воспитатель: Ну а теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

До свидания, Федора Егоровна!

© 2010-2022