- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Рабочая программа непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (вторая младшая группа)
Рабочая программа непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (вторая младшая группа)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Волкова Т.М. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад "Росинка" г.Ядрина Чувашской Республики
Рассмотрено:
на заседании педагогического совета
Протокол № от
Утверждаю:
Заведующий
_______________Т.Е.Карпова
Приказ № от
Рабочая программа
непосредственной образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
(вторая младшая группа)
на период с 01.09.2015 по 31.05.2016
по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования
"От рождения до школы" Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева
Составители воспитатели:
Алекссева Нина Васильевна
Волкова Татьяна Михайловна
г. Ядрин,2015
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.
Цель программы
-
формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
-
развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
-
развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
-
Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные),
-
Вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
-
Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность. Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками.
-
Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
-
Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
Рисование
Цель: Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).
Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.
Задачи:
-
Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования.
-
Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хоПриобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дым-ковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). рошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
-
Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
-
Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).
-
Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
-
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу.
Лепка
Цель: формировать интерес к лепке. Закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Задачи:
-
Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.).
-
Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Аппликация
Цель: приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их.
Задачи:
-
Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тон- ким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
-
Формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного изображения.
-
Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.
Межпредметные связи будут осуществляться по разделам:
-
«Формирование элементарных математических представлений», где изучается форма и размер, ориентировка в пространстве, на листе бумаги.
-
«Развитие речи», где у детей развивается активный и пассивный словарь, навыки связной речи.
-
«Ознакомление с предметным окружением, социальным миром», где идет расширение кругозора в процессе рассматривания произведений архитектуры, произведений живописи, графики русских и чувашских художников.
-
«Музыкальная деятельность», где дети слушают музыку к произведениям изобразительного искусства, отмечают разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер изображенных на картинах героев и природных явлений, их образ.
-
«Физическое развитие», где дети играют в подвижные игры для более яркой передачи образа при последующей работе над изображением.
Количество занятий в год
Рисование 37
Лепка 20
Аппликация 17
Срок реализации с 01.09.2015 по 31.05.2016
Содержание рабочей программы
Изобразительная деятельность
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование
Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья: опускающиеся на землю снежинки и т. п.).
Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки г карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).
Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков.
Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) вразных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий.
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или, изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. Учить располагать изображения по всему листу.
Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом (спичку); учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета;раскладывать их в определенной последовательности, составляя задуманный ребенком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.
Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой топким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Вызывать у детей радость от созданного ими изображения. Формировать навыки аккуратной работы.
Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) не только предметные, но и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.
Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки,используя ранее полученные умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. Вызывать чувства радости при удавшейся постройке.
Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, порота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами - кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину.
Разливать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Продолжать обучать обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома - улица; стол, стул, диван - мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.
.
Рисование:
Месяц
№ дата
Тема недели
Тема занятия и форма его проведения
Программное содержание
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Обязательная часть
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Сентябрь
1
7.09
До свидания, лето,
здравствуй, детский сад!
Идёт
дождь
У ч и т ь :
- передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни;
- видеть в рисунке образ явления.
З а к р е п и т ь умение рисовать короткие штрихи и линии.
Формировать знания о природном явлении - дожде. Чтение стихотворения «Капля раз, капля - два».
Стихотворение «Раз капля, два капля»
Стр 46
2
14.09
осень
Привяжем к
шарикам
цветные
ниточки
У ч и т ь :
- правильно держать карандаш;
- рисовать прямые линии сверху вниз неотрывно;
- видеть в линиях образ предмета.
Р а з в и в а т ь эстетическое восприятие.
Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью через загадывание загадок.
Загадки про карандаши, краски
Стр 48
3
21.09
Красивый полосатый
коврик
У ч и т ь :
- набирать краску на кисть, снимать лишнюю каплю;
- промывать кисть в воде.
П р о д о л ж и т ь знакомство с цветами.
Познакомить с изделиями чувашских мастериц - дорожками.
Познакомить с изделиями русских мастериц.
Рисунки дорожек
Стр 50
4
28.09
Я и моя семья
Разноцветный ковёр из
листьев
У ч и т ь :
- правильно держать кисть;
- изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге.
Ф о р м и р о в а т ь образное представление.
Учить составлять композицию. Игра «Какого цвета листок?».
Воспитывать эмоциональное восприятие детей посредством хороводной песни «Осень, осень…».
Плакаты «Листья»
Стр 52
Октябрь:
1
5.10
Неделя художников -иллюстраторов и мультипликаторов Чувашии
Цветные
клубочки
У ч и т ь :
- рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая фломастер (карандаш) от бумаги;
- использовать карандаши разных цветов;
- обращать внимание на красоту разноцветных изображений.
Познакомить детей с бабушкиным клубком (клубком пряжи). Обследовать его движениями рук. Игровое упражнение «Намотай клубочек».
Вызывать у детей интерес к рисованию посредством использования малых фольклорных форм.
Клубок пряжи
Стр53
2
12.10
Мой дом, мой город
Разноцветные мыльные
пузыри
З а к р е п л я т ь :
- умение рисовать предметы круглой формы разной величины;
- знания цветов.
Р а з в и в а т ь образные представления, воображение.
Учить находить предметы круглой формы в окружающей среде.
Поддерживать интерес детей к рисованию через подвижную игру «Пузырь».
Шарики, мячи - предметы круглой формы
Стр 56
3
19.10
Рисование по замыслу
У ч и т ь самостоятельно задумывать содержание рисунка.
В о с п и т ы в а т ь желание рассматривать рисунки и радоваться им.
Учить передавать в рисовании образную выразительность задуманного.
Развивать наблюдательность и интерес к окружающему миру в игре «Отгадай загадку»
Стр 59
4
26.10
Красивые воздушные
шары
У ч и т ь :
- рисовать предметы круглой формы разной величины;
- правильно держать карандаш.
Р а з в и в а т ь интерес к рисованию.
Обогащать возможности восприятия фольклорных произведений через народную игру «Круг, кружочек
Стр 60
Ноябрь:
1
2.11
Мой дом, мой город
Разноцветные обручи
У ч и т ь рисовать предметы круглой формы слитным непрерывным движением кисти.
З а к р е п л я т ь :
- знания цветов;
- умение промывать кисть.
Р а з в и в а т ь восприятие цвета.
Закреплять умение находить предметы, похожие на это… (колесо, колечки, обручи).
Воспитывать интерес к хороводным играм. Хороводная игра «Каравай».
Колесо, колечки, обручи
Стр 61
2
9.11
зима
Чашка для
молока, чтобы покормить
кошку
З а к р е п л я т ь умение рисовать предметы круглой формы.
В о с п и т ы в а т ь заботливое отношение к животным, интерес к ним.
Познакомить детей с изделиями чувашских мастеров - чашки.
Посредством чтения потешки «Как у нашего кота» прививать любовь к народному творчеству
Чашки различные
Стр 63
3
16.11
Нарисуй,
что хочешь, красивое
Р а з в и в а т ь :
- умение самостоятельно задумывать содержание рисунка, осуществлять свой замысел;
-развивать творчество и самостоятельность.
Способствовать развитию творчества детей через малые фольклорные формы.
Стихотворения
Стр 65
ноябрь
4
23.11
Новогодний
праздник
Снежные комочки,
большие и маленькие
У ч и т ь :
- правильным приёмам закрашивания, не выходя за контур, проводить кистью сверху вниз или слева направо;
- повторять изображение, заполняя свободное пространство листа.
Познакомить детей с народными традициями: «Пришла коляда - отворяй ворота».
Обогащать духовный мир ребёнка через потешку «Заинька по сеничкам гуляй - таки гуляй».
Стр 66
5
30.11
Деревья на
нашем
участке
У ч и т ь :
- создавать в рисовании образ деревьев;
- рисовать предметы, состоящие из прямых вертикальных и наклонных линий;
- располагать изображение по всему листу бумаги;
- рисовать крупно во весь лист.
Закреплять знания о деревьях, растущих на территории детского сада.
Способствовать развитию творчества в рисовании деревьев «На деревья, на лужок - тихо падает снежок».
Плакаты «Деревья»
Стр 68
1
7.12
Знакомство с дымковской игрушкой.
Узор.
П о з н а к о м и т ь с народными дымковскими игрушками.
О б р а т и т ь внимание на узоры.
У ч и т ь выделять и называть отдельные элементы узора, их цвета.
Проявить интерес к рассматриванию элементов росписи дымковской игрушки. Чтение потешки «Еду, еду к бабе, к деду».
Презентация «Дымковская игрушка»
Стр 71
2
14.12
Новогодний
праздник
Ёлочка
У ч и т ь :
- передавать образ ёлочки;
- пользоваться красками и кистью (промывать кисть в воде и промокать её о салфетку)
Сформировать представления о вечнозелёных деревьях Чувашской Республики.
Развивать интерес к русскому народному творчеству через пословицы и поговорки «Береги нос в большой мороз».
Презентация «Вечнозеленые деревья Чувашии»
3
21.12
Мы слепили на прогулке снеговиков
Вызвать у детей желание создавать в рисунке образы забавных снеговиков. Упражнять в рисовании круглой формы. Учить передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей.
Рассматривание иллюстраций в детских книгах. Вызывать эмоциональный отклик у детей на закличку «Морозушко-мороз, не тяни домой за нос…».
Картинки «Зимние забавы»
Стр 79
Декабрь
4
28.12
Новогодняя
ёлка с огоньками и шариками
У ч и т ь :
- передавать образ нарядной ёлочки;
- украшать её.
П о з н а к о м и т ь с розовым и голубым цветом.
Познакомить с традициями украшения новогодней ёлки.
Воспитывать эмоциональное восприятие детей посредством хороводной песни «Уж ты зимушка, зима».
Плакат «Елка», диск с музыкой
Стр 73
Январь:
1
11.01
зима
Украсим рукавичку -
домик
У ч и т ь :
- рисовать по мотивам сказки «Рукавичка»;
- создавать сказочный образ.
Р а з в и в а т ь воображение, творчество.
Заинтересовать детей предстоящей деятельностью через рассматривание узоров на варежках.
Формировать умение самостоятельно выполнять роли в русской народной сказке «Теремок».
Картинки с изображением варежек
Стр 74
2
18.01
зима
Украсим дымковскую уточку
У ч и ть выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку.
В ы з в а т ь радость от результата деятельности.
Познакомить с деревянной посудой - уточка (Сěра курки).
Обогащать знания детей через разучивание народной песни «гуси, вы гуси».
Презентация «Чувашская посуда»
Стр 75
3
25.01
Нарисуй что-то круглое
Упражнять детей рисовании предметов круглой формы. Учить радоваться своим рисункам, называть изображенные предметы и явления. Развивать самостоятельность.
Уточнение знаний детей о форме предметов.
Февраль:
1
1.02
День
Защитника
Отечества
Светит
солнышко
У ч и т ь :
- передавать в рисунке образ солнышка;
- сочетать округлую форму с прямыми и загнутыми линиями.
Познакомить с изображением солнца в чувашском народном искусстве.
Поддерживать интерес к русскому народному творчеству через потешку «Солнышко, колоколнышко».
Стр81
2.
8.02
Деревья
в снегу
У ч и т ь :
- передавать в рисунке картину зимы;
- располагать на листе несколько деревьев.
У п р а ж н я т ь в рисовании деревьев.
Рассматривание картин чувашских художников по теме: «Зимний лес».
Учить передавать образы героев в обыгрывании сказки «Снегурушка и лиса».
Картинки «Зимний лес» стр 83
3
15.02
День
Защитника
Отечества
Красивые флажки на ниточке
П о з н а к о м и т ь с прямоугольной формой.
У ч и т ь рисовать предметы прямоугольной формы.
Познакомить детей с чувашским национальным флагом.
Украшение групповой комнаты.
Чувашский национальный флаг
Стр 86
4
29.02
8 марта
Нарисуйте,
кто хочет, красивое
У ч и т ь видеть и выделять красивые предметы, явления.
З а к р е п л я т ь умение рисовать разными материалами, выбирая их по своему желанию.
Воспитывать заботливое отношение к маме, желание сделать ей приятное.
Познакомить детей с русскими народными колыбельными песнями. Обогащать духовный мир ребёнка.
Картинки
Стр 89
1
14.03
Книжки - малышки
У ч и т ь формообразующим движениям рисования четырёхугольных форм непрерывным движением руки слева направо, сверху вниз.
Р а з в и в а т ь воображение.
Рассматривание иллюстраций к детским книжкам чувашских авторов.
Воспитывать бережное отношение к книгам через отрывок В.В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо».
Детские иллюстрации к детским книжкам
Стр93
март
1
21.03
Знакомство с культурой и традициями чувашского народа
Разноцветные платочки
сушатся
У п р а ж н я т ь :
- в рисовании знакомых предметов квадратной формы;
- расположении изображения по всему листу.
Рассматривание салфеток с чувашской вышивкой.
Формировать эмоциональное положительное отношение к объектам эстетического восприятия: играм-хороводам «Ой, ребята тара-ра».
Салфетки с чувашской вышивкой
Стр93
2
28.03
Домик для собачки
У ч и т ь :
- рисовать предметы, состоящие из прямоугольной формы, круга, прямой крыши;
- правильно передавать относительную величину частей предмета.
З а к р е п л я т ь приёмы закрашивания.
Рассматривание видов жилищ чувашского народа.
Обыгрывание сказки «Жихарка». Обогащать духовный мир ребёнка.
Презентация «Жилища чувашского народа»
1
4.04
Красивый
поезд
П р о д о л ж и т ь формировать умение изображать предмет, состоящий из нескольких частей прямоугольной и круглой формы.
Р а з в и в а т ь инициативу, воображение.
Формировать знания о железнодорожном транспорте республики.
Развивать чувство восприятия окружающего мира через подвижную игру «Поезд»
Плакаты «Виды транспорта»
2
11.04
Рисование по замыслу
З а к р е п л я т ь :
- приёмы рисования красками;
- знание цветов.
Р а з в и в а т ь чувство цвета, эстетическое восприятие.
Развивать у детей интерес к народному творчеству через отгадывание загадок.
Диск с музыкой
Стр 98
апрель
3
18.04
весна
Картинка о празднике
Р а з в и в а т ь :
- умение на основе полученных впечатлений определять содержание своего рисунка;
- желание рассказывать о своих рисунках.
У п р а ж н я т ь в рисовании красками
Познакомить с традициями празднования майских праздников в Чувашии.
Презентация «Майские праздники»
Стр 100
4
25.04
весна
«Скворечник»
Учить детей рисовать предмет, состоящий из прямоугольной формы, круга, прямой крыши; правильно передавать относительную величину частей предмета. Закреплять приемы закрашивания.
Наблюдение на прогулке, рассматривание скворечника, уточнение формы его частей. Рассматривание иллюстраций.
Картина скворечник
1
16.05
лето
Рисование красками по замыслу
Р а з в и в а т ь самостоятельность в выборе темы.
У ч и т ь вносить элементы творчества, отбирать нужные краски
Рассматривание и иллюстраций в книгах чувашских художников.
Воспитывать репродукций картин эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения (прослушивание)
Стр 102
2
23.05
Клетчатое платье для куклы
У ч и т ь рисовать узор, состоящий из вертикальных и горизонтальных линий
Рассматривание чувашского национального костюма.
Вызвать эмоциональный отклик на потешку «Ай ты, моя девочка».
Стр 103
май
3
30.05
лето
Одуванчики в траве
Вызвать у детей желание передавать в рисунке красоту цветущего луга, форму цветов. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.
Разучивание стих-я Е.Серовой «Одуванчик», рассматривание иллюстраций в детских книгах. Игра «Найди такой же цветок»
Стр 101
Планируемые результаты освоения программы
-
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведении народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
В рисовании
-
Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; названия народных игрушек (матрешка, дымковская игрушка).
-
Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам; правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
-
№
Материалы, оборудование, учебно-наглядные пособия
Информационные и технические средства обучения
1
Плакаты: «Листья», «Деревья», «Ёлка», «Виды транспорта».
Ноутбук, CD диски, презентации: «Дымковская игрушка», «Вечнозеленные деревья Чувашии», «Чувашская посуда», «Жилище чувашского народа», «Майские праздники».
2
Картинки: «Зимние забавы», «Варежки», «Зимний лес», «Скворечник».
3
Клубок пряжи, шарики, мячи, обручи, колесо, Колечки, чашки.
4
Наглядно-дидактические пособия.
Календарно-тематический план
Лепка
Месяц
№ дата
Тема недели
Тема занятия и форма его проведения
Программное содержание
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Обязательная часть
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Сентябрь
1.
03.09
До свидания, лето, здравствуй, детский сад!
Знакомство с глиной
Д а т ь представление о свойствах пластилина (глины) - мягкий материал, легко раскатывается, сминается.
Н а у ч и т ь :
- класть пластилин
(глину) на доску, работать аккуратно;
- отличать глину от пластилина.
Развивать желание лепить.
Познакомить детей с природными ископаемыми Чувашии - глиной.
Стр.46
2.
17.09
Осень
Бублики
Продолжать з н ак о м и т ь детей с глиной.
У ч и т ь свёртывать глиняную палочку в кольцо(соединять концы, плотно прижимая их друг к другу).
Закреплять умение раскатывать глину прямыми движениями, лепить аккуратно.
Расширять знания о хлебобулочных изделиях, продающихся в магазине.
Вызывать у детей чувство радости от полученных изображений.
Развивать образное восприятие.
Вызывать у детей интерес заниматься лепкой посредством потешек «Ай, качи-качи…».
Картинки с изображением разных хлебобулочных изделий
Стр.51
Октябрь
1.
01.10
Я и моя семья
Колобок
В ы з ы в а т ь желание создавать образы сказочных персонажей.
З а к р е п л я т ь умение лепить предметы округлой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями
У ч и т ь рисовать палочкой некоторые детали (глаза, рот).
Рассматривание иллюстраций к детской чувашской сказке «Йăва»
Закреплять умение аккуратно работать с глиной.
Формировать умение выполнять роли в русской народной сказке «Колобок».
Чувашская сказка «Йава»
Стр.55
2.
15.10
Мой дом, мой город
Подарок любимому котёнку (щенку)
У ч и т ь использовать ранее приобретённые умения и навыки в лепке.
В о с п и т ы в а т ь доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее.
Расширять знания детей о домашних животных.
Формировать образное восприятие и образные представления, развивать воображение.
Поддерживать интерес к устному народному творчеству через потешку «Кисонька-мурысонька»
Презентация «Домашние животные»
Стр.57
3.
29.10
Вкусные гостинцы на день рождения Мишки
У ч и т ь детей использовать знакомые приемы лепки для создания разных изображений.
З а к р е п л я т ь
- приёмы лепки;
- умение аккуратно обращаться с материалами и оборудованием.
Р а з в и в а т ь воображение и творчество.
Формировать представления о традиционных праздничных угощениях.
Побуждать детей к рассказыванию сказки по сюжетным картинкам» Маша и медведь».
Сказка по сюжетным картинкам» Маша и медведь».
Ноябрь
1.
12.11
Зима
Крендельки
У чи т ь по-разному свёртывать получившиеся колбаски.
Ф о р м и р о в а т ь умение рассматривать работу, выделять сходства, различия, замечать разнообразие.
Закреплять прием раскатывания глины прямыми движениями ладоней.
Формировать у детей представления о разнообразии хлебобулочных изделий города.
Картинки с изображением разных хлебобулочных изделий
Стр.61
2.
26.11
Новогодний праздник
Пряники
З а к р е п л я т ь умение лепить шарики.
У ч и т ь сплющивать шар, сдавливая его ладошками.
Развивать желание делать что-либо для других.
Познакомить с чувашской обрядовой выпечкой - «пажалу».
Познакомить с русской пряничной традицией.
Картинки с изображением русских пряничных традиций
Стр.63
Декабрь
1.
10.12
Миски большие и маленькие
П р о д о л ж и т ь учить отщипывать от пластилина большие и маленькие комочки; раскатывать комочки глины круговыми движениями.
З а к р е п л я т ь умение сплющивать шар
Рассмотреть с детьми изделия чувашских гончаров - миски.
Обыгрывание сказки «Три медведя». Вызвать эмоциональный отклик к русскому фольклору.
Сказка «Три медведя».
Стр.96
2.
24.12
Лепка по замыслу
Р а з в и в а т ь умение самостоятельно обдумывать содержание лепки.
Закреплять умение детей передавать в лепке образы знакомых предметов.
У п р а ж н я т ь в разнообразных приёмах лепки.
Учить самостоятельно определять, что им хочется слепить; доводить задуманное до конца.
Воспитывать умение и желание радоваться своим работам.
Развивать чувство восприятия окружающего мира в игре «Чудесный мешочек».
Стр.72
Январь
1.
14.01
Зима
Мандарины и апельсины
Закреплять умение лепить предметы круглой формы, раскатывать пластилин кругообразными движениями между ладонями, учить лепить предметы разной величины.
Муляжи мандаринов и апельсинов
Стр.74
2.
28.01
Лепка по замыслу
Закреплять полученные ранее навыки лепки из пластилина. Учить детей называть вылепленные предметы.
Развивать самостоятельность и творчество.
Февраль
1.
10.02
День Защитника Отечества
Воробушки и кот (по мотивам подвижных игр)
П р о д о л ж а т ь формировать умение отображать в лепке образы персонажей подвижной игры.
Развивать воображение и творчество.
Познакомить и разучить чувашскую народную игру «Лиса и гуси».
Воспитывать интерес к фольклорным и подвижным играм. Подвижная игра «Лиса и гуси».
Игрушки - кот и воробушек
Стр.80
2.
24.02
Самолёты стоят на аэродроме
У ч и т ь :
- лепить предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы;
- делить комок пластилина на глаз на две равные части.
Формировать у детей представления о воздушном транспорте.
Прививать у детей любовь к устному народному творчеству «Самолёт, самолёт - ты возьми меня в полёт»
Картинки воздушный транспорт
Стр.82
Март
1.
10.03
8 марта
Неваляшка
У ч и т ь лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины.
В ы з ы в а т ь стремление украшать предмет мелкими деталями
Формировать эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия: песенки-потешки, куклы-неваляшки.
Неваляшка
Стр.87
2.
24.03
Знакомство с культурой и традициями чувашского народа
Маленькая Мола (по мотивам потешки)
У ч и т ь :
- лепить маленькую куколку: шубка - толстый столбик, голова - шар, руки - палочки;
- составлять изображение из частей.
Познакомить с чувашской народной куклой.
Познакомить с русской балаганной куклой - Петрушкой.
Петрушка
Стр.88
Апрель
1.
7.04
Весна
Наш игрушеч-ный зоопарк (коллектив-ная работа)
Р а з в и в а т ь интерес к лепке знакомых предметов.
З а к р е п л я т ь приёмы лепки.
Способствовать развитию творчества в передаче образов животных.
Фигурки разных животных зоопарка
2.
21.04
Красивая птичка (по дымковской игрушке)
У ч и т ь лепить по образу народной игрушки.
З а к р е п л я т ь :
- приём прищипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик);
- умение прочно скреплять части, плотно их прижимая.
Рассматривание чувашской глиняной игрушки - птички-свистульки.
Развивать интерес к народной игрушке. Народная игра «Воробышек».
Игрушка птичка-свистулька
Стр.94
Май:
1.
05.05
Лето
Угощение для кукол
З а к р е п л я т ь умение отбирать из полученных впечатлений то, что можно изобразить в лепке
П р о д о л ж а т ь развивать желание и умение самостоятельно определять содержание своего изделия
Продолжать знакомство с изделиями чувашской кондитерской фабрики «Акконд».
Плакаты «Кондитерские изделия»
Стр.101
2.
19.05
Вылепи, какое хочешь, животное
З а к р е п л я т ь умение лепить животное (по желанию).
У ч и т ь лепить предметы круглой и удлинённой формы, более точно передавая характерные признаки предмета
Познакомить с образами животных в стихах детского чувашского поэта Н. Ыдарая.
Стр.104
Информационно-методическое обеспечение программы.
-
№
Материалы, оборудование, учебно-наглядные пособия
Информационные и технические средства обучения
1
Игрушки: кот, воробушек ,неваляшка ,петрушка, птичка-свистулька.
Ноутбук, CD диски, презентации: «Домашние животные»
2
Картинки: «Хлеб», «Крендельки», «Воздушный транспорт».
3
Муляжи фруктов, фигурки разных животных.
4
Наглядно-дидактические пособия.
Аппликация.
Месяц
№
Дата
Тематическая
неделя
Тема образовательной деятельности
Программное содержание
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Обязательная часть программы
Содержание, формируемое участниками образовательного процесса
Сентябрь
1.
10.09
До свидания, лето,
здравствуй, детский сад!
Большие и маленькие
мячи
У ч и т ь :
- выбирать большие и маленькие предметы круглой формы;
- аккуратно наклеивать изображения.
З а к р е п л я т ь представление о предметах круглой формы
Формировать эмоциональный настрой через чувашскую народную игру «Мяч».
Мячи большие и маленькие
Стр.47
2.
24.09
Осень
Шарики катятся по дорожке
У ч и т ь приёмам наклеивания (намазывать клеем обратную сторону детали, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью).
Развивать наблюдательность, интерес к окружающему миру через отгадывание загадок (солнце, колесо, мяч)
«Дорожка» (бумажные полоски)
Стр.51
Октябрь:
1.
8.10
Неделя художников-иллюстраторов и мультипликаторов Чувашии
Большие и маленькие яблочки на тарелке
З а к р е п л я т ь :
- представление о различии предметов по величине;
- правильные приёмы наклеивания.
Большие и маленькие яблоки
Стр.54
2.
22.10
Мой дом, мой город
Аппликация «Консервируем фрукты»
У ч и т ь :
- свободно располагать изображение на бумаге;
- различать предмет по форме предмета.
Формировать знания детей о фруктах с помощью дидактической игры «Отгадай загадку».
Дидактическая игра «Отгадай загадку», плакаты «Фрукты»
Стр.
Ноябрь:
1.
5.11
Разноцветные огоньки в домиках
У ч и т ь :
- наклеивать изображение круглой формы;
- уточнять название формы;
- чередовать кружки по цвету.
З а к р е п л я т ь знания цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий).
Предметы круглой формы
Стр.60
2.
19.11
Зима
Аппликация на полосе. Шарики и кубики
У ч и т ь :
- сравнивать круг и квадрат;
- наклеивать фигуры, чередуя их.
П о з н а к о м и т ь с новой формой - квадратом.
У т о ч н и т ь знание цвета.
Картины с изображением разных предметов квадратной и круглой формы
Стр.62
Декабрь:
1.
3.12
Новогодний
праздник
Пирамидки
У ч и т ь :
- передавать в аппликации образ игрушки;
- изображать предмет из нескольких частей;
- располагать детали в порядке уменьшающейся величины.
Стр.69
2.
17.12
Грузовик
У ч и т ь :
- изображать предмет, состоящий из нескольких частей;
- упражнять в правильном наклеивании.
З а к р е п л я т ь знания о форме и величине.
Р а з в и в а т ь воображение
Формировать представления о видах транспорта в Чувашской республике.
Чтение потешки «Еду к бабе, еду к деду». Поддерживать интерес к устному народному творчеству.
Потешка«Еду к бабе, еду к деду»
Стр.
1.
21.01
Снеговик
З а к р е п л я т ь :
- знание о круглой форме;
- знание о различении предметов по величине.
У ч и т ь составлять изображение из частей.
Упражнять в аккуратном наклеивании
Формировать интерес к сезонным природным явлениям. Инсценировка сказки «Снегурочка». Рассматривание изделий чувашских гончаров - тарелки с узорами.
Рассматривание изделий русских гончаров - тарелки с узорами. Сравнить русские и чувашские узоры.
Картинки с изображением снеговика
Стр.78
Февраль:
1.
4.02
День Защитника Отечества
Узор на круге
У ч и т ь :
- располагать узор по краю круга;
- составлять узор в определённой последовательности.
Р а з в и в а т ь чувство ритма
Рассматривание иллюстраций с изображением домов в чувашских селениях.
Обыгрывание сказки «Теремок».
Тарелки с русскими и чувашскими узорами.
Стр.81
2.
18.02
Подарок любимому папе
У ч и т ь составлять изображение из деталей.
В о с п и т ы в а т ь стремление сделать красивую вещь (подарок).
Р а з в и в а т ь эстетическое восприятие, формировать образные представления
Воспитывать любовь к членам своей семьи.
Рассматривание разных видов военной техники
Плакаты «Виды военной техники»
Март:
1.
3.03
8 марта
Подарок для мамы, бабушки
Ф о р м и р о в а т ь доброе отношение к своей маме, желание сделать приятное.
У ч и т ь доводить работу до конца.
Воспитывать любовь, уважение, доброжелательность к членам своей семьи.
Познакомить с потешкой. «Жили у бабуси два веселых гуся». Создавать и сохранять интерес к русскому народному творчеству через пение обрядовых песен.
Потешка «Жили у бабуси два веселых гуся»
Стр.85
2.
17.03
Знакомство с культурой и традициями чувашского народа
Салфетка
У ч и т ь составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы.
Р а з в и в а т ь чувство ритма.
Салфетки с разными узорами
Стр.90
3.
31.03
Красивая салфеточка
У ч и т ь :
составлять узор на бумаге квадратной формы, располагая по углам и в середине кружки одного цвета, а в середине каждой стороны- другого цвета
Развивать композиционные умения
Салфетки с различными узорами
Стр.76
Апрель
1.
14.04
Весна
Скворечник
У ч и т ь :
- изображать предметы, состоящие из нескольких частей;
- определять форму части (прямоугольная, круглая, треугольная).
Способствовать развитию творчества в передаче образов живой и неживой природы, отгадывание загадок о весне.
Загадки о весне
Стр.93
2.
28.04
Скоро праздник придёт
У ч и т ь :
- составлять композицию определённого содержания из готовых фигур;
- самостоятельно находить место флажкам и шарикам;
- намазывать части изображения клеем, начиная с середины.
Познакомить с проведением праздников в Чувашской Республике.
Воспитывать нравственные чувства детей путем приобщения к культуре русского народа.
Презентация «Праздники Чувашской Республики»
Стр.100
1.
12.05
Лето
Цыплята на лугу
У ч и т ь :
- составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе;
- изображать предмет, состоящий из нескольких частей.
Способствовать творческому развитию детей в передаче образов животных через отгадывание загадок о домашних животных.
Загадки про цыплят
Стр.103
2.
26.05
Домик
У ч и т ь составлять из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность.
З а к р е п л я т ь знания геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник).
Познакомить с природными ископаемыми Чувашской Республике.
Познакомить с потешкой «Дождик, дождик».
Потешка «Дождик, дождик»
Стр.103
Планируемые результаты освоения программы
-
Создавать изображения предметов из готовых фигур; украшать заготовки из бумаги разной формы; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.
Конструирование
-
Знать, называть, использовать детали строительного материала.
-
Уметь располагать кирпичики, пластины вертикально.
-
Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
-
Различать части постройки по величине (большая - маленькая, длинная - короткая, высокая - низкая, узкая - широкая).
Информационно-методическое обеспечение программы.
-
№
Материалы, оборудование, учебно-наглядные пособия
Информационные и технические средства обучения
1
Игрушки: Мячи и яблоки большие и маленькие.
Ноутбук, CD диски, презентации: « Праздник Чувашской Республики».
2
Картинки: Круглой и квадратной формы, «Снеговик».
3
Плакаты: фрукты, «Виды военной техники».
4
Наглядно-дидактические пособия.
Список литературы:
1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. - 368с.
2.Сантирано-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях-СанПин 2.4.1.3049-13
3. ФГОС
4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ,2015.- 112с.:цв. вкл.