Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Педагогам декоративно-прикладного творчества важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного и среднего школьного возраста, их желания и интересы. Ознакомление с разными видами народного декоративно-прикладного искусства осуществляется в разных возрастных группах. С учетом возраста детей расширяется содержание игр, усложняются элементы праздничного занятия.

Для того, чтобы не лишать детей радости, возможности поиграть в процессе занятия, важно, чтобы любая деятельность была наполнена не учебным, а детским содержанием, чтоб в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает и воссоздает. При планировании любого занятия педагогу необходимо продумать его этапы.

Выделим этапы проведения занятия «Весенний хоровод».

  1. Подготовительный этап предусматривает предварительную беседу с детьми о предстоящем занятии. Педагог дает задание, принести необходимые материалы для работы, блины и угощения к чаепитию. Заблаговременно украшается место проведения праздника , подбирается музыкальное оформление, видеоматериалы, иллюстрации и прочий наглядный материал, на предшествующем занятии дети изготавливают Чучело Масленицы, украшают ее. Эффективность работы становится выше при участии и помощи родителей. Они заинтересованы в том, чтобы дети как можно больше узнавали про свою Родину, ее богатства, красоту изделий русских мастеров, приобщали детей к народным праздникам.

Можно попросить некоторых детей подготовить краткие сообщения о праздновании Масленицы на Руси, а потом, на занятии дать им слово.

  1. Само проведение праздника «Весенний хоровод» включает также несколько последовательных этапов:

- беседа о праздновании Масленицы и о традициях и верованиях, связанных с этим праздником;

- изготовление кукол - «Мартиничек» (приложение 2, рис.1-3). Это занятие удачно дополняет праздник, но может быть и самостоятельным занятием в группах. Желательно, заранее приготовить и разложить все материалы для работы с целью экономии времени. Работа над изготовлением кукол-«мартиничек» не должна превышать 30 минут.

- театрализация Масленичной недели с народными играми, потешками, плясками (приложение 2, рис.4);

- сжигание Чучела Масленицы на костре, подвижные игры на улице (приложение 2, рис.5) ;

- вывешивание «мартиничек» на ветки деревьев, зазывание Весны (приложение 2, рис.6) ;

- чаепитие с блинами и сладостями(приложение 2, рис.7) .

Общее время проведения праздника с учетом занятия кукла-«мартиничка» 2-2,5 часа. Чередование разных видов деятельности не вызывает усталости и утомления, у детей держится стойкий интерес ко всей деятельности в течение праздничного занятия. Однако, не стоит выходить за временные рамки и делать

3. Рефлексия проведенного занятия.

Проведение праздничного занятия «Весенний хоровод» у детей, как правило, оставляет массу положительных эмоций. На последующем занятии следует обсудить праздник, дать детям возможность высказаться, что именно понравилось в его проведении. Можно предложить детям выразить свои мысли в рисунке, а потом сделать выставку рисунков для родителей.

Игровые формы занятий, наполнение разным содержанием, развивают интерес воспитанников к изучаемому предмету, кружковой деятельности, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация таких занятий, с использованием разнообразных игровых форм, подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к занятиям в целом. Применение на занятии по декоративно-прикладному творчеству игровых форм одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации воспитанников.

Приложение 1


Сценарный ход праздничного занятия «Весенний хоровод»


Праздник начинается со встречи детей. Под русскую народную музыку дети входят в зал и садятся в большой круг.

Затем вбегает веселый Скоморох, на руке у него кукла Петрушка.

-Скоморох: Эй, народ честной, шире рот открой,

Будет много шума, будет много смеха,

будет всем ребятам, веселая потеха!

Ведь Масленица наступает, пришло время зиму провожать, да весну встречать, вот я пришел к вам в гости о Масленице возвестить, да с вами масленичную неделю прожить. Ведь мы скоморохи, на все руки мастера, мы плясуны и акробаты, музыканты и поэты, сочиняем свои скоморошины, где высмеиваем все человеческие пороки: ложь, злословие, а Петрушка веселая игрушка нам помогает, в кукольном театре играет.

-Петрушка: Чего Скоморох долго говоришь, Масленицу пора встречать, День первый на дворе «Встреча».

Скоморох вносит чучело Масленицы, подготовленное детьми заранее. Дети встают вокруг Масленицы и говорят закличку.

Закличка:

Ой, масленица - кукошенька,

Встретим тебя хорошенько,

Сыром, маслом, калачом,

И печеным яйцом!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

-Скоморох: А мы Масленицу повстречали -

-Дети: повстречали, душа повстречали.

-Скоморох: На горушке побывали -

-Дети: побывали, душа побывали.

-Скоморох: Блином гору выстилали -

-Дети: выстилали, душа выстилали.

-Скоморох: Маслом гору поливали -

-Дети: поливали, душа поливали.

-Скоморох: Сыром гору набивали -

-Дети: набивали, душа набивали.

-Скоморох: Масленица Кукошенька - встретим тебя хорошенько!

-Петрушка: Вот и день встречи Масленицы подошел к концу, спать- почивать пора.

Игра «День - ночь». Дети закрывают глаза и под русскую народную колыбельную музыку имитируют сон, продолжительностью 2-3 минуты.

-Петрушка: Эй, народ честной, скорее глаза открой.

Колыбельную песню сменяет веселая плясовая музыка, означающее утреннее пробуждение.

-Скоморох: Вот и второй день Масленицы наступил «Заигрыш». Вон уж народ на тройках катается, да все «по солнышку» ездят, чтобы снег скорее растопить, да зиму прогнать. Ребятишки и взрослые на улицу высыпали, в игры играют, а давайте-ка и мы с вами в веселую игру поиграем. Дети играют в игру-песню «Золотые ворота»:

Два человека берутся за руки и образовывают круг, через который ходят дети, взявшись за руки цепочкой. Играющие проговаривают слова:

В золотые ворота проходите господа

Первой Мать пройдет, всех гостей проведет

Первый раз прощается, второй раз запрещается

А на третий раз не пропустим вас.

На последних словах руки стоящих в хороводе опускаются, и тот, кто попал в хоровод встает в ворота, игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все участники игры.

-Петрушка: Солнце село за горой

Подошел к концу день второй.

Игра «День - ночь». Звучит колыбельная музыка, ребята вновь имитируют сон. Колыбельную песню сменяет веселая плясовая музыка, означающее утреннее пробуждение.

-Петрушка: Ку-ка-ре-ку (изображает петушка), пришел третий день Масленицы.

-Скоморох: А вот и третий день наступил «Лакомка». Это самый вкусный день, все угощаются блинами, пряниками, конфетами. А блины - то едят с разными вкусностями: с медом, вареньем, сгущенкой.

А почему блины на Масленицу пекут знаете ребята?

-Дети: Блин символизирует Солнце, он горячий, желтый и круглый.

-Скоморох: А в масленичную неделю солнце сильнее всего припекает, снег топит, да зимушку прогоняет. У меня тоже для вас ребята лакомства имеются.

Скоморох угощает детей конфетами, печеньем.

-Петрушка: Ну что ж пришло время спать укладываться.

Игра «День - ночь». Дети под колыбельную музыку имитируют сон. Колыбельную песню сменяет веселая плясовая музыка, означающее утреннее пробуждение.

-Петрушка: Ку-ка-ре-ку (изображает петушка), вставать пора «Разгуляй» уж на дворе.

-Скоморох: Вот и четвертый день Масленицы «Разгуляй» на двор пришел. Самое важное развлечение этого дня - взятие снежных крепостей, которые в «Заигрыш» построены были. И мы с вами в игру поиграем «Плетень» называется. (Ребятам объясняется, что плетень это забор сплетенный из прутьев).

Игра - танец «Плетень»

Дети делятся на две команды, встают в линию, сплетают руки чрез одного и под музыку линии идут на встречу друг другу, когда музыкальная тема сменяется дети расцепляют руки и начинают танцевать, как только музыка остановилась каждая команда вновь должна встать в линию и сплести руки, чья команда проделала это быстрее и правильнее, та команда и победила.

-Петрушка: «Разгуляй» к концу подошел почивать пора.

Игра «День - ночь». Дети имитируют сон под колыбельную музыку. Колыбельную песню сменяет веселая плясовая музыка, означающее утреннее пробуждение.

-Петрушка: Ку-ка-ре-ку (изображает петушка), вставать пора «Тещины вечера» да «Золовкины посиделки» праздновать будем.

-Скоморох: В эти дни принято ходить зятьям в гости к своим тещам, а те должны расстараться и богатый стол накрыть, а на «Золовкины вечера», свекрови идут в гости к своим невесткам, а невестки должны вкусно накормить родителей мужа. Вот и для вас родители вкусный стол приготовили. Дети присаживаются за заранее накрытые заботливыми родителями столы и угощаются чаем и блинами с вареньем, медом, сгущенкой и др.

-Петрушка: Пока угощались, а день шестой уж на закат смотрит, спать пора.

Игра «День-ночь». Дети имитируют сон под колыбельную музыку. Колыбельную песню сменяет веселая плясовая музыка, означающее утреннее пробуждение.

-Петрушка: Ку-ка-ре-ку (изображает петушка), утро на дворе, последний седьмой день Масленицы ждет: «Прощеное воскресенье».

-Скоморох: В этот день люди приходят друг к другу прощаться, т.е. просить прощение и прощают друг друга. И мы с вами друг у друга прощение попросим если вдруг вольно или невольно, словом или делом обидели кого, да и простим всех, кто у нас прощения просить будет. В течении 3-5 минут звучит русская народная музыка, дети подходят друг к другу и прощаются.

-Скоморох: А вот и время пришло Масленицу провожать, чучело Масленицы сжигать. На голову Масленице блин положим, будто солнышко Масленицу сжигает. А как Масленица гореть будет, мы смотреть будем, ярко ли, жарко ли горит: коль хорошо чучело гореть будет, так весна скоро придет, да теплой будет, а год урожайным, а коль тлеть кое-как чучело будет, то не скоро тепло настанет, и год на урожай бедным будет.

Масленичные гулянья проходят на улице. Чучело Масленицы выносят на открытую площадку. Дети встают в хоровод вокруг чучела. Скоморох поджигает чучело. Дети водят хоровод вокруг чучела с припевкой:

Раным - рано петухи у нас запели,

Про Весну - красну возвестили

Прощай, прощай, прощай масленица

Меж снегов проталины уж зачернели,

С крыш сосульки звонко зазвенели,

Прощай, прощай, прощай масленица

Мы Весны - красны прихода ожидаем,

С пеньем Зимушку провожаем,

Прощай, прощай, прощай масленица

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

-Скоморох: Масленицу сожгли, и порезвиться пришла пора.

Дети играют вместе со Скоморохом в игры: «Перетягивание каната», «Метание метлы», «Цепи кованые».

Праздник заканчивается всеобщим весельем.

В день проведения праздника «Весенний хоровод», до его начала, уместно провести с воспитанниками занятие по изготовлению обрядовых кукол «мартиничек».

План-конспект занятия «Кукла «Мартиничка»

Цель занятия: Изготовить куклу «Мартиничку» в рамках календарно-тематического праздника «Весенний хоровод».

Задачи:

-приобщить детей к миру куклы, дать возможность изготовить её своими руками;

-привить интерес к народному творчеству;

- обобщить знания обычаев и традиций русского народа;

- приобрести практические навыки по художественной обработке нитей.

Материалы: На столах находятся заранее приготовленные материалы для занятий:

- нитки шерстяные белые и красные;

- шаблоны для намотки ниток;

- ножницы;

- игла-«Цыганка»;

- схема изготовления куклы-Мартинички.

Ход занятия:

Вступительная часть.

Педагог рассказывает, что обрядом «зазывания» весны начинается цикл весеннее-летних праздников в русской деревне. Наряду со сложными ритуальными действиями, в которых главными участниками были сельская детвора и молодежь. Обязательным атрибутом в праздновании прихода весны являлись маленькие нитяные куколки.

Праздник приходится на начало весны, на март, поэтому кукол называли «мартиничками». (Педагог показывает готовые куклы - мартинички). Их вязали парами: из белых ниток - символ уходящей Зимы, из красных-символ Весны и жаркого Солнца. Такие пары куколок развешивали на ветках деревьев, где их, раскачивая, и вертел весенний ветер. Мартинички, ярким контрастом красок, дополняли шумные детские игры с выпеченными из пшеничного или ржаного теста небольшими птицами- «жаворонками». В XIXв. В возрасте до 5 лет, как девочки, таки и мальчики носили только длинную полотняную рубаху. Поэтому и куклята изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека- голову, туловище, руки.

В 60-е годы XX, когда символьное значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, из ниток стали вязать кукол-девочек и кукол-мальчиков.

В основу различия легли внешние признаки: косы и платьица с фартучками у кукол-девочек. Короткая прическа и видимые ноги - у кукол мальчиков. Но в основе изготовления кукол лежат все те же технологии [24, с.278].

Изготовление куклы-мартинички.

Рассматривание схемы изготовления куклы-мартинички.

Педагог демонстрирует схему изготовления куклы-мартинички, дает пояснения к каждому шагу.

Затем педагог предлагает выбрать цвет для изготавливаемой куклы. Нитки нужного цвета дети наматывают на картонные шаблоны (шаблоны для туловища и шаблоны для рук).

Последовательность изготовления:

  1. На шаблон аккуратно и плотно, виток к витку, наматываем 25-30 витков пряжи.

  2. Под пряжу по сгибу пропускаем с помощью иголки- «цыганки» нить и завязываем, стягивая намотанные витки. По противоположному сгибу намотанной пряжи нити разрезают с помощью ножниц.

  3. Пряжу снимают с шаблона. У вас получается кисточка («туловище»).

  4. Примерно на расстоянии 1 см от верхнего конца перевяжите её первый раз («голова»).

Руки сделайте таким же образом, как туловище, т.е. возьмите шаблон который по меньше, намотайте на него нитки. Срежьте нитки с шаблона. Аккуратно уложите их на стол, возьмите ниточку другого цвета, свяжите ей пучок нитей с одной и с другой стороны, отступив по 1 см. Получается пучок «руки».

  1. «Туловище» разделяют на 2 равных пучка ниток, между этих пучков вложите «руки».

  2. Нитки пучка «туловище» опустить, расправить. Взять нить другого цвета, туго перевязать под руками, получилась куколка-девочка. Если у детей имеется желание, то сделать куклу-мальчика.

  3. Пучок «туловище» разделить на 2 равных пучка, а внизу перевязать другой нитью, обозначив кукле ноги.

  4. Затем дети выходят на улицу и оставляют свои «мартинички» на дереве. Однако, не все дети это сделают, некоторые не смогут расстаться с куколками и пожелают унести их домой. Не препятствуйте их желанию.

Проведение подобных интегрированных занятий с использованием игровых форм очень нравится детям и приносит свои положительные результаты.





Приложение 2



Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм

Методические рекомендации педагогам ДПТ к проведению праздничного занятия «Весенний хоровод» с использованием игровых форм








© 2010-2022