Методический семинар на тему: Развитие чувства ритма у детей младшей группы посредством музыкально-ритмических движений

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Во всех известных направлениях изучения психологии ребенка признается необходимость того, что у детей к 3-4 годам складывается структуры личностных, интеллектуальных, регуляторных особенностей психики характеризующих уровень готовности к школьному обучению и развития высших психических функций: мышления, сознания, речи.

Анализируя имеющиеся литературные данные по проблеме подготовки детей к школьному обучению, развитию у дошкольников познавательных процессов, мышления, памяти интеллекта и речи, учёные пришли к выводам о том, что развитие высокого уровня интеллекта связано с развитием и формированием мышления, включения процессов восприятия во внутреннюю деятельность сознания.

Все стремления научить ребенка как можно быстрее стать "умным" в конечном счете, сводятся к тому, что ребенок большое количество времени проводит, занимаясь обучением чтению, письму, математике. При этом все меньше времени отводиться на двигательную активность.

Движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, равновесия, кинестетических и др.) на начальных этапах развития являются средством познания окружающего мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание.

В воспитании мы должны исходить из потребностей самого ребенка. Ребенку вообще, а малышам особенно для правильного развития организма необходимо много двигаться: ходить, бегать, прыгать, лазать, бросать. Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Движение, сливаясь с музыкой, соединяет двигательные реакции с законами музыкального ритма, моторные центры воспитываются через музыку, объединяется деятельность нервно-мышечных центров, слуха и восприятия, вырабатывается координация движений.

Построенная на связи движений с музыкой, ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, способствует гармоническому развитию. Эмоционально-положительное состояние на занятиях способствует развитию психики.

Малышам особенно для правильного развития организма необходимо много двигаться: ходить, бегать, прыгать, лазать, бросать. Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Движение, сливаясь с музыкой, соединяет двигательные реакции с законами музыкального ритма, моторные центры воспитываются через музыку, объединяется деятельность нервно-мышечных центров, слуха и восприятия, вырабатывается координация движений.

Построенная на связи движений с музыкой, ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, способствует гармоническому развитию. Эмоционально-положительное состояние на занятиях способствует развитию психики.

Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального, творческого развития детей, исследователи освещают проблему развития у детей музыкального ритма и практически не затрагивают проблему развития чувства ритма как свойства и качества личности детей.

В связи с этим возникает потребность в создании системы физического и музыкально-ритмического воспитания для дошкольников, которая соответствовала бы всем требованиям в отношении личностного развития ребенка.

Т. С. Бабаджан принадлежат такие идеи музыкального воспитания ребенка в детском саду, как: движение - средство усвоения музыки, выявления эмоций, связанных с музыкальным образом. До сих пор эти идеи не утратили своей актуальности и становятся отправной точкой в современных исследованиях проблем музыкального воспитания и развития дошкольников.

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

В моей работе музыкально-ритмического воспитания были использованы различные средства и методы развития двигательной сферы дошкольника.

Программа Е.Тиличеевой «Топ, хлоп, малыши». Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет.

Цель - воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа интересна наличием разнообразных музыкально-ритмических композиций, которые объединены в циклы по принципу усложнения заданий и разнообразия движения. Все игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы именно для раннего возраста. Репертуар, лежащий в основе - это пляски, песни с движением или игры с движением авторов Е. Тиличеевой, Т. Бабаджан, и других.

Вот как мы умеем

Формировать навыки ритмичной ходьбы, развитие слухового внимания, умения начинать и заканчивать движения под музыку.

Зашагали ножки - топ, топ, топ!

Прямо по дорожке - топ, топ, топ!

Ну-ка, веселее - топ, топ, топ!

Вот как мы умеем - топ, топ, топ! Стоп!

Ноги и ножки

Упражнение развивает чувство ритма, формирует основные двигательные навыки - ходьбу и бег.

Большие ноги шли по дороге: топ-топ-топ, топ-топ-топ. Дети шагают.

Маленькие ножки шагали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ. Топ-топ-топ-топ-топ. Дети бегут.

Пожалуй, наиболее интересной новацией является привлечение родителей к участию в детских праздников. В целом, программа «Топ, хлоп, малыши» представляет собой переработанную, адаптированную к раннему возрасту программу на основе программы Н. А. Ветлугиной.

Программа «Этот удивительный ритм»

И. Каплунова, И. Новоскольцева

Данная книга поможет музыкальным руководителям развить в ребёнке чувство ритма. Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое муз. занятие, как неотъемлимая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Предлагаемая методика условно разделена на четыре ступени, каждая из которых соответствует возрастной группе. Занятия по развитию чувства ритма должны носить непринуждённый игровой характер, без каких-либо замечаний детям и только с положительной оценкой.
Жак Далькроз, К.Орф, Б.М. Теплов, В.М. Бехтерев, считали, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865- 1950).

Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений.

Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной форме: ритмических упражнениях, музыкальных игр, танцев, хороводов.

Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.

Музыка, движение - это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект.

Младшая группа (1 ступень)

Игры с игрушками или картинками.

Педагог приносит на занятие любую игрушку (картинку), вместе с детьми здоровается с ней и чётко произносит её название, затем ещё раз, одновременно хлопая в ладоши. Название персонажа прохлопываем только четвертными длительностями. Игрушке даётся имя.

КОШ-КА - ТА-ТА

МИШ-КА - ТА-ТА

ЗАЙ-ЧИК СТЁПА - ТА-ТА ТА-ТА

К концу года ритм усложняется:

ЗАЙ-ЧИК СТЁ-ПА - ти-ти ТА-ТА

КУК-ЛА КА-ТЯ - ти-ти ТА-ТА

Отхлопывать ритм можно по коленям, по животику, по щёчкам, по полу (ногами).

Знакомство с длинными и короткими звуками

Звучащий клубок.

Приносится клубок шерстяных ниток. Педагог тянет нитку и поёт: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезать ножницами. Подобным образом отрезаются нитки разной длины, пропевает то длинные, то короткие звуки.

Игры с именами

ТА-НЯ, та-неч-КА - ТА-ТА, ти-ти-ТА

Так развивается детская познавательная активность, происходит формирование своего Я.

Игры с предметами

Педагог говорит детям, что петь песенки можно про всё, что они видят. Дети ходят с педагогом по залу и вместе с ним прохлопывают и проговаривают названия предметов.

Стол - ТА

Пи-а-ни-но - ТА-ТА-ТА-ТА

Можно составлять цепочку из двух слов

Пианино, стул - ти-ти-ти-ти-ТА

Ритм в стихах

БАРАБАН

Мне купили барабан - БАМ, БАМ, БАМ!

Я на нём играю сам - БАМ. БАМ. БАМ!

Варианты исполнения:

  • Проговаривая текст, ритмично хлопать в ладоши или по коленям.

  • Хлопать ладошками по полу.

  • Хлопать одной рукой по коленям одну фразу, другой рукой вторую фразу.

  • Стучать палочками по полу, палочкой о палочку, менять руки с палочками на каждую фразу.

  • Ритмично ударять кулачком о кулачёк.

  • Ударять пальчиком о пальчик.

  • Дети ритмично маршируют по залу: на слова «БАМ, БАМ, БАМ!» шлёпают руками по коленям или хлопают в ладоши.

Упражнения с ладошками.

Одно упражнение делается до тех пор, пока большинство детей не будет выполнять его правильно.

Эти упражнения развивают детское произвольное внимание (ребёнок сознательно наблюдает за действиями педагога, контролирует свои действия), координацию движений, моторику рук, двигательную память.


  • 4 раза по коленям обеими руками.

  • 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши.

  • 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.

  • 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (повторить)

  • 1 раз по коленям, 3 раза в ладоши.

  • 4 раза в ладоши.

  • 3 раза в ладоши, 1 раз по коленям.

  • 2 раза в ладоши, 2 раза по коленям.

  • 1 раз в ладоши, 1 раз по коленям (повторить)

  • 1 раз в ладоши, 3 раза по коленям.

  • Поочерёдно правой и левой рукой по коленям.

  • 2 раза по одному колену, 2 раза по другому.

  • 3 раза по одному колену, 1 раз по другому.

Выполнять на одном занятии можно не более четырёх комбинаций, чтобы дети не уставали.

Обобщая результаты видно, что наряду с повышением уровня общей и мелкой моторики положительная тенденция выявлена и в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи эти успешно решаются, только если используются подлинно художественные произведения. Репертуар может быть самым разнообразным (фольклор, классическая музыка всех эпох, современная музыка).

Не секрет, что самая близкая форма деятельности детей - игра. А, если игра или упражнения дополняются простейшими стихами, она приносит удовлетворения вдвойне. Простая метризация слов организует внимание, вызывает повышенный интерес к происходящему, усиливает образное мышление, тренирует память, развивает чувство ритма, музыкальный слух и вкус (если сопровождается музыкой). При этом вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляя различные группы мышц.

Очень интересно проходит эта работа с палочками и песнями Е. Попляновой. Дети любят эти образные песни-танцы.

Упражнения решают следующие задачи:

  • Совершенствование умения передавать ритмический рисунок слова.

  • Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи.

  • Совершенствование движений артикуляционного аппарата.

  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

  • Формирование фонематического слуха.

НОЖКИ

Большие ноги шли пот дороге:

Топ-топ-топ…

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ…

Дайте в руки малышу две палочки. Договоритесь с ним о том, что это будут «ножки». Первые две строчки сопровождаются движениями, которые изображают большие папины шаги. Приговаривать нужно низким голосом, неторопливо. Следующие две строчки-шаги самого малыша. Они более лёгкие и подвижные. И голос ваш будет звучать более звонко и легко. Только следите, чтобы движения были точно в ритм стихов. А хотите - спойте песенку.

ЛЯГУШКА-ХОХОТУШКА

Весёлая лягушка чечётку танцевала

И пузыри пускала по вечерам в реке.

А днём она смеялась, шутила, кувыркалась

И даже умудрялась стоять на голове.

Первые две строчки сопровождаются весёлым постукиванием палочек восьмыми.

Затем, ещё две строчки рисуем в воздухе палочками «пузыри-кружочки».

Следующие две - снова постукиваем палочками. И в заключении стихов, стучим обеими палочками одновременно о стол или колени то одним концом, то другим. А в конце резко наклоняемся вперёд, вниз головой, руки с палочками поднимаем вверх.

ШЛА КОЗА НА КАБЛУКАХ

  1. Шла коза на каблуках. Ах! Ах! Ах! Ах!

В модных красных сапогах. Ах! Ах! Ах! Ах!

По дорожке: цок-цок-цок, чок, чок, чок, чок.

Поломала каблучок. Ох!


  1. Вот коза на одной ножке прыг-скок, прыг-скок.

Поскакала по дорожке, прыг-скок, прыг-скок.

Зацепилась за сучок, чок-чок, чок-чок.

Вновь сломала каблучок, Ох!


  1. Вот коза сняла сапожки, так-так, так-так.

Побежала по дорожке, так-так, так-так.

Стала прыгать высоко. Их-вох! Их-вох!

Как без каблуков легко! Их-вох! Их-вох!

Вариантов этой игры может быть несколько. Первый с палочками, в сопровождении стихов.

Начальные четыре строчки исполняются вместе с «шагами» палочек. ( по четыре шага на каждую строчку) На слова «Ах!» - удары палочек друг о друга.

В следующих строчках стучим восьмыми длительностями. На возглас «Ох!» - удар палочками и остановка.

Следующие четыре строчки сопровождаются «прыжками» одной из палочек. Затем три строчки читаются со скользящим движением одной палочки о другую. На возглас «Ох!» - удар палочками и остановка.

Дети кладут палочки на пол. Дальше четыре строчки сопровождаются переменными шлепками ладошек по коленям (восемь шлепков на одну строчку.) Последние четыре - сопровождаются ударами обеих ладошек по коленям. При этом ладошки высоко подбрасываются вверх. Надо следить чтобы движения выполнялись точно, под ритм стихов.

Заключение

Процесс музыкального развития дошкольников на занятиях ритмикой будет проходить успешнее, если в обучении следовать педагогическим идеям Эмиля Жака -Далькроза:

  • развивать музыкальные способности детей (чувство метроритма, музыкальный слух, память, чувство темпа, формы) комплексно;

  • помимо музыкальных развивать также общие способности воспиатнников (память, внимание, волю, мышление, фантазию, воображение, ориентацию в пространстве и др.);

  • в обучении учитывать возрастные и индивидуальные особенности психологии и физиологии детей;

  • учебный процесс строить поэтапно, с постепенным усложнением и введением нового материала;

  • соблюдать в обучении принцип систематичности (то есть формы работы должны быть постоянными на каждом уроке);

  • использовать игровой метод как ведущий;

  • формировать у детей умение передавать в движениях все средства выразительности музыкальной ткани;

  • большое внимание уделять развитию творческих способностей, придавая основной части упражнений характер импровизационности.









Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад села Уральск.




«Развитие чувства ритма

у детей младшей группы посредством музыкально-ритмических движений»



Музыкальный руководитель:

Исхужина Зульфия Рифовна.


2016г.





© 2010-2022