- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Использование игрового оборудования, рекомендованного ФГОС, в детском саду и дома
Использование игрового оборудования, рекомендованного ФГОС, в детском саду и дома
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кокарева Е.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Консультация для родителей
«Использование учебного оборудования Блоки Дьенеша, рекомендованного ФГОС, в детском саду и дома»
Венгерский математик, психолог и педагог Золтан Дьенеш создал простую и доступную игру в виде специальных блоков, которые называл «логическими». Разработанные в 1960-х годах и названные в честь автора, блоки Дьенеша популярны во многих странах и применяются в различных вариантах исполнения (объёмные, плоскостные) для развития детей и подготовки к школе.
Логические блоки Дьенеша это и игра и универсальное учебное пособие. В набор входят 48 фигур, которые отличаются друг от друга по ряду признаков. Это форма - здесь представлены круги, квадраты, треугольники и прямоугольники. Кроме того, фигуры отличаются по цвету (желтый, красный и синий), размеру (большой и маленький) и толщине (толстый и тонкий). Заметим, что в наборе нет ни одной повторяющейся фигуры.
Для маленьких детей Блоки Дьенеша представляют большой интерес, их можно ощупывать, перекладывать, складывать друг на друга. Ребенок в игре знакомится с понятиями «цвет», «форма», «размер» и получает все те необходимые знания, без которых не может полноценно познать окружающий мир.
Детям более старшего возраста логические блоки помогают овладеть мыслительными операциями и действиями важными для их полноценного развития. Такими как выявление свойств, их абстрагирование, логические операции - выделение лишнего, обобщение, знакомство с элементарной алгоритмической культурой мышления. Таким образом, блоки Дьенеша становятся незаменимыми помощниками в интеллектуальном развитии современных детей.
Приведем примеры игр с использованием блоков Дьенеша.
Игра «Что к чему подходит?»
Цель: классифицировать предметы по определенному признаку (по самостоятельно выделенным признакам - более сложный вариант игры, по заданным признакам - простой вариант игры).
Ход игры: дети распределяют фигуры на группы по определённому признаку:
- на две группы по размеру (большие и маленькие);
- на две группы по толщине (толстые и тонкие);
- на три группы по цвету (красные, желтые, синие);
- на четыре группы по форме (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники).
Игра «Классификация»
Цель: классифицировать предметы по двум (или нескольким признакам).
Ход игры: дети совместно с педагогом определяют принципы классификации фигур. Игру целесообразно проводить много раз, варьируя правила: например, классификация по форме и цвету, цвету и размеру, форме и размеру.
Игра «Построй дорожку».
Цель: развитие логических представлений.
Ход игры: дети составляют дорожку из фигур по принципу чередования двух или нескольких признаков. Например: красная фигура - желтая фигура - красная фигура - желтая фигура - и т.д. Большая синяя фигура - маленькая желтая и т.д.
Игра «Отрицание».
Цель: знакомство детей с логической операцией отрицание.
Ход игры: педагог предлагает детям выбрать из множества фигур только те, про которые можно сказать «НЕ ….». Например, педагог предлагает детям взять все НЕкруглые фигуры (исключение по одному признаку), несиние и нетреугольные (2 признака) и т.п. В этой игре очень важно научить ребенка обозначать свойство классифицируемых фигур.
Игра. «Найди бабочку».
Цель: закрепление понятий «цвет», «форма», «размер», «толщина», использование их в активной речи.
Ход игры: дети угадывают, под какой из фигур спряталась бабочка, называя при этом максимальное количество признаков предложенных фигур.
В этой игре возможно использование схем-символов для составления описания фигур.
Игра «Подарки».
Цель: развитие творческого мышления, воображения.
Ход игры: дети «превращают» фигуру (или несколько фигур) в предметы-подарки.
Например, прямоугольник - телефон, книга, блокнот, пульт для ТВ и т.д.
Круг - колесо, пудреница, шайба и т.д.
Треугольник - флажок, коробочка, крыша и т.д.
Игра «Сложи фигуры»
Цель: развитие пространственного мышления, развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру в пространстве.
Ход игры: детям предлагают создать постройку из фигур, опираясь на ее изображение в какой-либо одной плоскости (вид сверху, вид сбоку).
По трудности задания распределяются таким образом: когда на более маленькую фигуру накладывается фигура большая по размеру, и ребенок затрудняется с определением отношений, лучше произвести наложение предметов друг на друга не в наглядно-образном плане, а в наглядно-действенном, т.е. непосредственным наложением геометрических фигур.
Играя в интеллектуальные игры с блоками Дьенеша, дети учатся решать логические задачи на классификацию и группировку предметов по различным свойствам, развивают речь, мышление и математические представления. Игры и упражнения с логическими блоками универсальны: их можно предложить детям на занятиях и в свободные часы, в образовательном учреждении и дома.