- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия Совместная деятельность в форме проблемной ситуации «Жилище народов Севера»
Конспект занятия Совместная деятельность в форме проблемной ситуации «Жилище народов Севера»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шутова И.А. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Совместная деятельность в форме проблемной ситуации
«Жилище народов Севера»
Воспитатель: Шутова И.А.
Задачи:
Образовательные: уточнить представление о национальном жилище (чум,его внешний вид,из каких частей состоит) народов севера-ханты.
Развивающие: развитие способности организации действия :
-формировать умение ставить цель и задавать параметры результата;
-определять задачи, которые можно выполнять параллельно;
-выбирать материал; инструменты, способ для получения результата;
-вступать в коммуникации в процессе работы;
-осуществлять рефлексию в понятийной паре цель-результат.
Воспитательные:Воспитывать интерес и чувство уважения к коренным народам Севера.
Словарная работа: чум - переносное жилище народов севера, конус - фигура треугольной формы, похожая на колпак, щучьи зубы, заячьи уши - хантыйские орнаменты.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Приемы: вопросы, напоминание, объяснение, показ, указание.
Интеграция образовательных областей:
Познание: Расширение кругозора детей о жизни народов севера.
Коммуникация: Развитие продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
Содержание организованной деятельности.
В. Ребята, в гости к нам пришла девочка Маснэ. Она живет в хантыйском стойбище. У их случилось несчастье, налетел сильный ураган и разнёс все жилье. Маснэ просит у нас помощи,ей нужно добраться до дома и построить жильё. Поможем ей?(1 слайд)
Дети .Да.
А Как называется дом в котором живут ханты?
Д.Чум.
В.А почему они ставят чум а не дом( чум легко собирается и разбирается)
Чем чум отличается от дома.(у дома углы прямые и четыре стены, крыша, а чум круглый и крыши нет)
В. Ребята но Маснэ живёт в тайге ,как же мы туда сможем с вами добраться?
Дети: ответы детей: (на машине, на лыжах ..)на вертолете.
В.да ребята мы с вами сможем туда добраться на вертолете.(2 слйд вертолёт)
Чтобы нам полететь на вертолёте, нам с вами нужны билеты. А билеты у нас с вами будут вопросы, каждый кто отгадает загадку сможет полететь на вертолете.
- Как называется наш край? )Край югра
- Кто коренные жители нашего края?(ханты и манси)
- Чем занимались коренные жители?(оленеводством, рыбу ловили)
- Если они занимались оленеводством, то они кто? (оленеводы)
-Словно царскую корону носит он свои рога, ест лишайник мох зелёный, любит снежные луга(олень)
-Кто с высоких тёмных сосен, в ребятишек шишку бросил .и в кусты через пенек, промелькнул как огонёк.(белка)
-Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной. А когда придёт весна, просыпается от сна.(медведь)
-Какие хвойные деревья растут в нашем округе.(кедр,ель,сосна)
В.Все сели поудобней, взлетаем. Ребята пролетаем с вами на рекой. Как называется река , которая протекает в нашем крае.(3 СЛАЙД РЕКА)
Дети: Обь.(Юганская обь, как мы её ласково называем Юганка)
В.Ребята посмотрите теперь мы пролетаем тайгу. Какие деревья растут у нас в тайге(4 СЛАЙД ТАЙГА)
Дети :ель сосна кедр
В.Ребята посмотрите мы прилетели на стоибище к маснэ .Здесь совсем ничего не видно ,всё замело.Дети скажите для чего мы с вами сюда прилетели?(5 слайд всё в снегу)
Д. Помочь маснэ?
В. Как помочь Маснэ?
А вы сможете? А что нам нужно для этого сделать?
Д.Нужно построить ей дом.
- На какую фигуру похож чум? (6 Слайд чума.)
Чум похож на конус - это фигура треугольной формы, похожая на колпак.
Но прежде чем нам начать строить чум мы с вами должны составить план наших действий.(зарисовываем алгоритм,чтобы дети могли им пользоваться)
Из чего мы с вами начнём строить чум?
Д. из жердей
В. Правильно ребята из жердей строится каркас
Далее ,что нам нужно сделать с нашими жердями, чтобы получился каркас?
Д. соединить
В. Что крепится на каркас
Д.на каркас крепится покрытие из шкур.
В. Каким должно быть покрытие из оленьих шкур ,чтобы в чуме было тепло?
Д.Целым
Ребята представьте а если бы чум у нас был стклянный!!
Чем и для чего это было бы хорошо?
А чем неудобно?
В.Ребята давайте разделимся на 2 команды .
Каждая команда будет строить свой чум. А потом мы с вами посмотрим и сравним чей чум получился прочнее .Не забывайте что у нас с вами есть алгоритм построения чума с помощью которого вы сможете правильно его построить.
Строим чум. Играет хантейская музыка
Рефлексия: Ребята давайте посмотрим , что у нас нас получилось.
1 команда: Получился ли у вас каркас для чума, такой какой вы задумали, почему вы так считаете?
Что вы сделали для того, чтобы он получился крепким, прочным?
2 команда: Получилось ли у вас такое покрытие, как вы задумали, почему вы так считаете?
Получился ли у вас такой какой задумали?
Чум можно украсить орнаментом. Давайте вспомним с вами какие орнаменты вы знаете.
Ребята а ещё есть орнамент заячьи уши.Давайте посмотрим как они изображаются?
Вы можете выбрать понравившийся вам орнамент и украсить каждый свой чум.
Рефлексия.
Ребята что нового вы узнали сегодня?
Что помогло нам справиться с просьбой Маснэ
Что для вас было самым трудным?
А что было самым интересным?
Физминутка: «Чум» В. Берестов
Чум, чум, круглый дом. Побывайте в чуме том! (дети движутся по кругу)
Гости явятся едва- (останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота)
В печку прыгают дрова. Печка жарко топится. (прыгают)
Угостить торопится. (хлопают в ладоши)
Ладушки, ладушки. Круглые оладушки! (кружатся)
II. Самостоятельная работа детей.
Во время работы детей звучит хантыйская музыка, воспитатель следит за техникой безопасности, оказывает индивидуальную помощь.
Ребята посмотрите, какие красивые получились у вас чумы.
Ребёнок рассказывает стих-е:
«Чум, чум, круглый дом,
побывайте в доме том,
в нём всего одна стена,
очень круглая она».
Девочка Маснэ благодарит детей за помощь и угощает ягодами.
Рефлексия: Что мы с вами делали? Для кого строили чум?
В.Ребят традиционные занятия хантов это рыболовство и охота.
- Чем ещё занимаются северные народы?
Дети. Оленеводством
- Они заботятся об оленях, потому что олень для них - это средство передвижения, и пища (из мяса оленя они готовят разнообразную еду, и одежда (из оленьих шкур они изготавливают себе шубы - малицы, сапоги- унты, варежки, шапки). Но чтобы поймать оленя нужно быть очень сильным, ловким и смелым. Поэтому оленеводы постоянно тренируются и устраивают игры состязания между собой.
- Давайте тоже устроим состязание и посмотрим какие вы ловкие.
- Ребята, посмотрите какие у оленя развесистые, большие рога.
Чтобы поймать оленя оленеводы использовали арканы, длинные верёвки с петлёй на конце. Они набрасывали аркан на бегущего оленя и сильно тянули за верёвку, чтобы наклонить оленя к земле.
- Мы тоже сейчас постараемся набросить аркан (кольцо) на оленьи рога.