Конспект занятия Совместная деятельность в форме проблемной ситуации «Жилище народов Севера»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Совместная деятельность в форме проблемной ситуации

«Жилище народов Севера»



Воспитатель: Шутова И.А.


Задачи:

Образовательные: уточнить представление о национальном жилище (чум,его внешний вид,из каких частей состоит) народов севера-ханты.

Развивающие: развитие способности организации действия :

-формировать умение ставить цель и задавать параметры результата;

-определять задачи, которые можно выполнять параллельно;

-выбирать материал; инструменты, способ для получения результата;

-вступать в коммуникации в процессе работы;

-осуществлять рефлексию в понятийной паре цель-результат.

Воспитательные:Воспитывать интерес и чувство уважения к коренным народам Севера.

Словарная работа: чум - переносное жилище народов севера, конус - фигура треугольной формы, похожая на колпак, щучьи зубы, заячьи уши - хантыйские орнаменты.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: вопросы, напоминание, объяснение, показ, указание.

Интеграция образовательных областей:

Познание: Расширение кругозора детей о жизни народов севера.

Коммуникация: Развитие продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.

Содержание организованной деятельности.

В. Ребята, в гости к нам пришла девочка Маснэ. Она живет в хантыйском стойбище. У их случилось несчастье, налетел сильный ураган и разнёс все жилье. Маснэ просит у нас помощи,ей нужно добраться до дома и построить жильё. Поможем ей?(1 слайд)

Дети .Да.

А Как называется дом в котором живут ханты?

Д.Чум.

В.А почему они ставят чум а не дом( чум легко собирается и разбирается)

Чем чум отличается от дома.(у дома углы прямые и четыре стены, крыша, а чум круглый и крыши нет)

В. Ребята но Маснэ живёт в тайге ,как же мы туда сможем с вами добраться?

Дети: ответы детей: (на машине, на лыжах ..)на вертолете.

В.да ребята мы с вами сможем туда добраться на вертолете.(2 слйд вертолёт)

Чтобы нам полететь на вертолёте, нам с вами нужны билеты. А билеты у нас с вами будут вопросы, каждый кто отгадает загадку сможет полететь на вертолете.

- Как называется наш край? )Край югра

- Кто коренные жители нашего края?(ханты и манси)

- Чем занимались коренные жители?(оленеводством, рыбу ловили)

- Если они занимались оленеводством, то они кто? (оленеводы)

-Словно царскую корону носит он свои рога, ест лишайник мох зелёный, любит снежные луга(олень)

-Кто с высоких тёмных сосен, в ребятишек шишку бросил .и в кусты через пенек, промелькнул как огонёк.(белка)

-Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной. А когда придёт весна, просыпается от сна.(медведь)

-Какие хвойные деревья растут в нашем округе.(кедр,ель,сосна)

В.Все сели поудобней, взлетаем. Ребята пролетаем с вами на рекой. Как называется река , которая протекает в нашем крае.(3 СЛАЙД РЕКА)

Дети: Обь.(Юганская обь, как мы её ласково называем Юганка)

В.Ребята посмотрите теперь мы пролетаем тайгу. Какие деревья растут у нас в тайге(4 СЛАЙД ТАЙГА)

Дети :ель сосна кедр

В.Ребята посмотрите мы прилетели на стоибище к маснэ .Здесь совсем ничего не видно ,всё замело.Дети скажите для чего мы с вами сюда прилетели?(5 слайд всё в снегу)

Д. Помочь маснэ?

В. Как помочь Маснэ?

А вы сможете? А что нам нужно для этого сделать?

Д.Нужно построить ей дом.

- На какую фигуру похож чум? (6 Слайд чума.)

Чум похож на конус - это фигура треугольной формы, похожая на колпак.

Но прежде чем нам начать строить чум мы с вами должны составить план наших действий.(зарисовываем алгоритм,чтобы дети могли им пользоваться)

Из чего мы с вами начнём строить чум?

Д. из жердей

В. Правильно ребята из жердей строится каркас

Далее ,что нам нужно сделать с нашими жердями, чтобы получился каркас?

Д. соединить

В. Что крепится на каркас

Д.на каркас крепится покрытие из шкур.

В. Каким должно быть покрытие из оленьих шкур ,чтобы в чуме было тепло?

Д.Целым

Ребята представьте а если бы чум у нас был стклянный!!

Чем и для чего это было бы хорошо?

А чем неудобно?

В.Ребята давайте разделимся на 2 команды .

Каждая команда будет строить свой чум. А потом мы с вами посмотрим и сравним чей чум получился прочнее .Не забывайте что у нас с вами есть алгоритм построения чума с помощью которого вы сможете правильно его построить.

Строим чум. Играет хантейская музыка

Рефлексия: Ребята давайте посмотрим , что у нас нас получилось.

1 команда: Получился ли у вас каркас для чума, такой какой вы задумали, почему вы так считаете?

Что вы сделали для того, чтобы он получился крепким, прочным?

2 команда: Получилось ли у вас такое покрытие, как вы задумали, почему вы так считаете?

Получился ли у вас такой какой задумали?

Чум можно украсить орнаментом. Давайте вспомним с вами какие орнаменты вы знаете.

Ребята а ещё есть орнамент заячьи уши.Давайте посмотрим как они изображаются?

Вы можете выбрать понравившийся вам орнамент и украсить каждый свой чум.

Рефлексия.

Ребята что нового вы узнали сегодня?

Что помогло нам справиться с просьбой Маснэ

Что для вас было самым трудным?

А что было самым интересным?



Физминутка: «Чум» В. Берестов

Чум, чум, круглый дом. Побывайте в чуме том! (дети движутся по кругу)

Гости явятся едва- (останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота)

В печку прыгают дрова. Печка жарко топится. (прыгают)

Угостить торопится. (хлопают в ладоши)

Ладушки, ладушки. Круглые оладушки! (кружатся)

II. Самостоятельная работа детей.

Во время работы детей звучит хантыйская музыка, воспитатель следит за техникой безопасности, оказывает индивидуальную помощь.

Ребята посмотрите, какие красивые получились у вас чумы.

Ребёнок рассказывает стих-е:

«Чум, чум, круглый дом,

побывайте в доме том,

в нём всего одна стена,

очень круглая она».

Девочка Маснэ благодарит детей за помощь и угощает ягодами.

Рефлексия: Что мы с вами делали? Для кого строили чум?

В.Ребят традиционные занятия хантов это рыболовство и охота.

- Чем ещё занимаются северные народы?

Дети. Оленеводством

- Они заботятся об оленях, потому что олень для них - это средство передвижения, и пища (из мяса оленя они готовят разнообразную еду, и одежда (из оленьих шкур они изготавливают себе шубы - малицы, сапоги- унты, варежки, шапки). Но чтобы поймать оленя нужно быть очень сильным, ловким и смелым. Поэтому оленеводы постоянно тренируются и устраивают игры состязания между собой.

- Давайте тоже устроим состязание и посмотрим какие вы ловкие.

- Ребята, посмотрите какие у оленя развесистые, большие рога.

Чтобы поймать оленя оленеводы использовали арканы, длинные верёвки с петлёй на конце. Они набрасывали аркан на бегущего оленя и сильно тянули за верёвку, чтобы наклонить оленя к земле.

- Мы тоже сейчас постараемся набросить аркан (кольцо) на оленьи рога.


© 2010-2022