- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Программа Почемучка для детей старшего возраста
Программа Почемучка для детей старшего возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мокеева С.С. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Филиал МБОУ «Верхне - Матигорская СОШ» детский сад №30 «Ромашка»
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«Почемучка»
Утверждена на педагогическом совете № 1
от « 20 » сентября 2014 года
2014 - 2015 учебный год
Руководитель:
Мокеева Светлана Сергеевна
Воспитатель
с. Матигоры
Пояснительная записка.
Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Ребенок - дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремится разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленьких самостоятельных поисков.
Исследования, проведенные Н.Н.Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н.Н.Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.
Исходя из этого, возникла необходимость по созданию условий для целенаправленной работы по поисково - познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Цель программы:
создание условий для формирования у дошкольников поисково - познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, «ученого».
Задачи:
-
создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
-
развивать собственный исследовательский и познавательный опыт;
-
поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
-
развивать у детей коммуникативность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий;
-
воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
Данная программа рассчитана на один год для детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемый результат обучения на один год:
-
умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы), действовать по алгоритму;
-
умение опытным путем доказывать свойства воздуха;
-
умение опытным путем определять силу тяготения, инерции, трения;
-
умение опытным путем выявлять свойства предметов - массу, размеры;
-
расширение знаний о Солнце и свойствах солнечной энергии;
-
умение самостоятельно выполнять опыты по схеме, по заданию на рабочем листе;
-
умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
-
овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Формы подведения итогов:
-
игра КВН;
-
разгадывание кроссвордов;
-
опыты.
Учебно - тематический план.
Программа рассчитана на 31 час в год. В месяц - на 4 часа, в январе - 3 часа. В неделю 1 час.
Количество часов по каждой теме:
вода - 8 часов, воздух - 6 часов, стекло - 1 час, физические свойства: инерция - 2 часа, вес и величина - 1 час, звук - 2 часа, электричество - 4 часа, магнит - 2 часа, песок и глина - 4 часа, мука - 1 час.
Содержание дополнительной образовательной программы
месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
октябрь
Какая бывает вода?
1. Отгадывание кроссворда.
2. Опыт с соломинкой.
3.Игра «Кто больше принесет воды?»
Вода - растворитель. Очищение воды.
1. Опыт: «Что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде?»
2. Фильтрование воды.
Пар - это тоже вода.
1. Рассказ воспитателя о состояниях воды.
2. Опыты с горячей водой (показ воспитателя).
Радужные дни.
1. Загадка.
2. Сказка о радуге.
3. Опыт с зеркалом и водой.
4. Рисование радуги.
ноябрь
Волшебные стеклышки.
1. Знакомство с приборами для наблюдения.
2. Рассматривания в лупу листьев, кору деревьев.
3.Рассматривание в микроскоп капельки воды.
Почему предметы движутся.
1. Эксперимент: «Наши машины стоят, давайте заставим их двигаться».
2. Опыт: «Попробуем написать на стекле».
Хитрости инерции.
1. Фокус со стаканом.
2. Опыт с яйцами.
Вес и величина предметов.
1. Эксперименты с ватой, песком, камешками и другими мелкими предметами.
декабрь
Путешествие на воздушном шаре.
1. Загадка.
2. Опыт с воздушным шариком.
3. Опыты с водой.
Упрямый воздух.
1.Рассматривание устройства пипетки.
2. Опыт с пипеткой.
Почему дует ветер?
1. Загадка.
2. Опыт: «Как дует ветер?».
3. Изготовление вертушки.
Где летает ветер?
1. Сказка о молодом ветерке.
2. Опыты с бумагой, свечами, водой.
3. Игра «Озорной ветерок».
январь
Почему не тонут корабли?
1. Эксперимент: «Какие предметы плавают?».
2. Опыт: «Почему не тонут корабли».
Путешествие капельки.
1. Загадка.
2. Опыт с водой.
Все обо всем.
1. Опыт: «Сколько ложек песка в стакане».
2. Опыт: «Измерение времени делами».
3. Опыт: «Кто сломал мою большую ложку»
февраль
Твердая вода. Почему не тонут айсберги?
1. Загадки.
2. Опыт со льдом.
3. Игра: «Арктическое морское путешествие».
Откуда взялись острова.
1.Эксперимент с водой и глиной.
Как происходит извержение вулкана.
1. Беседа о вулкане.
2. Опыт: «Извержение вулкана».
Как появляются холмы.
1. Рассказ о происходящих изменениях на планете.
2. Опыт с песчаным грунтом и монетами.
март
Испытание магнита.
1. Проверка подъемной силы магнита.
2. Соревнование: «Кто быстрее соберет магнетические предметы?».
3. Изготовление магнитного компаса.
Два магнита.
1. Опыт с двумя магнитами.
О «дрожалке» и «пищалке».
1. Эксперимент с линейкой.
2. Изготовление спичечного телефона.
3. Эксперимент со спичечным телефоном.
Как сделать звук громче.
1. Опыт с водой и камешками.
2. Эксперимент с расческой.
3. Загадки.
4. Игра на музыкальных инструментах.
апрель
Как образуются метеоритные кратеры?
1. Загадки.
2. Игра: «Разложи по порядку».
3. Опыт с мукой.
Почему в космос летают на ракете.
1. Опыт с воздухом.
2. опыт с воздушными шарами.
На орбите.
1. Эксперимент с ведром и шариком.
Темный космос.
1. Почему в космосе темно.
2. Эксперимент с фонариком.
май
Что такое молния?
1. Эксперимент с воздушным шариком.
2. Опыт с линейкой и скрепкой.
Зачем нужна лампочка.
1. Эксперимент с фонариком.
2. Рассматривание устройства фонарика.
3. Рассказ воспитателя о том, что раньше не было электричества.
Электрический театр.
1. Фокус с бумагой.
Забавные фокусы.
1. Фокус с водой и блестками.
2. Фокус с яблоками.
3. Фокус с ложками.
Список используемой литературы.
-
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. В.: 2002. - 160с.
-
Жукова Р.А. Экология. Занимательные материалы. Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей». 2009. - 96с.
-
Иванова Т.В. Экология. Нестандартные занятия. Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей».2010. - 96с.
-
Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. - 128с.
-
Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». М.: 2010. - 96с.
-
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. - Спб.: Детство Пресс, 2013. - 128с., ил.
-
Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. - Спб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010. - 64с.