Программа Почемучка для детей старшего возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МБОУ «Верхне - Матигорская СОШ» детский сад №30 «Ромашка»



ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ



«Почемучка»





Утверждена на педагогическом совете № 1

от « 20 » сентября 2014 года

2014 - 2015 учебный год

















Руководитель:

Мокеева Светлана Сергеевна

Воспитатель





с. Матигоры



Пояснительная записка.

Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Ребенок - дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремится разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленьких самостоятельных поисков.

Исследования, проведенные Н.Н.Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н.Н.Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.

Исходя из этого, возникла необходимость по созданию условий для целенаправленной работы по поисково - познавательной деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Цель программы:

создание условий для формирования у дошкольников поисково - познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя, «ученого».

Задачи:

  • создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

  • развивать собственный исследовательский и познавательный опыт;

  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;

  • развивать у детей коммуникативность, наблюдательность, элементарный самоконтроль своих действий;

  • воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

Данная программа рассчитана на один год для детей старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый результат обучения на один год:

  • умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы), действовать по алгоритму;

  • умение опытным путем доказывать свойства воздуха;

  • умение опытным путем определять силу тяготения, инерции, трения;

  • умение опытным путем выявлять свойства предметов - массу, размеры;

  • расширение знаний о Солнце и свойствах солнечной энергии;

  • умение самостоятельно выполнять опыты по схеме, по заданию на рабочем листе;

  • умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

  • овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Формы подведения итогов:

  • игра КВН;

  • разгадывание кроссвордов;

  • опыты.



Учебно - тематический план.

Программа рассчитана на 31 час в год. В месяц - на 4 часа, в январе - 3 часа. В неделю 1 час.

Количество часов по каждой теме:

вода - 8 часов, воздух - 6 часов, стекло - 1 час, физические свойства: инерция - 2 часа, вес и величина - 1 час, звук - 2 часа, электричество - 4 часа, магнит - 2 часа, песок и глина - 4 часа, мука - 1 час.













Содержание дополнительной образовательной программы

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

октябрь

Какая бывает вода?

1. Отгадывание кроссворда.

2. Опыт с соломинкой.

3.Игра «Кто больше принесет воды?»

Вода - растворитель. Очищение воды.

1. Опыт: «Что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде?»

2. Фильтрование воды.

Пар - это тоже вода.

1. Рассказ воспитателя о состояниях воды.

2. Опыты с горячей водой (показ воспитателя).

Радужные дни.

1. Загадка.

2. Сказка о радуге.

3. Опыт с зеркалом и водой.

4. Рисование радуги.

ноябрь

Волшебные стеклышки.

1. Знакомство с приборами для наблюдения.

2. Рассматривания в лупу листьев, кору деревьев.

3.Рассматривание в микроскоп капельки воды.

Почему предметы движутся.

1. Эксперимент: «Наши машины стоят, давайте заставим их двигаться».

2. Опыт: «Попробуем написать на стекле».

Хитрости инерции.

1. Фокус со стаканом.

2. Опыт с яйцами.

Вес и величина предметов.

1. Эксперименты с ватой, песком, камешками и другими мелкими предметами.

декабрь

Путешествие на воздушном шаре.

1. Загадка.

2. Опыт с воздушным шариком.

3. Опыты с водой.

Упрямый воздух.

1.Рассматривание устройства пипетки.

2. Опыт с пипеткой.

Почему дует ветер?

1. Загадка.

2. Опыт: «Как дует ветер?».

3. Изготовление вертушки.

Где летает ветер?

1. Сказка о молодом ветерке.

2. Опыты с бумагой, свечами, водой.

3. Игра «Озорной ветерок».

январь

Почему не тонут корабли?

1. Эксперимент: «Какие предметы плавают?».

2. Опыт: «Почему не тонут корабли».

Путешествие капельки.

1. Загадка.

2. Опыт с водой.

Все обо всем.

1. Опыт: «Сколько ложек песка в стакане».

2. Опыт: «Измерение времени делами».

3. Опыт: «Кто сломал мою большую ложку»

февраль

Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

1. Загадки.

2. Опыт со льдом.

3. Игра: «Арктическое морское путешествие».

Откуда взялись острова.

1.Эксперимент с водой и глиной.

Как происходит извержение вулкана.

1. Беседа о вулкане.

2. Опыт: «Извержение вулкана».

Как появляются холмы.

1. Рассказ о происходящих изменениях на планете.

2. Опыт с песчаным грунтом и монетами.

март

Испытание магнита.

1. Проверка подъемной силы магнита.

2. Соревнование: «Кто быстрее соберет магнетические предметы?».

3. Изготовление магнитного компаса.

Два магнита.

1. Опыт с двумя магнитами.

О «дрожалке» и «пищалке».

1. Эксперимент с линейкой.

2. Изготовление спичечного телефона.

3. Эксперимент со спичечным телефоном.

Как сделать звук громче.

1. Опыт с водой и камешками.

2. Эксперимент с расческой.

3. Загадки.

4. Игра на музыкальных инструментах.

апрель

Как образуются метеоритные кратеры?

1. Загадки.

2. Игра: «Разложи по порядку».

3. Опыт с мукой.

Почему в космос летают на ракете.

1. Опыт с воздухом.

2. опыт с воздушными шарами.

На орбите.

1. Эксперимент с ведром и шариком.

Темный космос.

1. Почему в космосе темно.

2. Эксперимент с фонариком.

май

Что такое молния?

1. Эксперимент с воздушным шариком.

2. Опыт с линейкой и скрепкой.

Зачем нужна лампочка.

1. Эксперимент с фонариком.

2. Рассматривание устройства фонарика.

3. Рассказ воспитателя о том, что раньше не было электричества.

Электрический театр.

1. Фокус с бумагой.

Забавные фокусы.

1. Фокус с водой и блестками.

2. Фокус с яблоками.

3. Фокус с ложками.





Список используемой литературы.

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. В.: 2002. - 160с.

  2. Жукова Р.А. Экология. Занимательные материалы. Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей». 2009. - 96с.

  3. Иванова Т.В. Экология. Нестандартные занятия. Старшая группа. Волгоград: ИТД «Корифей».2010. - 96с.

  4. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. - 128с.

  5. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». М.: 2010. - 96с.

  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста: Методическое пособие. - Спб.: Детство Пресс, 2013. - 128с., ил.

  7. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. - Спб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010. - 64с.

© 2010-2022