Отчет о самостоятельной работе «Деятельностный подход к обновлению содержания дошкольного образования»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет о самостоятельной работе «Деятельностный подход к обновлению содержания дошкольного образования»Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»


ОТЧЕТ

о самостоятельной работе

___________________________________________________________________

(ФИО слушателя)


по ДПП курсов повышения квалификации

«Деятельностный подход к обновлению содержания дошкольного образования»

для воспитателей всех квалификационных категорий Калининского района

в период с 24.03.14 г. по 02.04.14 г.


Сведения о слушателе:

1.1.Ф.И.О.

__Кистер Галина Николаевна

____________________________________________________________________

1.2.Должность и место работы

Воспитатель

Филиал : дошкольное структурное подразделение МБОУ «СОШ с.Таловка Калининского района - Детский сад»

1.3. Ученая степень, звание_____________________________________________

Сведения о руководителе самостоятельной работой слушателей:

1. Преподаватель-руководитель самостоятельной работы:

1.1.Ф.И.О. Афонина Екатерина Александровна.

1.2.Должность и место работы - заведующий научно-исследовательским отделом ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО».

1.3. Ученая степень, звание_____________________________________________


Задания для самостоятельной работы


1. Задание для самостоятельной работы к модулю 3.1.1. «Нормативно-правовые основы деятельности системы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО».

Проведите краткий сравнительный анализ ФГТ к структуре ООП ДО и ФГОС ДО. Определите различия используя следующую схему:

Показатель


ФГТ к структуре ООП ДО

ФГОС ДО

Цель

  • обеспечивать всестороннее развитие ребёнка, его социальную адаптацию, сохранение психофизического здоровья и индивидуальных особенностей на основе интегрированного подхода к реализации вариативных программ,

- развивать его мотивационную сферу, интеллектуальные, творческие, физические способности и личностные качества.


  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи

  • забота о физическом здоровье детей, формирование представления о здоровом образе жизни, двигательных умений и навыков, личностных качеств;

  • развитие интересов и потребностей, создание условий для успешности детей в любом виде деятельности, в том числе двигательной;

  • создание условий для налаживания взаимоотношений детей и взрослых,

  • формирование благоприятного психологического климата;

  • обеспечение физической и психологической готовности к общению и обучению в школе.


  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

  • формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

  • обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

  • обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

  • определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

Основные функции

Основные принципы оформления предметно-развивающей среды:


  • педагогическая целесообразность;

  • рациональное размещение мебели;

* предоставление достаточного места для игр, уголков уединения, экологических уголков, обеспечивающих детям возможность отдыха, творчества;

* доступность.


  • обеспечение права на качественное дошкольное образование

  • сохранение единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования

  • гуманизация дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве

  • повышение качества дошкольного образования

  • критериально-оценочная функция

  • обеспечение преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования

  • оптимизация образовательных ресурсов

Основные направления развития ребенка

физкультурно-оздоровительному, социально- личностному, познавательно - речевому и художественно - эстетическому.

  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

  • характер взаимодействия со взрослыми;

  • характер взаимодействия с другими детьми;

  • система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

Выделяемые образовательные области

  • Здоровье

  • Физическая культура

  • Безопасность

  • Социализация

  • Труд

  • Познание

  • Коммуникация

  • Чтение художественной литературы

  • Художественное творчество

  • Музыка

  • коммуникативно-личностное развитие;

  • познавательно-речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.

Иное

2. Задание для самостоятельной работы к модулю 3.1.2. «Деятельностный подход - основа реализации ФГОС ДО».

Изучите психологический аспект деятельностного подхода и письменно изложите его ключевые моменты.

Основы деятельного подхода в психологии заложил Алексей Николаевич Леонтьев

Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности.

  • Первая, внешняя слагается из специфических действий человека с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев.

  • Вторая, внутренняя происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах.

А.Н. Леонтьев считал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации - перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный переход - от внутренней деятельности к внешней - обозначается термином «экстериоризация».

Характеристика деятельности

  • Мотивированность

Понятие деятельности напрямую связано с понятием мотива. Всякое действие исходит из мотива, т.е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл.

Наряду с внутренними мотивами деятельность побуждается и внешними - широкими социальными или узконаправленными личными.

  • Целенаправленность

В общеметодологическом плане цель характеризует предвосхищение в результата деятельности и ее реализации с помощью определенных средств

Положения деятельностной теории

Психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею обусловлена.

  • Осуществлять деятельность человеку позволяет усваиваемый им опыт общественно-исторической практики, который передается с помощью старшего поколения.

  • Задачей обучаемого является формирование умения осуществлять деятельность, т.е. выполнять действия и операции, с помощью которых она реализуется.

  • Содержание обучения составляют не заданная система знаний и затем усвоение этих знаний, а заданная система действий и знания, обеспечивающие освоение этой системы.

  • Знать - значит не просто помнить определенные факты, а выполнять на основе этих фактов определенную деятельность.

  • Усваивать знания можно, только оперируя ими.

  • Знания - не цель обучения, а его средства; по отношению к деятельности они играют служебную роль, объясняя и подготавливая практические действия.

Можно выделить два принципиально разных подхода в образовании:

«Знаниевый». Целью и смыслом обучения здесь является приобретение некоей системы знаний. По сути дела, этот подход отождествляет глаголы «знать» и «помнить».

«Деятельностный». Предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела.

Основная идея деятельностного подхода

Рассмотрение деятельности как средства становления и развития субъекности ребенка.

Цель: создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения

Цель деятельностного подхода

  • Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, объективно оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.

Структура занятия на основе деятельностного подхода

  • Создание проблемной ситуации

  • Целевая установка

  • Мотивирование к деятельности (надо-хочу-могу)

  • Проектирование решения проблемной ситуации

  • Выполнение действий (заданий)

  • Анализ результата деятельности

  • Подведение итогов

Базовые компетенции дошкольника

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Способность соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, управлять своим поведением, планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

умение правильно взаимодействовать в обществе, конструктивно решать сложившиеся проблемы, иметь на многие вещи свое собственное мнение и уважать интересы, взгляды, мнения других людей.

Способность следовать различным моделям социальных отношений, закрепление первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • овладение основными видами речевой деятельности и культурой речи;

  • способность решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;

  • навыки в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Общекультурная компетенция определяет активную жизненную позицию человека, его способность ориентироваться в различных сферах жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом

. Операциональные компетенции: определять цели и порядок работы, уметь противостоять неуверенности и неопределенности, уметь принимать и осуществлять решения, обобщать результаты работы, определять временной регламент работы.

Специальные компетенции: планировать методы решения проблемы, осуществлять самоконтроль, обладать профессиональной активностью, гибко перестраиваться в новых ситуациях, оценивать и корректировать планы, выявлять ошибки и находить адекватные способы их устранения.

Социальные компетенции: способность личности обмениваться информацией, заявлять о своих интересах, проявлять терпимость к окружающим и их мнению, обладать определенной эмоциональной устойчивостью, уметь оказывать разнообразную помощь другим людям, участвовать в работе команды.

3. Задание для самостоятельной работы к модулю 3.3.1. «Использование педагогических технологий деятельностного характера в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Опишите педагогическую технологию, носящую деятельностный характер (по выбору) и проанализируйте ее по следующей схеме:

Название педагогической технологии

Технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.


Автор педагогической технологии

Генрих Саулович Альтшуллер - изобретатель, писатель - фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.

Цель педагогической технологии

  • обучить творческой деятельности;

  • ознакомить с приёмами творческого воображения;

  • научить решать изобретательские задачи.


Содержание педагогической технологии

Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.
Основным понятием ТРИЗ является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: 1) компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции...

Особенности деятельности педагога и обучающегося

В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы.
К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск....

Результат использования технологии

Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами;

Методические рекомендации по выполнению работы:

  • Чтобы выполнить задание, выберите технологию, носящую деятельностный характер, которая кажется Вам наиболее интересной и отвечающей Вашим педагогическим взглядам. Это может быть как отечественная, так и зарубежная технология.

  • Обратите внимания на то, что Вы должны заполнить все блоки, входящие в задание.

4. Задание для самостоятельной работы к модулю 3.3.1. «Игровые технологии ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

Подготовить разработку игры (игровой ситуации).

«Группа в обручах»_____________

Главная цель: становление сотрудничества в группе.

Дополнительные цели: • формирование контроля за движениями;

• поощрение инициативы.

Что понадобится: обручи - по одному для каждого участника; аудиозапись с небыстрой маршевой музыкой.

Количество участников: от 4 до 10.

Основной вариант: каждый ребенок берет себе обруч и с его помощью прицепляется к другому участнику - и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись, таким образом, дети стоят тихо в ожидании звучания музыки и затем стараются двигаться так, чтобы сохранять цепочку.

Замечания: • ведущий может подсказать участникам разные способы сцепления:

за плечи, руки, ноги, голову, туловище и т. д.

Другие варианты: • участники могут, сбившись в кучку, образовать очень маленькую группу в обручах или, разойдясь как можно дальше друг от друга, длинную цепочку. Они могут также проявить фантазию и придать группе остроконечную или округлую форму;

• вместо обручей можно использовать небольшие лоскуты (каждый примерно 20 кв. см);

• когда «группа в обручах» будет образована, каждому участнику хорошо дать небольшой инструмент, чтобы он подыгрывал звучащей музыке.

Игра «Помоги художнику».

Цель: Развитие мышления, восприятия.

Форма игры: Групповая, индивидуальная

Возраст: 3-4 года.

Материал: простые рисунки, на которых не дорисован какой-либо элемент (ручка у чайника, ножка у стула и т. д.).

Ход игры: Ребенку показывают рисунок, на котором есть недорисованный элемент. Он должен сказать, чего не хватает.

Для детей 3-4 лет можно подбирать простые рисунки, на которых нарисован предмет без какой-либо важной детали (например, лицо человека без губ, собаку без лапы и т. д.). Детям более старшего возраста необходимо предлагать картинки с предметами, у которых не прорисованы второстепенные, менее заметные детали.

5. Задание для самостоятельной работы к модулю 3.2.2. «Психолого-педагогические основы выявления и развития одаренных детей в ДОО».

Опишите одну из форм работы с одаренными детьми в условия ДОО (по выбору).

Интересной формой интеллектуального развития детей является игра - специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, получает новые знания, закрепляет полученные навыки. Поэтому на занятиях ситуация используется игровая, а деятельность детей максимально приближена к исследовательской и познавательной.

Практика показывает, что развивающие игры способствуют развитию интеллектуальных возможностей дошкольников, являются своеобразным тренингом познавательных способностей, стимулируют активность детского мышления, фантазии и творчества. Игру называют поистине универсальной формой детского развития.

Особенно важное место в умственном развитии детей занимают современные развивающие игры интеллектуально-познавательной направленности. Их обязательными элементами являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Одновременно активизируются и все мыслительные процессы. Такая деятельность позволяет детям упражняться в решении умственных задач с большим интересом и без особого напряжения.

6. Задание для самостоятельной работы к модулю 3.3.3. «Проектная и исследовательская деятельность в ДОО».

Разработать план реализации конкретного проекта с участием всех участников отношений в сфере образования с указанием этапов.

Содержание

пояснение

Название проекта

Воспитываем патриотов

участники

Воспитатели подготовительной группы. дети подготовительной группы, родители, администрация

период

Краткосрочный с 5 мая по 12 мая

Основания для разработки проекта

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

цель

Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов.

задачи

- Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

- Разработать систему перспективного планирования мероприятий.

- Создать предметно-развивающую среду.

- Составить конспекты занятий, праздников, развлечений

- Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.

Ожидаемый результат

- Создана предметно-развивающая среда.

- Составлены конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений

- Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Трансляция проекта

- создание уголка памяти

- выпуск стенгазеты «Война глазами детей»

Дальнейшее развитие проекта

В июне месяце разработать и реализовать проект о формировании у дошкольников представления о родном селе и его достопримечательностях, а также о людях прославивших наше село.


Информационно-творческий проект

«Поможем птицам перезимовать»Отчет о самостоятельной работе «Деятельностный подход к обновлению содержания дошкольного образования»

По характеру контактов: внутри ДОУ в контакте с семьей

По составу участников: групповой, дети (разновозрастной) средней, старшей группы

По срокам реализации: 2 недели

Цель проекта:

- организация регулярной работы «Птичьей столовой» на территории участка

ДОУ и у дома, воспитывать у детей любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Задачи проекта:

- расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;

- закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года;

- прививать детям и их родителям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему, приучить их заботиться о птицах.

Введение детей в проблемную ситуацию проводится через беседу «Как птицам перезимовать? ».

Справиться с голодом в суровые снежные зимы без помощи человека птицам очень трудно. Что будет с птицами, если не позаботиться о них?

- оформление альбома с творческими работами детей и их родителей;

Подготовительный этап заключается в

- сборе информации о зимующих птицах нашей области;

- накоплении и оформлении материала (стихи, загадки, физминутки, подвижные, дидактические, пальчиковые игры, пословицы и поговорки, приметы, сказки) ;

- проведении акции «С каждого по зернышку» (сбор корма для птиц) ;

- изготовление кормушек;

Формы работы с детьми:

- рассматривание картин, плакатов, иллюстраций с изображением зимующих птиц;

- наблюдение за птицами на участке ДОУ и за его пределами (совместно с родителями) ;

- тематическая прогулка «Зимой птицам холодно, тоскливо, очень голодно»;

- чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок;

Реализация проекта

- разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, физкультминуток;

- оформление альбома с творческими работами детей и их родителей

- систематическое дежурство в «Птичьей столовой» во время прогулки (чистка кормушек, пополнение кормушек собранным кормом;

- Комплексное занятие «Птицы зимой. Снегири»

- Комплексное занятие «Столовая для птиц»

- Познавательное занятие «Наши пернатые друзья»

- Рисование «Красивая птичка»

- Аппликация «Птицы на кормушке»

- Лепка «Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки

- Конструирование «Мы кормушку смастерили» (из природного и бросового материала)

- презентация кормушек и размещение их на территории ДОУ;

Формы работы с родителями:

- Консультации для родителей:

1. «Подкормите птиц зимой»

2. «Чем угостить птиц зимой»

3. «Птичья столовая»

4. «Зимующие птицы»

- оформление папки - передвижки «Наши пернатые друзья»

- изготовление кормушек для птиц совместно с детьми;

- выполнение творческих работ совместно с детьми, выставка рисунков.

- наблюдение за птицами «А у нас на кормушке» совместно с детьми;

Заключительный этап

- Праздник «День птиц »

- Выставка рисунков с творческими работами детей и их родителей.

1.Дневник самостоятельной работы:

Дата 28.03.2014 г.

План работы

Итоги работы за день

Рассмотреть дополнительную литературу к модулю 3.1.1.

Рассмотреть дополнительную литературу к модулю 3.1.2.

Рассмотрела литературу, подготовила ответ

Рассмотрела литературу, подготовила ответ

Дата 29.03.2014 г.

План работы

Итоги работы за день

Рассмотреть дополнительную литературу к модулю

3.3.1.

Рассмотреть дополнительную литературу к модулю 3.3.1.

Рассмотрела дополнительную литературу

Рассмотрела литературу, подготовила ответ

Рассмотрела литературу, подготовила ответ


Разработала план реализации проекта

Описала одну из форм работы с одаренными детьми в условия ДОО

2.Краткий отчет слушателя о выполнении самостоятельной работы

За истекший период был изучен теоретический материал по данным модулям. Выполнены задания самостоятельной работы.

Были первоначальные трудности в применении теоретических знаний практической деятельности.

«____» ________________ 2014 г. Подпись____________________

3.Заключение руководителя самостоятельной работой слушателя

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«____» ________


© 2010-2022