- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Отчет о самостоятельной работе «Деятельностный подход к обновлению содержания дошкольного образования»
Отчет о самостоятельной работе «Деятельностный подход к обновлению содержания дошкольного образования»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кистер Г.Н. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
ОТЧЕТ
о самостоятельной работе
___________________________________________________________________
(ФИО слушателя)
по ДПП курсов повышения квалификации
«Деятельностный подход к обновлению содержания дошкольного образования»
для воспитателей всех квалификационных категорий Калининского района
в период с 24.03.14 г. по 02.04.14 г.
Сведения о слушателе:
1.1.Ф.И.О.
__Кистер Галина Николаевна
____________________________________________________________________
1.2.Должность и место работы
Воспитатель
Филиал : дошкольное структурное подразделение МБОУ «СОШ с.Таловка Калининского района - Детский сад»
1.3. Ученая степень, звание_____________________________________________
Сведения о руководителе самостоятельной работой слушателей:
1. Преподаватель-руководитель самостоятельной работы:
1.1.Ф.И.О. Афонина Екатерина Александровна.
1.2.Должность и место работы - заведующий научно-исследовательским отделом ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО».
1.3. Ученая степень, звание_____________________________________________
Задания для самостоятельной работы
1. Задание для самостоятельной работы к модулю 3.1.1. «Нормативно-правовые основы деятельности системы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО».
Проведите краткий сравнительный анализ ФГТ к структуре ООП ДО и ФГОС ДО. Определите различия используя следующую схему:
Показатель
ФГТ к структуре ООП ДО
ФГОС ДО
Цель
-
обеспечивать всестороннее развитие ребёнка, его социальную адаптацию, сохранение психофизического здоровья и индивидуальных особенностей на основе интегрированного подхода к реализации вариативных программ,
- развивать его мотивационную сферу, интеллектуальные, творческие, физические способности и личностные качества.
-
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
-
обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
-
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи
-
забота о физическом здоровье детей, формирование представления о здоровом образе жизни, двигательных умений и навыков, личностных качеств;
-
развитие интересов и потребностей, создание условий для успешности детей в любом виде деятельности, в том числе двигательной;
-
создание условий для налаживания взаимоотношений детей и взрослых,
-
формирование благоприятного психологического климата;
-
обеспечение физической и психологической готовности к общению и обучению в школе.
-
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
-
сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
-
формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
-
обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
-
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
-
обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-
обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
-
определение направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).
Основные функции
Основные принципы оформления предметно-развивающей среды:
-
педагогическая целесообразность;
-
рациональное размещение мебели;
* предоставление достаточного места для игр, уголков уединения, экологических уголков, обеспечивающих детям возможность отдыха, творчества;
* доступность.
-
обеспечение права на качественное дошкольное образование
-
сохранение единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования
-
гуманизация дошкольного образования, ориентирующей на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве
-
повышение качества дошкольного образования
-
критериально-оценочная функция
-
обеспечение преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования
-
оптимизация образовательных ресурсов
Основные направления развития ребенка
физкультурно-оздоровительному, социально- личностному, познавательно - речевому и художественно - эстетическому.
-
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
-
характер взаимодействия со взрослыми;
-
характер взаимодействия с другими детьми;
-
система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Выделяемые образовательные области
-
Здоровье
-
Физическая культура
-
Безопасность
-
Социализация
-
Труд
-
Познание
-
Коммуникация
-
Чтение художественной литературы
-
Художественное творчество
-
Музыка
-
коммуникативно-личностное развитие;
-
познавательно-речевое развитие;
-
художественно-эстетическое развитие;
-
физическое развитие.
Иное
2. Задание для самостоятельной работы к модулю 3.1.2. «Деятельностный подход - основа реализации ФГОС ДО».
Изучите психологический аспект деятельностного подхода и письменно изложите его ключевые моменты.
Основы деятельного подхода в психологии заложил Алексей Николаевич Леонтьев
Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности.
-
Первая, внешняя слагается из специфических действий человека с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев.
-
Вторая, внутренняя происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах.
А.Н. Леонтьев считал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации - перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный переход - от внутренней деятельности к внешней - обозначается термином «экстериоризация».
Характеристика деятельности
-
Мотивированность
Понятие деятельности напрямую связано с понятием мотива. Всякое действие исходит из мотива, т.е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл.
Наряду с внутренними мотивами деятельность побуждается и внешними - широкими социальными или узконаправленными личными.
-
Целенаправленность
В общеметодологическом плане цель характеризует предвосхищение в результата деятельности и ее реализации с помощью определенных средств
Положения деятельностной теории
Психика человека неразрывно связана с его деятельностью и ею обусловлена.
-
Осуществлять деятельность человеку позволяет усваиваемый им опыт общественно-исторической практики, который передается с помощью старшего поколения.
-
Задачей обучаемого является формирование умения осуществлять деятельность, т.е. выполнять действия и операции, с помощью которых она реализуется.
-
Содержание обучения составляют не заданная система знаний и затем усвоение этих знаний, а заданная система действий и знания, обеспечивающие освоение этой системы.
-
Знать - значит не просто помнить определенные факты, а выполнять на основе этих фактов определенную деятельность.
-
Усваивать знания можно, только оперируя ими.
-
Знания - не цель обучения, а его средства; по отношению к деятельности они играют служебную роль, объясняя и подготавливая практические действия.
Можно выделить два принципиально разных подхода в образовании:
«Знаниевый». Целью и смыслом обучения здесь является приобретение некоей системы знаний. По сути дела, этот подход отождествляет глаголы «знать» и «помнить».
«Деятельностный». Предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела.
Основная идея деятельностного подхода
Рассмотрение деятельности как средства становления и развития субъекности ребенка.
Цель: создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения
Цель деятельностного подхода
-
Человек, способный превращать собственную жизненную деятельность в предмет практического преобразования, объективно оценивать себя, выбирать способы своей деятельность, контролировать ее ход и результаты.
Структура занятия на основе деятельностного подхода
-
Создание проблемной ситуации
-
Целевая установка
-
Мотивирование к деятельности (надо-хочу-могу)
-
Проектирование решения проблемной ситуации
-
Выполнение действий (заданий)
-
Анализ результата деятельности
-
Подведение итогов
Базовые компетенции дошкольника
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Способность соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения, управлять своим поведением, планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
умение правильно взаимодействовать в обществе, конструктивно решать сложившиеся проблемы, иметь на многие вещи свое собственное мнение и уважать интересы, взгляды, мнения других людей.
Способность следовать различным моделям социальных отношений, закрепление первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу.
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
-
овладение основными видами речевой деятельности и культурой речи;
-
способность решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения;
-
навыки в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Общекультурная компетенция определяет активную жизненную позицию человека, его способность ориентироваться в различных сферах жизни, гармонизирует внутренний мир и отношения с социумом
. Операциональные компетенции: определять цели и порядок работы, уметь противостоять неуверенности и неопределенности, уметь принимать и осуществлять решения, обобщать результаты работы, определять временной регламент работы.
Специальные компетенции: планировать методы решения проблемы, осуществлять самоконтроль, обладать профессиональной активностью, гибко перестраиваться в новых ситуациях, оценивать и корректировать планы, выявлять ошибки и находить адекватные способы их устранения.
Социальные компетенции: способность личности обмениваться информацией, заявлять о своих интересах, проявлять терпимость к окружающим и их мнению, обладать определенной эмоциональной устойчивостью, уметь оказывать разнообразную помощь другим людям, участвовать в работе команды.
3. Задание для самостоятельной работы к модулю 3.3.1. «Использование педагогических технологий деятельностного характера в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
Опишите педагогическую технологию, носящую деятельностный характер (по выбору) и проанализируйте ее по следующей схеме:
Название педагогической технологии
Технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
Автор педагогической технологии
Генрих Саулович Альтшуллер - изобретатель, писатель - фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.
Цель педагогической технологии
-
обучить творческой деятельности;
-
ознакомить с приёмами творческого воображения;
-
научить решать изобретательские задачи.
Содержание педагогической технологии
Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.
Основным понятием ТРИЗ является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения: 1) компромисс, примирение противоположных требований, предъявляемых, например, к определенной конструкции; 2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции...
Особенности деятельности педагога и обучающегося
В методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы.
К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск....
Результат использования технологии
Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами;
Методические рекомендации по выполнению работы:
-
Чтобы выполнить задание, выберите технологию, носящую деятельностный характер, которая кажется Вам наиболее интересной и отвечающей Вашим педагогическим взглядам. Это может быть как отечественная, так и зарубежная технология.
-
Обратите внимания на то, что Вы должны заполнить все блоки, входящие в задание.
4. Задание для самостоятельной работы к модулю 3.3.1. «Игровые технологии ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
Подготовить разработку игры (игровой ситуации).
«Группа в обручах»_____________
Главная цель: становление сотрудничества в группе.
Дополнительные цели: • формирование контроля за движениями;
• поощрение инициативы.
Что понадобится: обручи - по одному для каждого участника; аудиозапись с небыстрой маршевой музыкой.
Количество участников: от 4 до 10.
Основной вариант: каждый ребенок берет себе обруч и с его помощью прицепляется к другому участнику - и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись, таким образом, дети стоят тихо в ожидании звучания музыки и затем стараются двигаться так, чтобы сохранять цепочку.
Замечания: • ведущий может подсказать участникам разные способы сцепления:
за плечи, руки, ноги, голову, туловище и т. д.
Другие варианты: • участники могут, сбившись в кучку, образовать очень маленькую группу в обручах или, разойдясь как можно дальше друг от друга, длинную цепочку. Они могут также проявить фантазию и придать группе остроконечную или округлую форму;
• вместо обручей можно использовать небольшие лоскуты (каждый примерно 20 кв. см);
• когда «группа в обручах» будет образована, каждому участнику хорошо дать небольшой инструмент, чтобы он подыгрывал звучащей музыке.
Игра «Помоги художнику».
Цель: Развитие мышления, восприятия.
Форма игры: Групповая, индивидуальная
Возраст: 3-4 года.
Материал: простые рисунки, на которых не дорисован какой-либо элемент (ручка у чайника, ножка у стула и т. д.).
Ход игры: Ребенку показывают рисунок, на котором есть недорисованный элемент. Он должен сказать, чего не хватает.
Для детей 3-4 лет можно подбирать простые рисунки, на которых нарисован предмет без какой-либо важной детали (например, лицо человека без губ, собаку без лапы и т. д.). Детям более старшего возраста необходимо предлагать картинки с предметами, у которых не прорисованы второстепенные, менее заметные детали.
5. Задание для самостоятельной работы к модулю 3.2.2. «Психолого-педагогические основы выявления и развития одаренных детей в ДОО».
Опишите одну из форм работы с одаренными детьми в условия ДОО (по выбору).
Интересной формой интеллектуального развития детей является игра - специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, получает новые знания, закрепляет полученные навыки. Поэтому на занятиях ситуация используется игровая, а деятельность детей максимально приближена к исследовательской и познавательной.
Практика показывает, что развивающие игры способствуют развитию интеллектуальных возможностей дошкольников, являются своеобразным тренингом познавательных способностей, стимулируют активность детского мышления, фантазии и творчества. Игру называют поистине универсальной формой детского развития.
Особенно важное место в умственном развитии детей занимают современные развивающие игры интеллектуально-познавательной направленности. Их обязательными элементами являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Одновременно активизируются и все мыслительные процессы. Такая деятельность позволяет детям упражняться в решении умственных задач с большим интересом и без особого напряжения.
6. Задание для самостоятельной работы к модулю 3.3.3. «Проектная и исследовательская деятельность в ДОО».
Разработать план реализации конкретного проекта с участием всех участников отношений в сфере образования с указанием этапов.
Содержание
пояснение
Название проекта
Воспитываем патриотов
участники
Воспитатели подготовительной группы. дети подготовительной группы, родители, администрация
период
Краткосрочный с 5 мая по 12 мая
Основания для разработки проекта
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
цель
Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, используя метод проектов.
задачи
- Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Разработать систему перспективного планирования мероприятий.
- Создать предметно-развивающую среду.
- Составить конспекты занятий, праздников, развлечений
- Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.
Ожидаемый результат
- Создана предметно-развивающая среда.
- Составлены конспекты занятий, праздников, вечеров, развлечений
- Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Трансляция проекта
- создание уголка памяти
- выпуск стенгазеты «Война глазами детей»
Дальнейшее развитие проекта
В июне месяце разработать и реализовать проект о формировании у дошкольников представления о родном селе и его достопримечательностях, а также о людях прославивших наше село.
Информационно-творческий проект
«Поможем птицам перезимовать»
По характеру контактов: внутри ДОУ в контакте с семьей
По составу участников: групповой, дети (разновозрастной) средней, старшей группы
По срокам реализации: 2 недели
Цель проекта:
- организация регулярной работы «Птичьей столовой» на территории участка
ДОУ и у дома, воспитывать у детей любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Задачи проекта:
- расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;
- закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года;
- прививать детям и их родителям доброжелательное и заботливое отношение к окружающему, приучить их заботиться о птицах.
Введение детей в проблемную ситуацию проводится через беседу «Как птицам перезимовать? ».
Справиться с голодом в суровые снежные зимы без помощи человека птицам очень трудно. Что будет с птицами, если не позаботиться о них?
- оформление альбома с творческими работами детей и их родителей;
Подготовительный этап заключается в
- сборе информации о зимующих птицах нашей области;
- накоплении и оформлении материала (стихи, загадки, физминутки, подвижные, дидактические, пальчиковые игры, пословицы и поговорки, приметы, сказки) ;
- проведении акции «С каждого по зернышку» (сбор корма для птиц) ;
- изготовление кормушек;
Формы работы с детьми:
- рассматривание картин, плакатов, иллюстраций с изображением зимующих птиц;
- наблюдение за птицами на участке ДОУ и за его пределами (совместно с родителями) ;
- тематическая прогулка «Зимой птицам холодно, тоскливо, очень голодно»;
- чтение художественной литературы, разучивание стихов, отгадывание загадок;
Реализация проекта
- разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, физкультминуток;
- оформление альбома с творческими работами детей и их родителей
- систематическое дежурство в «Птичьей столовой» во время прогулки (чистка кормушек, пополнение кормушек собранным кормом;
- Комплексное занятие «Птицы зимой. Снегири»
- Комплексное занятие «Столовая для птиц»
- Познавательное занятие «Наши пернатые друзья»
- Рисование «Красивая птичка»
- Аппликация «Птицы на кормушке»
- Лепка «Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки
- Конструирование «Мы кормушку смастерили» (из природного и бросового материала)
- презентация кормушек и размещение их на территории ДОУ;
Формы работы с родителями:
- Консультации для родителей:
1. «Подкормите птиц зимой»
2. «Чем угостить птиц зимой»
3. «Птичья столовая»
4. «Зимующие птицы»
- оформление папки - передвижки «Наши пернатые друзья»
- изготовление кормушек для птиц совместно с детьми;
- выполнение творческих работ совместно с детьми, выставка рисунков.
- наблюдение за птицами «А у нас на кормушке» совместно с детьми;
Заключительный этап
- Праздник «День птиц »
- Выставка рисунков с творческими работами детей и их родителей.
1.Дневник самостоятельной работы:
-
Дата 28.03.2014 г.
План работы
Итоги работы за день
Рассмотреть дополнительную литературу к модулю 3.1.1.
Рассмотреть дополнительную литературу к модулю 3.1.2.
Рассмотрела литературу, подготовила ответ
Рассмотрела литературу, подготовила ответ
Дата 29.03.2014 г.
План работы
Итоги работы за день
Рассмотреть дополнительную литературу к модулю
3.3.1.
Рассмотреть дополнительную литературу к модулю 3.3.1.
Рассмотрела дополнительную литературу
Рассмотрела литературу, подготовила ответ
Рассмотрела литературу, подготовила ответ
Разработала план реализации проекта
Описала одну из форм работы с одаренными детьми в условия ДОО
2.Краткий отчет слушателя о выполнении самостоятельной работы
За истекший период был изучен теоретический материал по данным модулям. Выполнены задания самостоятельной работы.
Были первоначальные трудности в применении теоретических знаний практической деятельности.
«____» ________________ 2014 г. Подпись____________________
3.Заключение руководителя самостоятельной работой слушателя
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«____» ________