Образовательная программа по декоративно-прикладному творчеству

Раздел Дошкольное образование
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Авторская

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

объединения «Маскарад»



МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан»




Зимнякова Сергея Геннадьевича ,


педагог дополнительного образования


срок реализации 3 года

для детей 5-11лет









2015 год

Пояснительная записка


«Искусства изобразительные и прикладные

таят в себе огромные возможности

для развития творческих способностей,

фантазии и интуиции, для ощущения

ребенком радости ручного труда

как творчества».


Б.М.Неменский

Программа <<Маскарад>>направлена на приобщение подрастающего поколения к основам декоративно-прикладного искусства и выявления одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.

Приёмы и навыки декоративного искусства, выработанные на протяжении многих поколений ,столь совершенны, что их применение позволяет достигать большой художественной выразительности простыми средствами, доступность этих технических приемов для детей 4-10 лет даёт возможность творчески развиваться.

Актуальность.

Программа <<Маскарад>>ориентирована на изучение основ декоративно-прикладного искусства. Следует отметить, что за последние годы возрос приток в творческие объединения детей дошкольного возраста 4-10 лет, что вызвано более ранним умственным развитием детей, желанием родителей дать им основы общей эстетической культуры, определить их склонности и дарования, так как всё это не обеспечивается в полной мере дошкольным учреждением. Потребность наиболее полного раскрытия способностей детей послужила причиной создания данной программы.

Новизнаданной программы заключается в том, что она даёт возможность не только изучать различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применять их, используя комплексно при работе по выполнению аппликации, папье-маше, при рисовании, на занятии декоративно-прикладным творчеством, на плоскостной и объёмных лепках.

В программе по каждому направлению предусматривается дифференцированный подход к обучению детей. Неповторимость каждого занятия ,с одной стороны, не позволяет детям утомляться, а с другой вызывает у них интерес к занятиям и, как следствие, интерес к изучаемому предмету. Дети, проявившие интерес к занятиям продолжают обучение в последующие годы, где закрепляют приобретенные знания, совершенствуют навыки в изготовлении более сложных, авторских изделий (игрушек ,сувениров ,поделок)

Успешно используются формы совместного творчества родителей и детей, которые на этот момент как бы меняются ролями.

Педагогическая целесообразность образовательной программы.

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством - подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставил цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Познакомить с различными видами техник-рисование,

живопись, аппликация, декоративные работы с природным материалом.

На занятиях я помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Отличительная особенность программы <<Маскарад>>состоит в том, что она даёт возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать наиболее подходящее направление и максимально реализовать себя в нём.

Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность и личностно-ориентированный подход.

Программа рассчитана на детей 4-10 лет, предполагает трехлетний срок реализации.

Занятия проводятся согласно учебно-тематического плана, с учетом возрастных особенностей.

Занятия проводятся два раза в неделю в каждой группе, длительность занятий для учащихся начальной школы 45 минут,

для дошкольников 30-35 минут.

Программа опирается на принципы построенияобщей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.



Цель программы:

Развитие личностных качеств обучающихся посредством декоративно-прикладного искусства

Задачи:

Образовательные

1.Обучить навыкам и приёмам в работе с материалом- лепка, живопись

аппликация, рисунок, мозаика, коллаж, рисование, копирование, работа с тоном, папье-маше, декоративным работам с косточками и плодами.

2.Овладеть практическими навыками и приемами изготовления поделок

3.Формировать художественно-образное мышление

Воспитательные

1.Воспитывать аккуратность, трудолюбие

2.Формировать общую культуру обучающихся

3.Воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда

Развивающие

1.Развивать общий кругозор

2.Развивать художественно-эстетический вкус при изготовлении изделий декоративно-прикладного творчества

3.Развивать творческую деятельность обучающихся

Основные этапы программы

1.Программа I-II годов обучения относится к репродуктивному уровню программ дополнительного образования. Для учащихся младших классов и дошкольников предусмотрены различные формы занятий, включая элементы обучения.

2.Программа III года обучения относится к эвристическому уровню. Объемная лепка частично заменяется скульптурой из пластилина. Занятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Каждый раздел программы Маскарад имеет свои задачи и определенный порядок исследования от простого к сложному.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

  • Беседы;

  • Занятия на основе метода интеграции;

  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

  • Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;

  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке;

  • Просмотр видеофильмов;

  • Экскурсии;

  • Дидактические игры;

  • Использование силуэтного моделирования

  • Экспериментирование с различными художественными материалами;

  • Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

  • Сочинение сказок. Рассказов, историй о своих работах;

  • Использование физминуток;

В работе используются различные методы и приемы:

1.Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

2.Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

3.Эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый;

4.Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

5.Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

6.Сотворчество;

7.Мотивационный (убеждение, поощрение);

8.Жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Формы занятий:

групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

На тему предложенную преподавателем (освоение нового материала, повторение пройденного);

Срок реализации образовательной программы <<Маскарад>> 3 года.

.

Формы контроля

1 выставки детского творчества в детском саду, школе, на районных мероприятиях, центре детского творчества;

2.участие в конкурсах различного уровня.



Ожидаемые результаты

К концу I года обучения учащиеся должны знать

1.Что такое рисунок

2.Правила симметрии

3.Что такое живопись, метод наложения одной краски на другую;

4.Что такое узор

5.Что такое-декоративно-прикладное искусство, виды, приемы

6.Что такое аппликация, виды аппликаций

7.Что такое объёмная лепка, виды, приёмы

8.Что такое скульптурные детали, их виды

9. Что такое плоскостная лепка

К концу I года обучения учащиеся должны уметь

1.Рисоватьиспользуя различные виды материалов: гуашь, акварель, мелки, пастель, уголь

2. Строить фигуры используя правила симметрии

3. Составлять узоры, работать с тоном

4. Выполнять поделки в технике декоративно-прикладного искусства

5. Изготовлять поделки из папье-маше.

6. Изделия в технике аппликация- картины, открытки

7. Лепить пластилиновых человечков, клоунов в технике объемная лепка

8.Изготовлять поделки по теме- подводный мир.

9.Выполнять эскизы на картоне в технике плоскостная лепка

Используются разнообразные формы работы с родителями:

  • Родительские собрания;

  • Индивидуальные консультации;

  • Беседы;











Содержание программы I год обучения

  1. Вводное занятие(2 часа )

Знакомство с программой, техника безопасности.

Обсуждение дополнительного материала по разделам

  1. Рисунок.(13 часов )

Что такое рисунок? Виды материалов для рисования- гуашь, акварель, мелки, пастель, уголь…Практические навыки рисования

2.1. Геометрические фигуры. (3 часа )

Изучение правил симметрии. Построение фигур(ромб,треугольник,квадрат)

Ось симметрии, центр, линия, асимметрия

2.2. Копирование.(4 часа)

Изучение правил копирования. Соблюдение правил симметрии.

Копировка, эскиз

  1. Живопись.(15 часов )

Виды живописи. Беседа по теме. Презентация.

Просмотр картин известных художников

3.1 Работа с тоном.(3 часа )

Изучение, составление узоров. Построение

Тон, тональность, компоновка

3.2 Живопись по мокрому листу.(12 часов)

Изучение техники построения эскиза, работа акварелью

Акварель, мазок

4 .Декоративно-прикладное творчество.(10 часов )

Что это такое, виды, приёмы. Практическая работа.

4.1 Изделия из папье-маше.(2 часа )

Беседа по теме, знакомство с техникой Папье-маше, практическая работа.

4.2 Аппликация из цветной бумаги и картона(6 часов)

Аппликация. Практическая работа по изготовлению аппликации.

4.3 Декоративные работы из косточек и плодов(2 часа)

Элемент, фрагмент. Выполнение работы по теме.

5 Объемная лепка.(53 часа)

Что такое лепка- виды, приемы, материалы.

5.1 Лепка Жуки, звери, птицы (10 часов )

Практическая работа.

5.2 Пластилиновый человек-простой и сложный(13 часов)

Скульптурные детали, мелкие и большие. Беседа по теме, лепка.

5.3 Домики из пластилиновых досок и кирпичей. (50 часов)

Комбинация различного строительного материала и архитектурных решений

Движение, объемная лепка, скрепление.

Презентация, практическая деятельность

5.4 Подводный мир(20 часов)

Лепка героев из мультфильма канала Дисней

6 Плоскостная лепка. (20 часов)

Беседа по теме.

Практическая работа по созданию работ в технике-плоскостная лепка.

6.1 Персонажи сказок.(10 часов)

Знакомство со сказкой.

Эскизы на картоне персонажей сказок с обозначением элементов одежды.

Покрытие пластилином туловища

Персонаж, фон

6.2 Разные разности (20 часов )

Лепка по ранее изученному материалу, основываясь на личный выбор каждого ребенка

7 Итоговое занятие, выставка работ


Учебно-тематический план

I год обучения

п/п

Название разделов и тем

Всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Рисунок

13

3,5

9,5

2.1

Геометрические фигуры,

методы штриховки, изучение правил симметрии

3

0,5

2,5

2.2

Копирование. Изучение правил копирования. Соблюдение правил симметрии

4

1

3

3

Живопись, виды живописи, приемы

15

3,5

11,5

3.1

Работа с тоном. Изучение составления узоров. Построение

3

0,5

2,5

3.2

Живопись по мокрому листу. Изучение техники построения эскиза, работа акварелью.

12

3

9

4

Декоративно-прикладное творчество.

Что такое ДПТ. Виды, приёмы.

10

3

7

4.1

Ягоды из скорлупы грецких орехов и пластилина

2

0,5

1,5

4.2

Аппликация из бумаги и картона

6

2

4

4.3

Ёж и черепаха(семечки, плоды)

2

0,5

1,5

5

Объемная лепка.Виды,приемы

53

12,5

40,5

5.1

Жуки,звери,птицы

10

2,5

7,5

5.2

Пластилиновый человек-простой и сложный

13

3

10

5.3

Домики из пластилиновых досок и кирпичей. Комбинация из различного строительного материала и архитектурных решений

50

12

38

5.4

Пластилиновый Голливуд

20

5

15

6

Плоскостная лепка

20

5

15

6.1

Персонажи сказок. Знакомство со сказкой, эскизы на картоне

10

2

8

7

Итоговое занятие, выставка работ

144

35,5

108,5

35,5

35,5

108,5

108,5

35,5

108,5


Календарно-тематический план

I года обучения

№ п/п

Название разделов и тем

Всего часов

Теория

Практика

Дата

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2

Рисунок

13

3

10

2.1

Дом с полисадником

0,5

2

2.2

фонтан

0,5

2

2.3

парк

0,5

2

2.4

Осень в окно постучала

0,5

2

2.5

листопад

0,5

2

2.6

Заключительное занятие по теме, выставка работ

0,5

3

Геометрические фигуры, методы штриховки

3

0,5

2,5

3.1

Квадрат

0,3

1

3.2

Треугольник

0,3

1

3.3

Ромб

0,5

4

Изображение предмета или группы. Штриховка

4

1

3

4.1

дом

0,5

1

4.2

машина

1

4.3

Дождливый день

1

4.4

Радуга после дождя(самостоятельная работа)

0,5

5

Живопись

15

3,5

11,5

5.1

метод наложения красок одна на другую

3

0,5

2,5

5.2

аквариум

0,5

1

5.3

Птицы в небе

0,5

1,5

5.4

Грибная поляна (просмотр мультфильма),беседа ,зарисовка

2

6

Тональность, изучение метода заливки. Работа с акварелью

12

3

9

6.1

Аквариум с океаническими рыбками

0,5

2

6.2

Тушканчик в пустыне

0,5

2

6.3

Птицы в небе

0,5

2

6.4

Осень в лесу

0,5

2

6.5

Выставка работ по теме, беседа

1

1

7

Декоративно-прикладное творчество

10

3

7

7.1

Работа с природным материалом

1

0,5

1,5

7.2

Еж и черепаха

1

0,5

1

8

Апликация из бумаги и картона

6

2

4

8.1

Белочка на елке

0,5

1

8.2

Дельфин в аквапарке

0,5

2

8.3

Морж в цирке

1

1

9

Ягоды их орехов с использованием пластилина

2

0,5

1,5

10

Объемная лепка

53

12,5

40,5

10.1

перец

0,5

2

10.2

томат

0,5

2

10.3

лук

0,5

2

10.4

манго

0,5

2

10.5

апельсин

0,5

2

10.6

ананас

0,5

2

10.7

Чашка, блюдце, ложка

0,5

2

10.8

Кастрюля, крышка, половник

0,5

2

10.9

Чайный набор

0,5

2

10.а

Кофейный набор

0,5

2

10.б

Каспер

0,5

2

10.в

Герои мультфильма- корпорация монстров

0,5

2

10.г

Одноглазый

0,5

2

10.д

Змееног

0,5

2

10.е

флеш

0,5

2

10.ж

дракон

0,5

2

10.з

Лепим человечков-клоунов

0,5

2

10.и

Домики из досок и кирпичей

0,5

2

10.к

Баба яга

0,5

2

10.л

Кощей

0,5

2

10.м

Заключительное занятие, беседа по теме, выставка работ

2,5

0,5

11

Жуки, звери, птицы

10

2,5

7,5

11.1

Жук-дровосек

0,5

2

11.2

Лисичка сестричка

0,5

2

11.3

Ласточка

0,5

2

11.а

Колорадский жук


11.б

зайчик


11.в

коза


11.г

Баран


11.д

овца


11.е

Жуки-пожарники


11.ё

муравей


11.з

Стрекоза


11.и

Заключительное занятие по теме,выставка работ


11.4

Заключительное занятие по теме, беседа. Выставка

1

1,5

12.

Подводный мир

13

3

10

12.1

Скат. Презентация.

беседа, лепка

0,5

2

12.2

Рыба-ёж

0,5

2

12.3

Рыба-пила

0,5

2

12.4

Рифовая акула

0,5

2

12.5

Кит.

Выставка работ, беседа

1

2

13

Пластилиновый Голливуд

5

20

13.0

Плосткостная лепка:

Овощи, фрукты, цветы, деревья

50

12

38

13.1

Капуста

1

2

13.2

свекла

0,5

2

13.3

морковка

0,5

2

13.4

банан

0,5

2

13.5

апельсин

0,5

2

13.6

клубника

0,5

2

13.7

лимон

0,5

2

13.8

Ананас в вазе

0,5

2

13.9

арбуз

0,5

2

13.а

дуб

0,5

2

13.б

сосна

0,5

2

13.в

ель

0,5

2

13.г

клен

0,5

2

13.д

ромашка

0,5

2

13.е

фиалка

0,5

2

13.ё

роза

1

2

13.ж

василёк

1

2

13.з

Липа

1

2

13.и

Заключительное занятие, беседа по теме, выставка работ

1

2

14

Разные разности

20

5

15

14.1

Волк

0,5

1

14.2

Заяц

0,5

1

14.3

Гена Крокодил

0,5

1

14.4

Шапокляк

0,5

1

14.5

Ёж

0,5

1

14.6

Рыба Кит

0,5

1

14.7

Осьминог

0,5

1

14.8

Мозаика-Яблоко

0,5

1

14.9

Мозаика-Балерина

0,5

1

14.а

Мозаика-Белоснежка

1

14.б

Лепка-Теремок

1

14.в

Дымковская игрушка-Конь

1

14.г

Дымковская игрушка-Петух

1

14.д

Дымковская игрушка-Индюк

1

14.е

Самостоятельная работа по замыслу

0,5

1

15

Итоговое занятие

144

35,5

108,5






Содержание программы II год обучения

1.Вводное занятие.(2 часа)

Техника безопасности. Демонстрация моделей, выполненных кружковцами в предыдущие годы. Знакомство с порядком и планом работы на учебный год.

Обсуждение дополнительного материала по разделам

2.Рисунок.(13 часов )

Виды материалов для рисования- гуашь, акварель, мелки, пастель, уголь…

Беседа- Что такое рисунок?

2.1 Геометрические фигуры.(11 часов)

Изучение правил симметрии. Построение фигур. Ось симметрии,

центр, линия, асимметрия

2.2 Копирование.(2 часа )

Изучение правил копирования. Соблюдение правил симметрии.

Копировка, эскиз

3. Живопись.(9 часов).

Беседа<<Что такое живопись>>.

Виды живописи, техника выполнения, материалы.

3.1 Работа с тоном.(16 часов)

Изучение, составление узоров. Построение

Тон, тональность, компоновка

3.2 Живопись по мокрому листу.(10 часов)

Изучение техники построения эскиза, работа акварелью

Акварель, мазок

4. Декоративно-прикладное творчество.(6 часов)

виды, приёмы

4.1 Изделия из папье-маше.(16 часов)

Матрешка из папье-маше. Изготовление, сушка, роспись

4.2 Аппликация из цветной бумаги и картона(6 часов)

Что такое аппликация, виды, приемы. Способы.

4.3 Декоративные работы из косточек и плодов(4 часа)

Изготовление ежа и черепахи.

5 Объемная лепка.(6 часов)

Что такое лепка- виды, приемы, материалы

5.1 Лепка человечков-клоунов(48 часов)

Лепка человека с мячом, лепка сидячего человека

Что такое скульптура? Виды, материалы, типы

5.2 Пластилиновый человек-простой и сложный(10 часов )

Скульптурные детали, мелкие и большие

5.3 Домики из пластилиновых досок и кирпичей. (10 часов)

Комбинация различного строительного материала и архитектурных решений

Движение, объемная лепка, скрепление

5.4 Пластилиновый Голливуд(14 часов)

Лепка работ по мультфильмам героев Диснея

6 Плоскостная лепка. (14 часов)

Беседа по теме, лепка по плану.

6.1 Персонажи сказок,(50 часов)

знакомство со сказкой. Лепка героев сказок.

Эскизы на картоне персонажей сказок с обозначением элементов одежды.

Покрытие пластилином туловища

Персонаж, фон

7 Итоговое занятие, выставка работ



Содержание программы III год обучения

1.Вводный урок( 2 часа )

Знакомство с программой,

Техника безопасности.

Обсуждение дополнительного материала по разделам

2 Рисунок.(13 часов)

Виды материалов для рисования- гуашь, акварель, мелки, пастель, уголь…

Рисунок

2.1 Передача тональности методом штриховки.(4 часа)

Построение замка по клеткам,ось симметрии,

центр, линия, асимметрия

2.2 Копирование.(9 часов)

Изучение правил воздушной и цветной перспективы. Умение разбить лист на клетки без линейки

Копировка, эскиз

3 Живопись.(14 часов)

Виды живописи.

Живопись

3.1 Живопись цветными пятнами(4 часа)

Использование картофеля вместо кисточки

Цветовые пятна

3.2 Силуэт.(4 часа)

Покрытие силуэта тушью одного цвета

Силуэт , натюрморт

3.3 Живопись методом заливки(6 часов)

Работа с трафаретами, составление узора, работа с акварелью

Заливка, мазок

4 Декоративно - прикладное искусство(16 часов)

Беседа по теме, знакомство с техникой

4.1 Персонажи кукольного театра из папье-маше .(12 часов )

Метод раскрашивания по объёмному изображению

Сувенир

4.2 Изучение произведений народного искусства(4 часа)

Искусство

5 Скульптура (40 часов).

Беседа- Что такое скульптура. Формы,приемы.

5.1 Фрукты, овощи с натуры. (20 часов)

Рельеф, оттенки

5.2 Звери, домашние животные.(20 часов)

Тема-зоопарк, цирк, подворье.

Выдерживание формы, рельефа, мелких деталей

Изображение

6. Художественная лепка(58 часов)

Лепим различными методами и приемами.

Что такое художественная лепка?

6.1 Персонажи сказок (28 часов)

знакомство со сказкой.

Эскизы на картоне персонажей сказок с обозначением элементов одежды.

Покрытие пластилином туловища

Изображение, иллюстрация

6.2 Панно на тему- Мой край родной(3 часа)

7 Итоговое занятие, выставка



Учебно-тематический план

II год обучения

п/п

Название разделов и тем

Всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Рисунок

13

3,5

9,5

2.1

Геометрические фигуры,

методы штриховки, изучение правил копирования

11

0,5

2,5

2.2

Копирование. Соблюдение правил симметрии

2

0,5

1,5

3

Живопись

9

1,5

7,5

3.1

Работа с тоном. Составление узоров

16

3

13

3.2

Живопись по мокрому листу

10

2

8

4

Декоративно-прикладное творчество

6

1

5

4.1

Папье-маше Матрешка

16

2,5

13,5

4.2

Аппликация из бумаги и картона

6

1

5

4.3

Ёж и черепаха(семечки, плоды)

4

0,5

3,5

5

Объемная лепка

6

1

5

5.1

Лепим человечков-клоунов

48

10

38

5.2

Люди и предметы. Пластилиновый человек-простой и сложный

10

2

8

5.3

Домики бывают разные(кирпичики из пластилина )

10

2

8

5.4

Пластилиновый Голливуд

14

3

11

6

Плоскостная лепка

14

3

11

6.1

Персонажи сказок

50

10

40

7

Итоговое занятие

144

28,5

115,5




Учебно-тематический план

III год обучения

п/п

Название разделов и тем

Всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Рисунок

13

1,5

11,5

2.1

Передача тональности методом штриховки

4

0,5

3,5

2.2

Копирование

9

1

8

3

Живопись

14

2

12

3.1

Живопись цветными пятнами

4

0,5

3,5

3.2

Силуэт

4

0,5

3,5

3.3

Живопись методом заливки

6

1

5

4.

Декоративно-прикладное творчество, виды, приемы

16

6

10

4.1

Персонажи кукольного театра из папье-маше

12

2

10

4.2

Изучение произведений народного искусства

4

4

5

Скульптура

40

6

34

5.1

Овощи, фрукты с натуры

20

3

17

5.2

Звери, домашние животные

20

3

17

6

Художественная лепка

58

8

50

6.1

Персонажи русских сказок

28

4

24

6.2

Панно на тему-Мой край родной

3

0,5

2,5

7

Итоговое занятие

144

24,5

119,5





Список литературы.

1.Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 2006.

2.Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 2008.

3.Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.

4.Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 2010.

5.Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.

6.Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера, 2014.

7.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность. Москва. Академия, 2008.

8.Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 2012.

9.Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 2010.

10.Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 2001.

11.Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 2013.

12.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 2005.

13.Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 2003.

14.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 2012.

15.Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2012.

16.Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2013.



© 2010-2022