Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста Веселая геометрия

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий проект для детей старшей группы, подготовительной группы «Веселая геометрия»

«Может вызвать удивление обращение

к чувствам, когда речь идет о математических

доказательствах, которые, казалось бы, связаны

только с умом. Но это означало бы, что мы забываем

о чувстве математической красоты, чувстве гармонии

чисел и форм геометрической выразительности,

это знакомое всем настоящим математикам».

А. Пуанкаре.

Актуальность проекта. Обусловлена тем, что она способствует развитию мотивации к познанию, создает условия для развития ребенка. Проведение занятий по перспективному плану проекта «Веселая геометрия» будет способствовать как повышению качества геометрических знаний и умений, так и более интенсивному развитию старших дошкольников, что является актуальным при решении задач современного образования. В процессе мыслительной деятельности, в том числе и при работе с геометрическим материалом у детей вырабатываются следующие операции мышления:

- Сравнение - сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства (выделение общих свойств) и различия (выделение особых свойств каждого из сравниваемых объектов) между ними.

- Анализ - мысленное расчленение предмета на части.

- Синтез - мысленное соединение отдельных элементов или частей в единое целое.

- Абстракция - мысленное выделение каких-либо существенных свойств и признаков объектов при одновременном отвлечении от всех других их свойств и признаков.

- Обобщение - мысленное выделение общих свойств 2-х или нескольких объектах и объединение этих объектов в группы.

- Конкретизация - мысленный период от общего к единичному, частичному.

Педагогическая целесообразность проекта объясняется тем, что основным методом познания действительности выступает практическая работа. Это позволяет не только поддерживать интерес во время проведения занятий, но и способствует более глубокому усвоению материала.

Главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых - знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает результат? Возникает противоречие - надо ли заставлять ребенка заниматься, обучаться, если ему это не интересно?!

Отсюда возникает проблема: как направить основные усилия педагогов и родителей на то, чтобы воспитать у дошкольников интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели? Выявленная проблема натолкнула меня на идею создания и реализацию следующих проектов.

Цель проекта: Формирование геометрических представлений в доступной для детей форме;

Задачи проекта:

- развивать логическое мышление и пространственное воображение детей;

- сформировать умения узнавать геометрические фигуры и их части;

- собирать заданный объект из частей, делить геометрические фигуры на составляющие части;

- изображать фигуры на чертеже;

- формировать у детей элементы технического мышления и конструкторских умений;

Содержание проекта:

Доступности - при изложении материала учитываются возрастные особенности детей. Материал располагается от простого к сложному.

Наглядности и деятельности. Сознательности и активности для активности деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия - игры, упражнения, задания, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Процесс изучения геометрического материала от начала до конца активный, конкретный, наглядный. Все обучение сопровождается практическими упражнениями. Материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр, стихотворений.

Отличительная особенность проекта «Веселая геометрия» в том, что в него включено перспективное планирование на весь учебный год состоящее из 36 занятий. В занятия включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. Дети знакомятся с плоскими фигурами: треугольником, прямоугольником, квадратом, ромбом; с понятием «точка», «отрезок», «луч», «прямая», «кривая», «плоскость», «круг и окружность». Овладевают умением выполнять чертеж с помощью циркуля, получают представление о центре, радиусе, диаметре круга (окружности), секторе. Учатся работать с основными инструментами: линейкой, угольником, циркулем и другими.

Проектом предусмотрен методы исследовательский и проблемно - поисковый, что способствует достижению высоких результатов. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания, умению создавать мини-проекты, анализировать, обобщать и делать выводы.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Возраст детей: старшая, подготовительная группа.

Участники проекта: воспитатель Кузниченко И.В., дети старшей группы «Пчелка», родители.

Предмет проекта: изучение геометрии в игровой форме.

Объект проекта: дети старшей группы.

Срок реализации: долгосрочный (год).

Межпредметные связи:

- познавательное развитие;

- эмоциональная сфера;

- социализация;

- развитие психических процентов;

- развитие творческих способностей;

Предполагаемый результат проекта.

Дети будут знать:

- название и особенности геометрических фигур;

- понятие: точка, луч, отрезок, кривая, ломаная и другие;

Дети будут уметь:

- узнавать, изображать и моделировать геометрические фигуры;

- использовать знание для решения заданий;

- пользоваться циркулем для выполнения различных заданий;

- строить фигуру симметричную относительно данной оси симметрии;

- осуществлять самостоятельный поиск решений;

Этапы деятельности над проектом «Веселая геометрия».

I Этап. Подготовительный. Разработка проекта.

1 Подбор методической литературы.

2 Разработка перспективного плана на весь учебный год.

3 Мотивационная работа с родителями о необходимости принятия участия в реализации проекта.

II Этап. Основной.

Выполнение перспективного плана проекта.

III Этап. Заключительный. Подведение итогов. Результативность.

© 2010-2022