- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста Веселая геометрия
Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста Веселая геометрия
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузниченко И.В. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Творческий проект для детей старшей группы, подготовительной группы «Веселая геометрия»
«Может вызвать удивление обращение
к чувствам, когда речь идет о математических
доказательствах, которые, казалось бы, связаны
только с умом. Но это означало бы, что мы забываем
о чувстве математической красоты, чувстве гармонии
чисел и форм геометрической выразительности,
это знакомое всем настоящим математикам».
А. Пуанкаре.
Актуальность проекта. Обусловлена тем, что она способствует развитию мотивации к познанию, создает условия для развития ребенка. Проведение занятий по перспективному плану проекта «Веселая геометрия» будет способствовать как повышению качества геометрических знаний и умений, так и более интенсивному развитию старших дошкольников, что является актуальным при решении задач современного образования. В процессе мыслительной деятельности, в том числе и при работе с геометрическим материалом у детей вырабатываются следующие операции мышления:
- Сравнение - сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства (выделение общих свойств) и различия (выделение особых свойств каждого из сравниваемых объектов) между ними.
- Анализ - мысленное расчленение предмета на части.
- Синтез - мысленное соединение отдельных элементов или частей в единое целое.
- Абстракция - мысленное выделение каких-либо существенных свойств и признаков объектов при одновременном отвлечении от всех других их свойств и признаков.
- Обобщение - мысленное выделение общих свойств 2-х или нескольких объектах и объединение этих объектов в группы.
- Конкретизация - мысленный период от общего к единичному, частичному.
Педагогическая целесообразность проекта объясняется тем, что основным методом познания действительности выступает практическая работа. Это позволяет не только поддерживать интерес во время проведения занятий, но и способствует более глубокому усвоению материала.
Главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых - знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает результат? Возникает противоречие - надо ли заставлять ребенка заниматься, обучаться, если ему это не интересно?!
Отсюда возникает проблема: как направить основные усилия педагогов и родителей на то, чтобы воспитать у дошкольников интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели? Выявленная проблема натолкнула меня на идею создания и реализацию следующих проектов.
Цель проекта: Формирование геометрических представлений в доступной для детей форме;
Задачи проекта:
- развивать логическое мышление и пространственное воображение детей;
- сформировать умения узнавать геометрические фигуры и их части;
- собирать заданный объект из частей, делить геометрические фигуры на составляющие части;
- изображать фигуры на чертеже;
- формировать у детей элементы технического мышления и конструкторских умений;
Содержание проекта:
Доступности - при изложении материала учитываются возрастные особенности детей. Материал располагается от простого к сложному.
Наглядности и деятельности. Сознательности и активности для активности деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия - игры, упражнения, задания, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.
Процесс изучения геометрического материала от начала до конца активный, конкретный, наглядный. Все обучение сопровождается практическими упражнениями. Материал представляется в форме интересных заданий, дидактических игр, стихотворений.
Отличительная особенность проекта «Веселая геометрия» в том, что в него включено перспективное планирование на весь учебный год состоящее из 36 занятий. В занятия включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. Дети знакомятся с плоскими фигурами: треугольником, прямоугольником, квадратом, ромбом; с понятием «точка», «отрезок», «луч», «прямая», «кривая», «плоскость», «круг и окружность». Овладевают умением выполнять чертеж с помощью циркуля, получают представление о центре, радиусе, диаметре круга (окружности), секторе. Учатся работать с основными инструментами: линейкой, угольником, циркулем и другими.
Проектом предусмотрен методы исследовательский и проблемно - поисковый, что способствует достижению высоких результатов. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания, умению создавать мини-проекты, анализировать, обобщать и делать выводы.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Возраст детей: старшая, подготовительная группа.
Участники проекта: воспитатель Кузниченко И.В., дети старшей группы «Пчелка», родители.
Предмет проекта: изучение геометрии в игровой форме.
Объект проекта: дети старшей группы.
Срок реализации: долгосрочный (год).
Межпредметные связи:
- познавательное развитие;
- эмоциональная сфера;
- социализация;
- развитие психических процентов;
- развитие творческих способностей;
Предполагаемый результат проекта.
Дети будут знать:
- название и особенности геометрических фигур;
- понятие: точка, луч, отрезок, кривая, ломаная и другие;
Дети будут уметь:
- узнавать, изображать и моделировать геометрические фигуры;
- использовать знание для решения заданий;
- пользоваться циркулем для выполнения различных заданий;
- строить фигуру симметричную относительно данной оси симметрии;
- осуществлять самостоятельный поиск решений;
Этапы деятельности над проектом «Веселая геометрия».
I Этап. Подготовительный. Разработка проекта.
1 Подбор методической литературы.
2 Разработка перспективного плана на весь учебный год.
3 Мотивационная работа с родителями о необходимости принятия участия в реализации проекта.
II Этап. Основной.
Выполнение перспективного плана проекта.
III Этап. Заключительный. Подведение итогов. Результативность.