- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект для детей дошкольного возраста Детская журналистика
Проект для детей дошкольного возраста Детская журналистика
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Беленко Т.С. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Шахтерское дошкольное образовательное учреждение
комбинированного типа № 8 «Малыш»
управления образования города Шахтерска
Проект:
«Детская журналистика и диалогическая речь»
Подготовила:
воспитатель
Беленко Т.С.
Актуальность проекта
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста [3]. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Представление о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста выдвинуты в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича. Взгляды авторов исследований направлений речевого развития отражены в следующих положениях:
-
речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речи;
-
язык и речь представляют собой своеобразный узел, в который «сплетаются» различные линии психического развития - воображение, мышление, память, эмоции;
-
ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придает речи творческий характер.
Одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста остается проблема развития диалогической речи, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. Проблема развития диалогической речи дошкольников является одной из актуальных проблем теории и практики логопедической науки. Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для диалога. Готовность к диалогу - один из показателей сформированности индивида как личности.
В работах Галицких Е.О. указано, что диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки .
При проведении ежегодных комплексных логопедических обследований отмечала, что дошкольники, имеющие речевые нарушения, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. В общении такие дети затрудняются длительно поддерживать диалог, они недостаточно инициативны, часто возвращаются к форме «коллективного монолога».
Как правило, дошкольники с нарушениями речи овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: затрудняются в рассуждениях и подборе аргументации по теме диалога и т.д.
На занятиях по «речи и речевому общению» в ДОУ обучение диалогической речи традиционно протекает в форме беседы, в ходе которой происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, включающее овладение простыми синтаксическими моделями фраз, формированием умения соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания. Такая выраженная учебная мотивация применима только к детям, у которых достаточно хорошо развита произвольная регуляция собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие логопедические занятия, в большинстве случаев к таковым не относятся. Для решения задач развития диалогической речи у детей с нарушениями речи целесообразно подбирать такие игровые методы, которые органично впишутся в жизнь ребенка.
Изучив и проанализировав методическую литературу, журналы, интернет-ресурсы, освещающие вопросы развития диалогической речи дошкольников с нарушениями речи предположила, что организация журналистской деятельности детей старшего дошкольного возраста с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а также к построению ими самостоятельных высказываний и рассуждений.
На основании вышеизложенного предположения был разработан проект «Детская журналистика и диалогическая речь», реализация которого была организована на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа № 8 «Малыш» города Шахтерска.
Тип проекта: групповой, творческий.
Сроки реализации: 5 месяцев.
Участники проекта: дети 5-6 лет, имеющие нарушения речи; родители; воспитатели.
В процессе реализации проекта опиралась на следующие принципы:
-
принцип педагогического оптимизма;
-
принцип гуманизма, уважительного отношения к себе и окружающим; терпимого отношения к мнению собеседник.
Цель проекта:
-
совершенствование и расширение связной диалогической речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, их речевые возможности в качестве приоритетных задач выделила следующие:
-
сформировать и развить умение общаться в паре, в группе, в коллективе;
-
развить у детей представление по построению самостоятельных высказываний на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков;
-
способствовать использованию невербальных средств общения.
Для реализации проекта были продуманы и разработаны направления работы с детьми, родителями и социумом:
-
разработка тематического плана занятий по теме «Детская журналистика и диалогическая речь» (приложение 1);
-
организация пресс-центра «Вести из Ромашки»;
-
разработка и организация сюжетно-ролевой игры «Мы- журналисты»(приложение 2);
-
подбор дидактических игр для развития коммуникативных навыков дошкольников (приложение 3);
-
организация взаимодействия с родителями (приложение 4);
В рамках проекта использовались следующие формы работы с детьми:
-
подгрупповые занятия с включением дидактических и словесных игр, практических заданий, элементов интервьюирования (приложение 5,6); знакомство с техническими средствами - микрофоном, диктофоном, фотоаппаратом;
-
встречи-беседы с интересными людьми- журналистами, фотографами, редакторами;
-
выпуск детско-родительской газеты «Вести из «Ромашки»
Взаимодействие с родителями прошло через следующие формы:
-
участие родителей в сборе и изготовлении практического материала и атрибутики к занятиям;
-
консультирование родителей по теме: «Размышления о диалоге и мастерстве его ведения» (приложение 7);
-
знакомство родителей с циклом коммуникативных игр «Поиграем дома» (приложение 8);
-
разработка памятки для родителей «Обсуди интервью с ребенком» (приложение 9);
-
привлечение родителей к выпуску детско-родительской газеты «Вести из «Ромашки».
Итогом реализации проекта стала его презентация в форме:
выпуска и представления ежемесячной детско- родительской стенгазеты «Вести из «Ромашки»».
Методические рекомендации по реализации проекта «Детская журналистика и диалогическая речь».
Занятия проводились с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи 1 раз в неделю, в вечернее время, в просторном помещении, оборудованном аудиотехникой. Продолжительность занятия - 30 минут.
В проекте принимали участие 8 детей. Комплектование участников происходило по желанию детей и по согласованию с родителями.
Занятия строились в соответствии с личностно - ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволило обеспечить их единство с современной программой дошкольного образования. При проведении занятий учитывались следующие принципы:
-
Систематичности и последовательности
-
Доступности
-
Наглядности
Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, поэтому именно в рамках игрового общения происходило формирование и совершенствование речевой активности детей. С этой целью была разработана сюжетно-ролевая игра «Мы- журналисты», которая стала основой проекта «Детская журналистика и диалогическая речь».
Особо хочется отметить то, что сюжетно-ролевая игра «Мы - журналисты» завоевала детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. Усвоив определенные знания, вооружившись блокнотами с опорными схемами ведения диалога, дети учились брать интервью у заведующего детским садом, бухгалтера, повара, медицинской сестры, повара, у приглашенных журналистов и др. Каждому «юному журналисту» на первом занятии вручался блокнотик, в который позже наклеивались опорные картинки-модели, помогающие ребенку в создании и воспроизведении диалога.
Моделирование считается в логопедической практике эффективным приемом развития диалогической речи, так как замена вербальных абстрактных образов зрительными, значительно облегчает обучение. С этой целью была разработана схема-подсказка для ведения диалога (приложение 14). Схема-подсказка состояла из картинок - символов. По этим картинкам совместно с ребятами подбирались возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок - корреспондент выстраивал свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде картинок-символов.
В рамках проекта для развития коммуникативных навыков дошкольников воспитатели использовали дидактические и словесные игры.
Проект «Детская журналистика и детская журналистика» предусматривал активное взаимодействие с родителями. В процессе реализации проекта «Детская журналистика и диалогическая речь» был разработан план взаимодействия с родителями. Памятка для родителей помогала закрепить с детьми в домашних условиях навыки, полученные на занятиях.
Интересной находкой проекта «Диалог и детская журналистика» явился выпуск детско-родительской газеты «Вести из «Ромашки». Каждый ребенок помещал в ней свой «журналистский материал». Это очень увлекало детей. Они чувствовали значимость своей работы, поэтому старались четко строить фразы, следить за правильным звукопроизношением и т.д. Собрав очередной материал для газеты, дети и родители собирались в пресс-центре, где обсуждали новый выпуск. В газете размещали интересные репортажи, отчеты о творческих командировках, интервью с интересными людьми, свои рисунки. Готовый номер газеты размещался в фойе детского сада, где все дети и родители ДОУ с удовольствием «читали» и обсуждали ее, рассматривали иллюстрации- так происходил живой диалог между участниками проекта, детьми и родителями всего детского сада.
Для того чтобы отследить результативность работы по проекту были разработаны следующие критерии оценки уровня развития диалогической речи дошкольников, участвующих в проекте «Детская журналистика и диалогическая речь».
На рисунке представлены данные, полученные в процессе реализации проекта «Диалог и детская журналистика».
Результаты свидетельствуют о том, что уровень речевой компетентности дошкольников, участвующих в проекте «Детская журналистика и диалогическая речь» значительно повысился по всем критериям оценки. Значительно улучшились звуковая культура речи дошкольников - на 68%, умение построить связный рассказ - на 63%. В ответах детей стали звучать такие фразы, как "Беру интервью", "Внимание! Идет запись!", "Мы в эфире…", «Разрешите задать вам несколько вопросов?» и т.д.
Даже родители, проявлявшие скептицизм по отношению к проводимой работе по детской журналистике, с недоверием относившиеся к занятиям, по окончании работы не скрывали чувства гордости за своих детей, бравших интервью и с гордостью рассказывающих о профессии журналиста.
В ходе реализуемого проекта дети не только приобрели знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета.
Таким образом участие в проекте «Диалог и детская журналистика» помогает развивать диалогическую речь у детей с речевой патологией, и позволяет сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников.
План взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта «Детская журналистика и диалогическая речь»
-
Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации проекта «Детская журналистика и диалогическая речь».
-
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
-
Помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Мы - журналисты».
-
Познакомить родителей со словесными и коммуникативными играми.
-
Приобщить родителей к выпускам газеты «Вести из «Ромашки».
-
Побеседовать с родителями на тему «Размышление о диалоге и мастерстве его ведения».
-
Предложить закрепить дома с детьми навыки ведения диалога, опираясь на специальную памятку.
Список используемой литературы:
-
Арушанова А.Г. , Дурова Н.В.,. Иванкова Р.А, Рычагова Е.С Истоки диалога 5-7 лет, М., Мозаика-синтез,2004.
-
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение: книга для воспитателей дет. сада.-М.: Мозаика-синтез, 1999.
-
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 1999.
-
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии//вопросы психологии.-1966.-№6
-
Выготский Л.С. Мышление и речь//собр. Соч.- М., Педагогика.1982.
-
Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи.-М.Аквариум,1995.
-
Развитие общения дошкольников со сверстниками/под ред. А.Г. Рузской.- Педагогика,1989.
-
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: изд-во Инта психотерапии, 2001.
-
Фельдчер Ш., Либерман С. 400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет- СПб: Питер Пресс, 1996.
Приложение 1
месяц
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Январь
Учимся представляться. Будем знакомы.
Кто что делает?
Труд взрослых.
Какие предметы делают жизнь журналиста удобной?
«Мы - юные журналисты» Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры
Февраль
Берем интервью у сказочного персонажа (работа по схемам)
Знакомство с аудиосредствами (магнитофоном, микрофоном, диктофоном)
«Мы-журналисты» (интервью с заведующим ДОУ)
Оформление газеты « Вести из «Ромашки». Иллюстрация к материалу.
Техника фотографий.
Март
«Мы-журналисты
(встреча с журналистами детско-юношеской газеты «Четвертое измерение»)
Как стать настоящим журналистом?
Встреча с журналистом газеты «Знамя Победы»
Как вести себя во время интервью?
Мимика и жесты.
Оформление газеты « Вести из «Ромашки». Иллюстрация к материалу.
Техника фотографий.
Апрель
«Мы-журналисты»
(интервью с поваром)
«Мы-журналисты»
(интервью с бухгалтером)
Мы-журналисты»
(интервью с медицинской сестрой)
Оформление газеты « Вести из «Ромашки». Иллюстрация к материалу.
Техника фотографий.
Май
Экскурсия на телерадиокомпанию «Заречье». Знакомство с профессией диктора, звукооператора.
Репортаж об интересном событии.
«Мы-журналисты
(интервью с праздника, посвященного Дню семьи)
Оформление газеты « Вести из «Ромашки». Иллюстрация к материалу.
Техника фотографий
Итоговое занятие
Тематический план занятий по теме «Детская журналистика и диалогическая речь»
Приложение 2
Сюжетно-ролевая игра «Мы - журналисты»
Цель:
-
развитие связной диалогической речи, коммуникативности и личностного взаимодействия детей друг с другом.
Задачи:
-
расширять и активизировать словарный запас старших дошкольников;
-
закреплять навыки ведения диалога;
-
развивать умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе.
Оборудование и атрибутика к игре «Мы - журналисты»
Детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты, блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки-галстуки, микрофоны .
Алгоритм проведения сюжетно-ролевой игры «Мы- журналисты»
-
Подготовительная работа: изготовление атрибутов, предварительная речевая подготовка, чтение произведений, тематические беседы, обогащение словарного запаса, дидактические игры.
-
Творческие задания, командировки.
-
Творческие отчеты.
-
Выпуск детско-родительской газеты «Вести из «Ромашки».