Проект Проектирование-инновационный метод обучения дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации

педагогических работников по Карагандинской области



Кафедра ДВ и НО







ПРОЕКТ

Тема: «Проектирование - инновационный метод обучения дошкольников»





Слушатель: Мамышева З.Ж.

г. Темиртау, ДМЦ: «ӨРКЕН» ЧУ «гимназия им. Т. Аубакирова»,воспитатель

Шемис Е.А.

г. Темиртау, КГКП ясли-сад № 4 «Дельфинчик», воспитатель

Сыздыкова Д.К.

г. Караганда, д/с «Алтын Сақа», воспитатель

Федорищева И.М.

г. Караганда, д/с № 100 «Думан», воспитатель



Руководитель

Ибрагимова Г.К., старший преподователь

Дата сдачи работы 24.04.2015г.


Караганда - 2015

Содержание проекта

Введение

Актуальность

Цель

Задачи

Основная часть

Ожидаемые результаты

Заключение

Литература

Введение

Творческий потенциал (концепция А.М.Матюшкина) - творческие возможности заложенные в ребенке с рождения и раскрывающиеся по мере взросления в разных областях и сферах деятельности, в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода вопросов и проблем: интеллектуальных, личностных и прочих. Основа неординарных дарований ребенка - творческий потенциал, который характеризуется стойкой познавательной активностью, опережением в развитии мышления и речи, большим стремлением к творчеству в игре и других видах деятельности.

Атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.

Самостоятельно дошкольник еще не может справиться со всеми этими проблемами, в этом ему должен помочь педагог, владеющий новыми педагогическими технологиями.

Педагоги в своей работе используют методы проблемного и развивающего обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный характер. А хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной. И решить эту проблему сможет интегрированный подход к обучению, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. В частности метод проектов, который актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, связан с развивающим обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение наблюдать, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом.

Но для этого необходимо обучить педагогов технологии проектирования, методикам развития творческих способностей детей. Умению привлечь на свою сторону родителей и узких специалистов.

Актуальность

Актуальность данной темы очевидна, так как современный этап развития общества, сложные экономические условия, выдвигают на первый план одну из важнейших задач - всестороннее развитие способностей, воспитание активной, смелой, творческой личности. Очевидным является то, что толчок к наиболее полному развитию и использованию творческого потенциала каждого человека необходимо дать еще в дошкольном детстве. Развивать в детях способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, открывать что-то новое, способность к гибкому, глубокому осознанию своего опыта, главная задача педагогов. Тем самым, решая актуальные проблемы будущего развития человека с сильным, организованным мышлением, мировоззрением создателя и хранителя планеты Земля.

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно проектная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Последнее время в системе образования - это время инноваций. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Но для этого необходимо обучить педагогов технологии проектирования, методикам развития творческих способностей детей. Умению привлечь на свою сторону родителей и узких специалистов. Поэтому было выявлено ряд проблем:
-низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
-нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
-низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Цель:

Разработать программу постепенного включения проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи :


  1. Изучить литературу по данной теме;

  2. Разработать структуру программных элементов;

  3. Разработка критерий диагностики эффективности данной программы;

  4. Планирование и внедрение этой программы.

Реализация данного проекта предполагает изучение и внедрение технологии проектирования, в учебно-воспитательную работу с детьми, защиту и презентацию проектов, привлечение узких специалистов, родителей в данный процесс.

Осуществление данного проекта позволит:

Реально изменить позицию педагогов и их отношение к организации педагогического процесса, сформировать

коллектив единомышленников через совместное проживание и обсуждение тем проектов.

Обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка, предоставить ему возможность участия в проекте

в соответствии с его способностями и интересами. Внедрение в процесс воспитания и обучения проектной деятельности является эффективным средством осуществления личностно-ориентированного взаимодействия, в процессе которого ребенок осваивает разные позиции в общении, выступая в роли учителя, обучаемого, участника проектной деятельности.

Сформировать у каждого ребенка элементы ключевых компетентностей, развивать социальные навыки

общения и поведения в обществе, помочь поверить в свои силы, оценить свои чувства и понять чувства других, заложить основы широкого гуманитарного образования .

Предоставить каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности и коммуникативные навыки, формировать начальные навыки исследовательской деятельности.

Сформировать у воспитанников развитое творческое мышление, желание заниматься творческой

деятельностью, получать удовольствие от результатов коллективного труда. Быть наблюдательными, общительными, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми и взрослыми, быть занятыми общим делом.

Поэтапность проекта будет следующей:

1 Этап. Организационный

Цель : Создание информационных, научно-методических, организационных условий для реализации проекта.

Задачи:

-1. Подбор научно-методической литературы по технологии проектирования и по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

-2. Приобретение недостающих пособий, книг и пр. для создания развивающей пространственной среды.

-3. Создание банка данных о проектной деятельности.

2 этап. Основной

Цель: Освоение педагогами теоретических основ технологии проектирования, использование их на практике, накопление педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.

Задачи:

-1. Закрепление теоретических основ технологии проектирования;

-2. План работы воспитателя по подготовке проекта;

-3. Организовать презентации проектов;

-4. Разработать критерии оценки результата работы по проекту.

3 Этап. Заключительный.

Цель: Анализ результатов работы.

Задачи:

-1. Проанализировать результаты реализации инновационного проекта;

-2. Планирование дальнейшей работы по развитию.

Планирование мероприятий по реализации проекта.

Этапы

Цель, задачи

Мероприятия

Организацион-ный этап:

Цель: Создание информационных, научно-методических, организационных условий для реализации проекта.

Организационный этап:

1. Создание творческой группы ДОУ.

2. Создание нормативно-правовой базы.

-Положение об

инновационной деятельности ДОУ

-Положение о

стимулировании педагогов;

-Положение о

фестивале проектов, презентаций.

3. Оформить памятку для педагогов по внедрению метода проектов: основные требования к использованию метода проектов в ДОУ, этапы разработки и проведения проекта, алгоритм проектной деятельности.

4. Создание пространственно-развивающей среды, способствующей решению поставленных проблем (в педсоветах годовых).

Основной этап:

Цель: Освоение педагогами ДОУ теоретических основ технологии проектирования, использование их на практике, накопление педагогического опыта по развитию творческих способностей детей

1. Проведение консультаций, индивидуальных консультаций для педагогов:

- Что такое метод проектов?

- Как организовать работу по реализации проектов в группах.

- Разработка тематики проектов, формулировка проблемы.

- Создание паутинки проекта

- Структура проекта.

2. Презентации проектов (педсовет, мастер-класс, творческая мастерская, фестиваль и пр.)

3. Диагностика творческого развития детей на середину и конец учебного года.

4. Разработка анкеты для педагогов, диагностики, экспресс-опрос для воспитанников.

5. Анкетирование педагогов на предмет овладения проектным методом.

6. Создание методической разработки.

7. Проведение консультаций, семинаров, мастер-классов по развитию творческих способностей детей:

- Развитие общей одаренности детей на занятиях познавательного цикла с использованием инновационных технологий (ТРИЗ, Э.Боно).

-Способности и их развитие в дошкольном возрасте.

- Основные качества творческой личности.

- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с

помощью психологических приемов.

8. Проведение заседаний координационного совета по мере необходимости, с обязательным ведением протоколов.

9. Проведение фестивалей проектов.

Заключительный этап:

Цель: Анализ результатов работы.

Задачи:

- Проанализировать результаты реализации инновационного проекта;

- Планирование дальнейшей работы по развитию.

1. Презентации проектов (педсовет, мастер-класс, творческая мастерская, смотр-конкурс и пр.)

2. Диагностика творческого развития детей на середину и конец учебного года.

3. Анкетирование педагогов на предмет овладения проектным методом .

Подведение итогов работы по проекту на итоговом педсовете.

В ходе реализации проекта возможны корректировки в плане реализации проекта.

Критерии оценки результата работы по проекту

- участие и победы в конкурсах детского творчества воспитанников ДОУ;

- участие в конкурсах профессионального мастерства педагогов ДОУ.

- сотрудничество педагогов и воспитанников осуществляется на партнерских условиях.

Ожидаемые результаты:

1. Созданы все условия для реализации работы в инновационном режиме;

2. Повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов в вопросах использования технологии проектирования и развития творческих способностей детей.

3. Создана система работы по развитию творческих способностей детей, с использованием технологии проектирования.

4. Осуществляются партнерские отношения с родителями, воспитанниками.

5. Появится традиция в ДОУ - организация фестиваля проектов ежегодно в апреле месяце.

ДОУ будет иметь следующий продукт деятельности:

Методическая разработка по применению технологии проектирования по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.

Оценка намеченных результатов и отчетность.

- по итогам анкетирования педагогов ( 2 раза в год), диагностики развития творческих способностей детей (2 раза в год), координационный совет во главе со старшим воспитателем оценит работу коллектива по проекту;

- результаты и оценка работы по проекту будут представлены на итоговом педсовете года.

- Анкетирование родителей.

- Презентация итогов работы ДОУ на МО для педагогов города.

Заключение

Внедрение технологии проектирования позволит:

-Реально изменить позицию педагогов и их отношение к организации педагогического процесса, сформировать

коллектив единомышленников через совместное проживание и обсуждение тем проектов.

-Обеспечить индивидуальную траекторию развития ребенка, предоставить ему возможность участия в проекте

в соответствии с его способностями и интересами. Внедрение в процесс воспитания и обучения проектной деятельности является эффективным средством осуществления личностно-ориентированного взаимодействия, в процессе которого ребенок осваивает разные позиции в общении, выступая в роли учителя, обучаемого, участника проектной деятельности.

-Сформировать у каждого ребенка элементы ключевых компетентностей, развивать социальные навыки

общения и поведения в обществе, помочь поверить в свои силы, оценить свои чувства и понять чувства других, заложить основы широкого гуманитарного образования .

-Предоставить каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности и

коммуникативные навыки, формировать начальные навыки исследовательской деятельности.

Список литературы:

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.: Изд. 3-е, переработанное.- Детство-Пресс, 2000.Сыпченко Е.А. Инновационные педагогическиетехнологии. Метод проектов в ДОУ.- Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО - ПРЕСС », 2012

Педагогическое проектировние.Сборник по результатам Областного конкурса «Педагогический проект»,- Томск, 2011

Урмина И.А., Данилина Т.А. «Инновационная деятельность в ДОУ», Линка-пресс, - Москва, 2009

Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов. - М.:Интор, 1995

Рутецкая Н.А., Пантелеева Л.В. ТРИЗ. Программно-методическая разработка для дошкольных учреждений. - М.: 1994

Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1996

Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1996

Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. - М.: Линка- пресс,1997

© 2010-2022