- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Семинар – практикум на тему: «Экологический мост»
Семинар – практикум на тему: «Экологический мост»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Книс А.Н. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Утверждаю: Заведующая МБДОУ «Детский сад № 3 «Улыбка» г. Калач-на-Дону 20.06.2014г. _______Н.В.Мингалеева. Семинар - практикум Тема: «Экологический мост» |
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами сада.
Задачи:
-
Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
-
Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
-
Развивать познавательный интерес у педагогов;
-
Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.
План семинара-практикума:
I. Экологический тренинг для педагогов (Книс А.Н.).
-
Представление названия команды.
-
Разминка.
-
Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду» (Рогаткина О.Ю.).
-
Решение педагогических ситуаций
-
Загадки на тему "С днем рождения, земля!" (Рогаткина О.Ю.).
-
Творческое задание .
-
Музыкальный конкурс (Валеева Л.Ю.).
-
Мастер - класс (Мосейкина С.А.).
-
Выставка дидактических игр по экологии.
II. Итоги.
Ход семинара:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас пройдёт семинар-практикум на тему: «Экологический мост».
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме.
Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать экологическое название команде и нарисовать эмблему.
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.
Вторая задача - формирование у детей трудовых навыков и умений.
Третья задача - формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны - необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.
-
Разминка.
-
И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)
Выставляет на доску плакат «Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
-
Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
-
Почему на Ваш взгляд, экологическим воспитанием надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
-
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
-
Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
-
Назовите элементы предметно - развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).
-
Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
(Это: уголок природы в группе; участок детского сада.) -
Что должно быть в уголке природы?
(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.) -
Что должно быть на участке детского сада?
(Деревья, кустарники, цветники, огород.) -
Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.) -
Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.) -
Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование.) -
Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы) -
Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
-
Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).
У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):
-
Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
-
Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
-
Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
-
Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);
-
Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
-
Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
-
Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;
Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.
И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
1.3.Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду», который проведёт с вами Рогаткина Ольга Юрьевна.
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
-
- Паук усиленно плетет паутину - (к сухой погоде).
-
- Уж на дороге греется - (перед дождем).
-
- Стрижи, ласточки низко летают - (дождь предвещают).
-
- Мыши выходят из-под подстилки на снег - (за сутки до оттепели).
-
- Собака катается по земле, мало ест и много спит - (к вьюге).
-
- Когда цветет черемуха - (к холоду, заморозкам).
-
- Если утром трава сухая - (к вечеру ожидай дождя).
-
- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день - (к хорошей погоде).
-
- Цветы перед дождем - (пахнут сильнее).
-
- Кошка свернулась клубочком - (к похолоданию).
-
- Ворона кричит зимой - (к метели).
-
- Лягушки квакают - (к дождю).
-
- Воробьи в пыли купаются - (к дождю).
-
- Около луны звезда народилась - (к потеплению).
1.4. Решение педагогических ситуаций.
Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.
1.5. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать загадки на тему «С днем рождения, земля» (Рогаткина О.Ю.)
1.Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук - станет все светло вокруг (солнце).
2. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне (лед).
3. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна).
4. Бежит по снегу, а следу нету (поземка).
5. Пол - лепешки над домами, не достать его руками (месяц).
6. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем - ищем - ищем, не найдем (роса).
7. На зов ответит зовом, на слово - тем же словом. На смех - ответит смехом, оно зовется… (эхо).
8. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга - летний… (дождь).
9. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит - он лапой умывается (вода).
10. Сколько по ней не иди - все будет бежать впереди (тень).
11.Каждый, кто проходит - подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется (родник).
12. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок).
13. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи (ноябрь).
14. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима).
15. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень).
16.Белый, словно молоко, все кругом заволокло (туман).
17. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето).
18. Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь).
1.6. Творческое задание.
Воспитатель - профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее "прочитать".
1.Весна красна цветами, а осень пирогами.
2.Увидел грача - весну встречай.
3.Готовь сани летом, а телегу зимой.
4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5.Любишь кататься - люби и саночки возить.
6.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
7. Яблоко от яблони недалеко падает.
1.7.Музыкальный конкурс (Валеева Л.Ю.).
Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса "Лебедь"). Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь).
1.8. Мастер- класс от Мосейкиной С.А.
Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами - это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.
Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами (педагоги выполняют задание).
1.9. Выставка Д/игр по экологии (определить победителя)
Заключение:
На этом наш семинар - практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.
И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку, Д/игр по экологии, которые пригодятся вам в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!
Приложение. Решение педагогических ситуаций.
На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?
Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
- Почему ты меня не слушаешь? - спросила Ира и вырвала руку.
- Это еще что за капризы?! - вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?
Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?
Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья - то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки - «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице и когда воспитатель позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив детей, воспитатель повела их в детский сад. Настя увидела, что дети уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у ребенка серьезная травма).
Назовите ошибки воспитателя. Действия педагога далее.