Консультация для родителей. Литературное воспитание дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Литературное воспитание дошкольников»


подготовила Поташева Светлана Юрьевна

воспитатель д/с «Снежинка»

структурное подразделение

МОУ СОШ №2 г.

Каргополь

Архангельской области


  • Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием вопрос воспитания человека путем приобщения его к культуре в целом, книжной в особенности, тем более когда в современных условиях само понятие «книга» почти лишилось прежнего авторитета. Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как к процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда.

  • Техника (аудио-, видео-, компьютерная), дающая готовы слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. И, действительно, с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой. Но, к сожалению, и у родителей все меньше и меньше времени на общение с собственным ребенком, поскольку большинство из родителей вынуждено зарабатывать с утра до вечера. И традиция чтения ребенку перед сном в некоторых семьях канула в прошлое.
    Замыкаясь на телевизорах и компьютерах дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Плоды технического прогресса мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.

Аксиомой в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка всего того, что принес прогресс. Как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе.


* Мудрые люди утверждают, что доброта, справедливость и любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг. Книги исподволь совершенствуют ум, развивают воображение, делают восприимчивее и отзывчивее детскую душу.

* Чем раньше взрослые начнут приобщать ребенка к книге, развивать его интерес к чтению, книге, развивать умение слушать и понимать текст, тем успешнее будет осуществляться развитие малыша, совершенствоваться его ум. Книга помогает овладеть речью.

Как помочь малышу полюбить книгу?

* В зависимости от ситуации, выбора книги и даже времени суток чтение может служить совершено разным целям:

- развлечь или утешить малыша;

- дать ему новые знания;

-подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновит на творческий порыв.

* Начинать читать можно уже шестимесячному малышу.
Для чтения в таком раннем возрасте можно использовать пестушки и потешки.

Пестушки - от слова "пестовать" - в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле - заботливо, любовно выращивать, воспитывать.
Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения "за него", играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает "топотушки" его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

Потягунюшки, Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок.

Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками ("фонарики"), похлопывания ручками ("ладушки"), прикладывание пальчиков к головке ("ушки") и т. п.

Пример : «Сорока», «Ладушки», «Идет коза - рогатая»

И пусть малыш еще не понимает смысла произносимых слов, он с удовольствием прислушивается к мелодичным, напевным стишкам. Пестушки и потешки помогают взрослому общаться с малышом. И это общение позволит ребенку раньше заговорить. А рассматривание при чтении красочных картинок позволит малышу, в дальнейшем, соотносить слова и образы.
* К трем годам ребенок уже с интересом слушает стихи, сказки для самых маленьких, рассказики. А при повторном их чтении проговаривает слова и небольшие фразы. С удовольствием рассматривает иллюстрации в книге. Перечисляет героев стихов и сказок. В этом возрасте ребенок уже способен запомнить и читать небольшие стихи (например, четверостишия А. Барто).

* Но для педагогов особый интерес представляет середина дошкольного детства. Так как этот период классифицируется педагогикой, как самый оптимальный для воспитания и обучения ребенка.

После 4-х лет у детей наблюдается некоторое изменение в понимании литературного произведения. Это связано с расширением круга его конкретных представлений, обогащением его жизненного опыта, знаний. Усложняется и читательский опыт детей. Дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными героями, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность или невозможность переноса в сказке функций одного предмета на другой. На этом, рано проявляющемся у ребенка умении разграничивать в литературных произведениях реальное и фантастическое, возникает возможность постепенно формировать первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылиц и т.д.) Для понимания произведения ребенку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Вместе с тем совершенствующееся воображение не отрицает иллюстрации. Воображение помогает проникновению в авторский замысел, формирует правильное видение героев и событий, эмоциональное отношение к ним, воспитывает эстетические чувства.

Отношение к книге и чтению у детей пятого года жизни иное, чем у младших дошкольников. Дети в этом возрасте - активные слушатели. Они удивляются, радуются и огорчаются, слушая литературные произведения.

А главное заключается в том, что у детей в этом возрасте, появляется потребность в знаниях о предметах, явлениях и событиях, не имевшим места в их собственном опыте. А так же способность мысленно выходить за пределы знакомого, реального окружения.

* Особое место имеет познавательное чтение словарей, энциклопедий, научно-популярной литературы. Познавательное чтение ни в коем случае не должно вытеснять литературное, иначе взрослые рискуют превратить малыша в эмоционально неразвитого сухаря - знайку, который будет считать , что сказки - это только для маленьких, а от стихов нет никакой пользы. Но в умеренном количестве познавательное чтение очень полезно, оно расширяет кругозор ребёнка.

Естественно, что детская художественная литература и есть тот главный источник, из которого ребенок черпает знания и представления о разных сферах деятельности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, о дальних странах, о героях русских народных сказок, в которых добро побеждает зло.
Родителям и педагогам важно не упустить этот возраст ребенка, используя детскую любознательность, развивать интерес к чтению.
Чтение сказок (и других литературных произведений) может стать доброй традицией не только в семье но и в детском саду, поможет создать теплую атмосферу общения детей и взрослых.
Читать детям желательно каждый день по 15-20 минут, так как далее внимание рассеивается и дети теряют интерес к тому, что им читают.
О. С. Ушакова (д.п.н., профессор) утверждает, что восприятие литературного произведения будет эффективным только тогда, когда ребенок к нему подготовлен.
«Прежде всего, необходимо научить ребенка слушать сказки, рассказы, стихи, то есть сформировать у него элементарное представление о жанрах, воспитать умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. А для этого надо обращать внимание малыша не только на содержание, но и на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая ребенка к повторению запомнившихся слов, выражений, песенок, персонажей».
После чтения литературного произведения неплохо побеседовать с малышом, чтобы уточнить, как он понял содержание произведения, его идею, образные слова и выражения. Ребенок, повторяя слова из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным смыслом.

* Широкий выбор методов и приемов по ознакомлению детей с художественной литературой используют педагоги в своей работе. Хочу поделиться небольшим опытом из своей работы - методом проекта «Книга - мой друг», проведенного весной 2010 г. в старшей группе детского сада (рассказ о проекте).

* Закончить свое выступление хочу словами известного писателя - натуралиста К.Г. Паустовского: «Читайте! И пусть в Вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»


© 2010-2022