- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Планирование. Классификация детских игр. Дидактические игры
Планирование. Классификация детских игр. Дидактические игры
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коновалова Т.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классификация детских игр. Своеобразие каждого вида игр.
Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности; является средством познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослым.
Зарубежные психологи 18-19 вв.: классифицировали игры как: зрительные, слуховые, осязательные, моторные(подвижные).
Н.К. Крупская: классифицировала игры как самодеятельные и игры, предложенные взрослыми.
П.Ф. Лестгафт: игры символические и игры с правилами.
С.Л. Новоселова
1) творческие игры (по инициативе ребенка)
2) игры с правилами (по инициативе взрослого)
3) народные игры, идущие от исторических традиций, этноса.
Традиционная классификация игр:
творческие игры
сюжетно-ролевые
«Магазин», «Больница», «Библиотека»
и др
Цель: изучение различных социальных ролей человека
Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный
Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)
режиссерские
«Авария на дороге» и др.
Цель: развитие творчества и фантазии
Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный
Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) - неодушевленные предметы;
Условие: создание детям индивидуального пространства
строительно-конструктивные
Цель: решение конструктивных задач
Виды материала: природный, специально созданный, подсобный
Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач
театрально-художественные
Цель: приобщение ребенка к искусству;
Виды: дети-режиссеры и дети-актеры;
Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений; имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения;
игры
с правилами
дидактические
Цель: обучение
Виды: сюжетно-дидактические («магазин»); настольно-печатные («лото»); словесные («времена года»)
Особенности: наличие обучающей и игровой задач, игровых действий; наличие правил
подвижные
Цель:
Виды:
Особенности: наличие правил
сюжетные и
бессюжетные игры
спортивные игры
(большой, средней
и малой подвижности)
Дидактическая игра. Виды дидактических игр. Особенности проведения дидактических игр в разных возрастных группах.
ДИ - способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.
Виды ДИ:
- сюжетно-дидактические («магазин»)
- игры с предметами («чудесный мешочек»)
- настольно-печатные («лото», «домино»)
- словесные («кем быть?», «времена года»)
Структура ДИ:
1) обучающая задача - определяет игровые действия, правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу;
2) игровая задача
3) игровые действия
II мл.
- дидактическая игра как часть занятия
ср.гр.
- игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателю (дидактические - закреплять знания и умения, полученные на занятиях; настольно-печатные - осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.)
ст.гр.
- игры организуются детьми, воспитатель как консультант
(создавать развивающую предметно-игровую среду для организации всех видов игр на занятиях и в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества)