- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Рабочая программа по теме: «Создание психолого-педагогических условий для нравственно-патриотического воспитания детей через ознакомление детей с творчеством художников и поэтов города Заринска »
Рабочая программа по теме: «Создание психолого-педагогических условий для нравственно-патриотического воспитания детей через ознакомление детей с творчеством художников и поэтов города Заринска »
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лемешенко С.А. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида №3 «Теремок» г.Заринска
Рабочая программа по теме:
«Создание психолого-педагогических условий для нравственно-патриотического воспитания детей через ознакомление детей с творчеством художников и поэтов города Заринска »
Разработчик: Лемешенко
Светлана Анатольевна
воспитатель МБДОУ №3
«Теремок» г.Заринска
Алтайского края.
г.Заринск
2015
Содержание:
Пояснительная записка стр.3-5
Предполагаемые результаты стр.5
Календарно-тематическое планирование стр. 6-8
Методическое обеспечение стр.9
Пояснительная записка
Детство - важный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию - это уважение к культуре своего города, страны, ощущение неразрывности с окружающим миром, гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен полюбить свой родной город, край, культуру, испытывать чувство гордости за свою малую Родину. Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культурное наследие своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился или провел много времени, где прошло его детство, ведь именно с детством, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Мы живем именно в таком городе - тихом, маленьком и в то же время любимом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Приступая к разработке данной рабочей программы, я хотела, чтобы после ее реализации дети гордились как своим городом, так и теми, кто живет в нем, трудится во имя его будущего. Я считаю, что дети должны знать как героев труда, так и художников и поэтов нашего города. Могли рассказать о них своим друзьям.
В наше время родители, занятые работой уделяют мало внимания данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе, людях, которые в нем живут и работают. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, я считаю данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Выбирая тему рабочей программы, я проанализировала возрастные особенности детей, их интересы. В ходе диалога с детьми я поняла, что в своей работе нужно сделать акцент на развитие именно этой компетентности . Они готовы к общению с творческими людьми города, восприятию произведений художников и поэтов, к приобретению знаний и отражению их в самостоятельной творческой деятельности. Способны проявлять эмоциональность, отзывчивость, радость от соприкосновения миром культуры.
Цель рабочей программы:
-
Создать условия для развития нравственно - патриотического воспитания детей через ознакомление с художниками и поэтами малой родины.
Задачи:
-
Формировать представление о художниках и поэтах г. Заринска средствами разнообразных ситуаций;
-
Вызвать интерес к творчеству художников и особенностям изобразительного искусства;
-
Формировать у детей потребность к созданию собственных работ;
-
Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению культурного наследия своего города.
Основные принципы организации реализации программы
-
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка субъектом образовательных отношений;
-
Поддержка инициативы детей в планируемых видах деятельности;
-
Сотрудничество организации с семьей;
-
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
-
Учет возрастных особенностей детей ;
Предполагаемые результаты программы:
После реализации рабочей программы в группе:
-
Мультимедийная презентация « Художники и поэты нашего города»;
-
Фотоальбом «Творенье ваших рук»;
-
Выставка работ «Вместе с мамой и папой»;
-
Видеофильм «Шаги к успеху»;
-
Вернисаж в детском саду;
в социуме:
-
Вернисаж в доме культуры «Северный»;
-
Творческая встреча для детей и родителей нашего микрорайона в доме культуры «Северный» «В стихах мы славим город наш».
Взаимодействие с семьей:
Одной из задач рабочей программы звучит так: вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению культурного наследия своего города. Родительский дом, это- то место на земле, куда родители пригласили своего ребенка для проживания собственной, неповторимой линии жизни. Сближение пространства родительского дома с жизнедеятельностью ребенка в дошкольной организации - важная составляющая успешного становления его целостной смысловой картины мира, его эмоционального благополучия и гармоничного роста. Содержание программы представлено через совместное проживание ребенка и родителями разных значимых событий: сотворчество детей и взрослых, участие в вернисаже, сбор информации для создания альбома о художниках и поэтах, посещение творческой гостиной.
Дети смогут:
-
Провести экскурсию по картинной галерее для детей младших групп;
-
Рассказать о творчестве понравившегося художника или поэта нашего города;
-
Рассказать наизусть 2-3 стихотворения детской поэтессы Олеси Белик;
-
Прокомментировать мультимедийную презентацию по поводу совместно организованных встреч с художниками и поэтами.
Программа разработана для МБДОУ №3 «Теремок» города Заринска.
Период реализации программы с сентября 2014года по май 2015 года.
Программа реализуется в первую половину дня в рамках ОД, совместной деятельности детей, воспитателей и родителей, игровой деятельности.
Календарно - тематическое планирование по теме:
«Создание психолого-педагогических условий для нравственно-патриотического воспитания детей через ознакомление детей с творчеством художников и поэтов города Заринска »
(подготовительная группа 6-7 лет)
месяц
тема
пространственное планирование
сентябрь
«Мой любимый город»
Цель: формирование у детей любви к малой Родине; приобщение детей к культуре и традициям народа.
«Художники нашего города»
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Экскурсия по городу;
Мультимедийная презентация;
октябрь
«Заринск глазами художников».
Цель: приобщение детей к ценностям культуры.
Вернисаж в фойе детского сада.
Экскурсия в библиотеку.
ноябрь
«Юные таланты нашего города».
Цель: становление умений выражать свои впечатления от увиденного в рисунке.
Экскурсия в художественную школу.
Мастер- класс художника Даниила К.
декабрь
«Зима в нашем городе»
Цель: способствовать сотворчеству детей и взрослых для отображения жизненных впечатлений.
Вернисаж детских работ.
Творческая гостиная с приглашением родителей.
январь
«Поэты нашего города»
Цель: развитие познавательных способностей детей.
Мультимедийная презентация.
Выставка книг детской поэтессы Олеси Белик.
февраль
«Ставьте ушки на макушку…»
Цель: становление умений выражать свои впечатления от услышанного в рисунке.
Фонотека стихов Олеси Белик.
Выставка рисунков по стихотворениям Олеси Белик.
март
« К нам гости пришли…»
Цель: познакомить детей с детской поэтессой; формировать потребность к созданию собственных работ.
Встреча с детской поэтессой Олесей Белик.
Собственная книга по стихотворениям Олеси Белик, созданная совместно с родителями.
апрель
«Этот мир мы создали вместе».
Цель: Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению культурного наследия своего города.
Семейная настенная газета.
Альбом «Художники и поэты города Заринска».
Совместный рассказ детей и родителей о любом художнике или поэте г. Заринска, для участия в проекте «Литературная галактика».
май
«Шаги к успеху».
Цель: становление у детей основ культуры и бережного отношения к ней.
Вернисаж картин художников в доме культуры «Северный».
Творческая встреча с поэтами и художниками города.
Видеофильм «Наши шаги к успеху».
Взаимодействие с другими специалистами:
музыкальный руководитель.
-
Подбор музыкальных произведений для звучания их в мероприятиях;
Учитель-логопед:
-
Разучивание с детьми стихотворений Олеси Белик.
Ожидаемый результат реализации программы:
В процессе реализации программы ожидается:
-
Обогащение пространственной предметно-развивающей среды дошкольного учреждения через организацию выставок работ детей, создание фотоальбомов, настенных газет, видеофильма.
-
Становление у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях; возникновение стойкого интереса к культурному наследию родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
-
Сотрудничество организации с семьей в нравственно- патриотическом воспитании детей.
Методическое обеспечение:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт от17.10.2013г. №1155
-
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
-
Устав МБДОУ детского сада №3 «Теремок» города Заринска.
-
«Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой)
-
Затеева Е.В.,Ермакова Г.Г.,Лобас Н.А.,Иванова Е.Г. Наш друг Паровозик приглашает…методическое пособие/ Под ред. Е.В. Затеевой - Барнаул: АКИПКРО,2013. - 136 с.
-
Закон об образовании № 273 от 2012г.
-
Сан ПиН 2.4.1. 3049-1. Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций.
9