Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе: «За волшебным клубочком по родному краю»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан


Конспект организованной образовательной деятельности

в старшей группе:

«За волшебным клубочком по родному краю»



Воспитатель по обучению детей татарскому языку:

Юсупова Алия Халиловна

2015 г.

Программные задачи:

1. Обобщать и расширять представления детей о г. Чистополе, его достопримечательностях. Закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем города Чистополя. Учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь. Углублять знания детей о лесе, о животном и растительном мире родного края.

2. Продолжать развивать диалогическую речь. Формировать чувство любви к своему городу. Обогащать словарь детей. Закрепить названия улиц.

3. Воспитать любовь и уважение к своему городу. Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

Интеграция:

Образовательная область «Коммуникация»

Цель: применение эмоционально-речевого общения со сверстниками и воспитателем в ходе организованной деятельности.

Образовательная область: «Познание»

Цель: Обогащать представления детей о своем родном г.Чистополе, реке Каме.

Образовательная область: «Музыка»

Цель: Продолжать развивать интерес и любовь к музыке.

Образовательная область: «Социализация»

Цель: расширять представление о родном городе. Продолжать знакомить с достопримечательностями города, в которых живут дети.

Образовательная область: «Чтение художественной литературы»

Цель: продолжать совершенствовать художественно - речевые исполнительские навыки детей при рассказывании стихов, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию стихотворения.

Предварительная работа с детьми: беседы, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире родного края, рассматривание буклета о Чистополе, целевые прогулки по улицам города, разучивание песен, игр; ознакомление с татарским орнаментом, вырезание из самоклеящейся бумаги узоров (цветочки и листики), чтение сказок «Шурале».

Оборудование и материал: скамейка, магнитофон, гостинцы, костюм для Шурале, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение «Чистопольский вальс».


Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Доброе утро! Сегодня у меня очень хорошее настроение, свое настроение хочу передать и вам. Возьмите горсточку моего настроения и, не роняя, передайте друг - другу. Пусть ваше отличное настроение сохранится в течение всего занятия.

Где еще ты видел город

Зеленее и красивей?

Где еще такой пригорок,

Чей венец - собор старинный?

Ты пройди по белу свету -

Лучше Чистополя нету!

Вот как поэты называют наш городок, зеленым, красивым. В нашем городе много парков, аллей, засаженными различными деревьями, кустами.

Воспитатель: У меня в руках клубочек, но он не простой, а волшебный. Сегодня мы с вами по путешествуем по нашему родному, красивому городу посмотрим на его достопримечательности.

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в городе Чистополе, а кто знает, как по-татарски будет называться наш город?

Дети: Чистай.

Воспитатель: Правильно, а как называют жителей нашего города?

Дети: Чистопольцы.

Воспитатель: Вы правы. А сейчас наш клубочек покатиться, мы пойдем по его следам (идем по следам клубочка).

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Это сундучок.
Воспитатель: Сундучок не простой, а волшебный. Как мы откроем его?
Дети: Давайте скажем вежливые слова, и может быть сундучок и откроется.
Воспитатель: Давайте, попробуем, ребята.
Закрепление « Вежливые слова».
Дети по очереди называют вежливые слова « Здравствуйте - Исәнмесез», « Добро пожаловать - Рәхим итегез», «Спасибо - Рәхмәт», « Извините, пожалуйста - Гафу итегез», « Простите - Гафу итегез», « Будьте добры - Мәрхәмәтле булыгыз».

Воспитатель: молодцы. Сундучок открылся. В нем лежит свиток, давайте прочитаем его.

«Давным-давно, на месте нашего города, было Чистое поле. Тут обосновались беглые крестьяне, но вскоре их отсюда выселили, а село сожгли. Через некоторое время, уцелевшие крестьяне, вновь стали отстраивать свои дома, к ним вскоре присоединились новые поселенцы, а название новое село получило в память о великом пожарище. Поселение наше быстро развивалось, люди занимались земледелием, скотоводством.

В 1781 году, по приказу Екатерины 2 поселение получило статус города, и получило свой герб. Посмотрите, ребята, «Клейменный золотой четверик в зеленом поле». Так как в городе производился великий торг всяким хлебом.

Позднее горожане «Чистое поле» стали называть просто Чистополь. Купцы торговали хлебом в Англии, Германии, Голландии. Стали строиться мечети, церкви, они украшали Чистополь и братья Г.А. и Д.А. Поляковы построили на свои средства храм в честь святителя Николая Чудотворца (Никольский собор). По церковным праздникам по всему Чистополю раздается колокольный звон, ведется служба». В нашем городе по мимо собора и церкви, имеются мечети, вот например, это мечеть - татарский храм. Главный дом для мусульман».

Воспитатель: А сейчас мы отправимся дальше в путь за клубочком (идем по следам клубочка). Ребята, посмотрите перед нами волшебный лес (стоит скамейка, дети садятся, звучит тихая мелодия). Давайте посмотрим, кто же живет в этом лесу (дети называют диких животных на татарском языке: аю, куян, бүре, керпе, төлке и т.д.).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали всех диких животных.

Сюрпризный момент: раздается крики « Помогите».
Воспитатель: Ребята вы слышите, кто-то кричит?
- Помогите, спасите! Пальцам больно! (воспитатель группы в роли Шурале)
Давайте поближе подойдем и посмотрим, кто так сильно кричит.
Дифференцированный подход: отвечают дети, хорошо владеющие татарским языком.
Дети: Это ведь Шурале. Он из сказки. Написал, эту сказку татарский писатель, Г.Тукай. Вот какой волшебный лес. Значит, он живёт здесь. Он нас не тронет?
Шурале: Девочки и мальчики, пожалуйста, помогите мне. Вгодуминувший прищемил мои пальцы и не приходит больше в лес. Я устал ждать его. Пальцы болят, мне очень холодно. Вы меня не бойтесь, освободите, пожалуйста. Я вам обещаю - никогда некого не буду обижать и трогать.
Дети освобождают Шурале. Он радуется.
Шурале: Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Спасибо, вам ребята. - А вы про меня знаете песню?
Дети: Знаем.
Физ. пауза. Хороводная игра « Шурале».
Шурале: Молодцы. Доброго пути вам ребята. Примите от меня гостинцы (в мешочке отдает воспитателю, дети благодарят его). Спасибо вам! До свидания! (прощаемся, он уходит, а мы продолжаем путь по следам клубочка).

Воспитатель: А сейчас мы отправимся дальше в путь за клубочком (идем по следам клубочка). Ребята, а кто знает, что это за памятник перед нами?

Ребенок: Это Вечный Огонь. Он горит в память о героях войны. Наши чистопольцы боролись за родину, погибли, защищая ее. Наши улицы названы в честь их. Сооружена Аллея героев!

Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, а где вы отдыхаете вместе с родителями?

Дети: В парке.

Воспитатель: Это Скарятинский сад, шумно, весело и ярко проходят здесь веселые ярмарки, проводы зимы, праздники семьи, встреча Нового года! Здесь появилось много аттракционов и развлечений для детей.

Воспитатель: Ребята, а где мы можем поиграть в футбол, зимой на коньках, а летом проходит большой праздник?

Дети: На стадионе.

Здравствуй, солнцем озарен,

Наш центральный стадион!

Тренируясь, мы растем,

Мы сильнее с каждым днем!

Воспитатель: А какой большой праздник мы отмечаем на стадионе?

Дети: Сабантуй!

Воспитатель: Это татарский национальный праздник! Сабантуй-праздник плуга, праздник веселья и труда. Его праздную весной, по окончании посевных работ.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами путешествовали по нашему городу, я хотела вам предложить маленькую викторину, насколько вы хорошо знаете свой город, внимательными ли были!

Воспитатель: Как называют жителей города Чистополя? (Чистопольцы)

На какой реке стоит наш городок? (Каме)

Почему г. Чистополь называют зеленым? ( Много деревьев)

Праздник плуга и труда? (Сабантуй)

По указу, какой королевы, поселение получило статус города? (Екатерина 2)

Как называется центральная улица города? (Ленина)

В честь кого горит Вечный огонь? ( Чистопольцев погибших в Великой Отечественной войне)

Вы успешно справились с вопросами, внимательно слушали, старались. Молодцы! Наше небольшое путешествие по нашему родному, уютному, самому красивому городку закончилось.

Воспитатель:

Город наш раскрыл объятья - в нем царит покой и мир.

Все народы здесь как братья - и батыр и богатырь.

Ты расти, любимый город, молодей и процветай!

Навсегда мне будет дорог Чистопольский дивный край!





Список используемой литературы:

  1. Бурганова Р.А. «Татарский орнамент в изобразительной деятельности», Казань, 2002 г.

  2. Харисоф Л., Гарипова В. «Татарстан - моя Родина», Казань, Магариф, 1998 г.

  3. Фахрутдинов Р. «История татарского народа и Татарстана», Казань, Магариф, 2000.


© 2010-2022