Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Я –маленький гражданин России»

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Формирование патриотизма у детей

старшего дошкольного возраста

в рамках реализации проекта

«Я -маленький гражданин России»







Автор проекта: Громилина

Людмила Владимировна

воспитатель высшей категории















Пояснительная записка

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс.

В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому работа педагога по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Каково же содержание проблемы? Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от взрослых, окружающих ребенка. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только обязательной образовательной деятельности, на которых приобретаются знания, нужна система работы, основанная на сотрудничестве педагогов, детей и родителей.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Беседуя с детьми старшей группы, анализируя результаты социального и нравственного развития воспитанников, сделали вывод о том, что соответствуют :

высокому уровню развития по данной теме 6%;

оптимальный уровень имеют 44%,

средний уровень - 50%,

низкий уровень -0%

Отследив отношение родителей к патриотическому воспитанию, получили следующие результаты (анкета «Патриотическое воспитание»):

- положительное отношение - 45 %,

- нейтральное отношение - 55%.

Исходя из полученных данных, определились цели и задачи данного проекта.

Цель:

Создание организационно - педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье.

Формировать представления детей о родной стране и родном народе.

Задачи:

Показать детям красоту родного города и страны, приобщить к её истории;

Формировать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому;

Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу.

Обогатить знания детей о своей семье.

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Реализация проекта построена по трем блокам:

I блок - «Моя страна»;

II блок - «Мой город»;

III блок - «Моя семья»

Участники проекта:

дети старшей группы, их родители, педагоги.

Сроки реализации проекта:

Реализация проекта рассчитана на период: октябрь-ноябрь 2012 год

Прогнозируемый результат:

Воспитание любви и уважения к членам семьи, формирование понятия семья, дом. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю и народным традициям россиян.

  • Развитие познавательной активности, любознательности.

  • Сформированность чувств национального достоинства.

  • Оказание помощи родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей.

  • Привлечение к сотрудничеству родителей по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно - развивающей средой.

Характерные особенности проекта:



  • Вовлеченность всех участников в педагогический процесс

(педагоги, родители, дети).

  • Нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых.

  • Полнота и разнообразие видов направленной деятельности.

  • Интегративность в образовательной деятельности.

  • Количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня.





I. Блок «Моя страна»

Гипотеза:

Что бы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура как отец и мать, должна стать, неотъемлемой частью души ребенка, помня об этом, мы стремимся воспитать у детей любовь и уважение к столице Родины, к народным традициям, фольклору, к природе.

Направления деятельности

Результат

Беседа «Государственные символы России»


Познакомились с государственной символикой страны

Интегрированная игра - «Русская матрёшка»


Реализация проектной деятельности:

Выставка работ

«Народные промыслы»

Разучивание стихов о Дымке, русских потешек, которыми можно озвучивать дымковские игрушки.

Чтение стихотворений,

загадок, потешек о народных промыслах.

Развитие интереса к народному творчеству.

Развитие памяти.

Сбор и обработка информации для родителей о народных промыслах России

Информационный стенд «Народные промыслы»

Образовательная деятельность

«Дымковские игрушки»

Транслирование опыта усвоенной деятельности.





II. Блок «Мой город»

Гипотеза:

Проживая в родном городе, мы мало знаем о нем. В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.

Направления деятельности

Результат

Сюжетная игра

«Родной город»

Формирование представлений о родном городе

Игра - путешествие

«Достопримечательности моего города»

Просмотр презентации.

Познакомились с достопримечательностями родного города

Работа по направлению

«Природа родного края»


Выставки детского творчества:

«Яблонька», «Березка», «Весенний хоровод».

Музыкальное фольклорное развлечение

«Кто работы не боится,

у того и песня сладится»

Беседа

«Мой любимый детский сад»

Выставка рисунков

« Мой Детский сад»

Спортивное развлечение

«Игры народов Поволжья»

Накопление двигательного опыта



III. Блок «Моя семья»

Гипотеза:

Формирование целостной картины мира в части представлений о своей семье, систематизация полученных представлений у детей посредством специально организованной деятельности в содружестве с педагогами и родителями.

Направления деятельности

Результат

Тематическая беседа с детьми о семье

«Моя семья»

Выставка

Семейных фотографий

«Моя дружная семья»

Сюжетная игра с элементами конструирования

«Дом, в котором я живу»

Детские творческие работы

Непосредственная образовательная деятельность

«Моя семья»

Формирование целостной картины мира в части представлений о своей семье

Сбор и обработка материала для оформления информационного стенда для родителей.

Информационный стенд

«Роль родителей в воспитании ребёнка»

«День семьи»

Праздник

«Я и вся моя семья»

Сплочение детей, родителей, педагогов в совместной деятельности.



Формирование патриотических чувств проходило в тесной связи с семьёй. Именно родители, опираясь на яркие, доступные примеры из своей жизни, работы, показывали ребёнку заинтересованность государства в воспитании патриотов своей страны, убеждали в том, что на каждого воспитанника возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Педагогический коллектив со своей стороны оказывал педагогическую поддержку семьям в этих вопросах через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

Результат реализации проекта:

  1. повысился уровень знаний воспитанников о родном городе, о России, как о родной стране:

высокий: 19%

оптимальный: 56%

средний : 25%

низкий : 0%

  1. создана эмоционально-благоприятная атмосфера в старшей группе детского сада, позволяющая поддерживать интерес ребенка к данной теме;

  2. возросла активность родителей, усилился интерес к совместным мероприятиям в детском саду;

  3. раскрылись творческие способности воспитанников.

Анализируя проделанную работу можно сделать вывод:

В работе с дошкольниками по данному проекту использовался интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных областей, с учетом федеральных государственных требований: моделирования, использования ТСО, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. объединение различных видов деятельности ребенка.

Работа с детьми предполагало сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Вся деятельность строилась с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на гражданско-патриотическое, духовное воспитание дошкольников, которая стала фундаментом для воспитания маленького гражданина России, любящего свой город, страну, уважающего культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Ресурсы

  1. Александрова Е. Ю. / Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты. - Волгоград: Издательство Учитель, 2007.

  2. Атарщикова Н. А. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Средняя группа. - Волгоград. Издательство Учитель, 2011.- 99 с.

  3. Афонькина Ю. А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Средняя группа. - Волгоград. Издательство Учитель, 2011.- 63 с.

  4. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" Методические пособия по Программе. М.: Издательство Мозаика Синтез, 2010.- 304 с.

  5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. Издательство: Скрипторий 2003

  6. Кондрыкинская Л. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Издательство Сфера, 2011.-160 с.

  7. О.В. Павлова Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа: комплексные занятия. Волгоград: Издательство Учитель, 2011.- 158 с.

  8. Е.К. Ривина Знакомим дошкольников с семьёй и родословной Методическое пособие. М.: Издательство Мозаика Синтез,2010.- 128 с.

Интернет - ресурсы:

  1. smolpedagog.ru/article%2066.html

  2. festival.1september.ru/articles/562359/

  3. 1-kvazar.ru/u_hohloma.htm

  4. forum.in-ku.com/

  5. mirknig.com/index.php?do=search




Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Я –маленький гражданин России»Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации проекта «Я –маленький гражданин России»



© 2010-2022