Игры по работе с агрессивными детьми

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игры по работе с агрессивными детьми:

«Маленькое привидение».

Цель: Научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Содержание: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».

«Сороконожка»

Цель: Научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Содержание: Несколько детей встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих - не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.

«Волшебные шарики»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Содержание: Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки шарик и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

«Мой хороший попугай»

Цель: Игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

Содержание: Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: «Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова? Дети предлагают: «Говорить с ним ласково», «Научить его играть» и т.д. Взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить) попугая другому ребенку.

Игру лучше проводить в медленном темпе.

«Цветик - семицветик»

Цель: Игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение.

Содержание: Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из лепестков нарисованы лица, выражающие основные эмоции.

Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии.

«В тридевятом царстве»

Цель: Игра способствует формированию чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.

Содержание: Взрослый и ребенок,прочитав какую-либо сказку, рисует ее на большом листе бумаги, изображая героев и запомнившиеся события, затем взрослый просит ребенка пометить на рисунке, где бы он (ребенок) хотел бы оказаться.

Ребенок сопровождает рисунок описанием своих похождений «в сказке».

Взрослый же в процессе рисования задает ему вопросы: «А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя….?», «А что бы ты сделал на месте героя?», «А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь…?»

«Эмоции героев»

Цель: Игра способствует формированию эмпатии, умению оценить ситуацию и поведение окружающих.

Содержание: Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний.

В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях.

По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен …..

В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе.

Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

«Липучка»

Цель: Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Содержание: Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: «Я - липучка - приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других.

Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

«Драка»

Цель: Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Содержание: Представьте, что вы с другом поссорились. Вот - вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко - прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.

Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

«Кошки-мышки»

Назначение: разминка мышц и эмоций, внимание к человеку, реакция.

«Поменяемся местами те…»

Назначение: тренировка внимательности и быстроты, сплочение

Инструкция: в круг становятся стулья, причём их должно быть на один меньше, чем участников. Все кроме одного садятся на эти стулья, а тот, который стоит (ведущий) называет тему, предлог, предмет, по которому нужно поменяться местами тем, к которым это относится. Кстати, ведущий старается назвать предлог так, чтобы побыстрее самому занять свободное место и тогда произойдёт смена ведущего. Приметы могут быть самыми разными: у кого кроссовки, у кого носки в полоску, водолазки, тёмные волосы и т.п.

«Третий лишний»

Назначение: тренировка быстроты внимания, ловкости, эмоциональная разрядка.

Инструкция: участники становятся в круг попарно: один перед другим и «лишних» двое: один - убегающий, второй его догоняет. Тот, который убегает, может бегать только за пределами круга, но у него есть право встать впереди любой из пар. Догоняющий пытается догнать сначала первого убегающего, а затем «третьего лишнего». Если догоняющий осалит убегающего, они меняются местами. В этой игре нужно как можно больше кричать, визжать и т.д., т.е., выплёскивать как можно больше эмоций.

«Огонь, вода, воздух, земля»

Назначение: тренировка реакции участников, способность их быстро принимать нужное решение, развитие самоконтроля.

Инструкция: участники становятся в круг, в центре - ведущий с мячиком в руках. Он кидает мячик любому из игроков, говоря: «огонь». Тогда тот, кому бросили мяч, должен его поймать и молча повернуться на 360 градусов, затем вернуть мяч ведущему. Если «вода», - назвать любое водоплавающее существо; «земля»- земное, живущее на земле. «Воздух» - летающее существо. Когда мяч у участника, то он должен дать ответ в течение 3х секунд, если он не ответит, то назначается фант.

«Петухи»

Назначение: держать агрессию.

Инструкция: участники разбиваются на пары. Правую или левую ногу они сгибают в колене и придерживают рукой. В такой позе участники должны толкаться плечами, стараясь перетолкнуть соперника в любом, свободном направлении. Комплекция здесь роли не играет, важно держать агрессию, быть как можно азартнее. Необходимо 2-3 раза сменить напарника.

«Стулья»

Назначение: тренировка внимания и реакции, умение взаимодействовать и проигрывать.

В круг ставятся стулья, количество которых на 1 меньше, чем участников. Участники бегают вокруг этих стульев до тех пор, пока не прозвучит хлопок ведущего. Участники должны занять свободные стулья, кто останется, тот забирает стул и уходит из игры. Игра ведется до тех пор, пока не останется два участника и, соответственно один стул.

«Тяни-толкай»

Назначение: держать агрессию

Тяни: Участники разбиваются на пары, берутся за руки. Задача каждого: перетянуть соперника на свою сторону, тянуть нужно изо всех сил.

Толкай: Напарники должны толкать друг друга в противоположную сторону, поставив руки, как стенку.

«Не зевай»

Назначение: разминка, тренировка реакции, развитие самоконтроля.

Группа становится в круг, в центре - ведущий с мячом. Участники стоят спиной к ведущему, Он кидает мяч вверх и называет имя кого-нибудь из участников, тот должен поймать мяч, в противоположном случае ему назначается фант. Если участник поймал мяч, он становится ведущим.

"Мешочек криков"
Цель: выплеск гнева, эмоциональная разрядка.

Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться "мешочком криков". Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.
"Листок гнева"
Цель: выплеск гнева, эмоциональная разрядка.

Стоит предложить разные способы выражения своих негативных эмоций: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки "гневного листа" и выбросив их в мусорку. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.
«Подушка для пинаний»
Цель: выплеск гнева, эмоциональная разрядка.

Пусть это будет небольшая подушка темного цвета, которую ребенок сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным. После того как ему удастся выпустить пар таким безобидным способом, можно перейти к другим средствам решения проблемной ситуации.
Примечание. Аналогами подушки могут стать надувной резиновый молоток, которым можно бить по стенам и по полу, или боксерская груша, которая поможет избавиться от накопившегося гнева не только детям, но и взрослым.
"Рубка дров"
Цель: избавление от физического и эмоционального напряжения, выплеск накопившихся негативных чувств, заряд бодрости.
Пусть ваш маленький дровосек рубит дрова, не жалея сил. Порекомендуйте ему выше заносить воображаемый топор над головой и резко опускать на воображаемое бревно. Полезно издавать при этом вместе с выдохом какие-то звуки, например говорить "Ха!".
"Сигналы гнева"
Цель: развитие самоконтроля.

Изготовить 3 карточки любой формы, красный - дети громко кричат (поют), жёлтый - шопотом, синий - закрывают рот руками.

«Пейзаж»

Цель: выражение себя, снятие напряжения. Используется с детьми 6-7 лет. Ватман, гуашь. Мы рисуем пейзаж простым карандашом, ребёнок раскрашивает элементы пейзажа по очереди со взрослым или другими детьми.

«Колотим воздух»

Цель: выплеск гнева, снятие напряжения.

Кулачками , руки вытянуты перед собой. Со всей силы вверх-вниз.

«Злые - добрые кошки»

Цель: выплеск гнева, снятие агрессии.

В центре обруч (волшебный круг). Как только вы заходите него, вы становитесь злой кошкой (боксёром, злой собакой…) . Вам нужно её показать, а вокруг все кричат «Сильней, сильней!». Как только вы вышли из кругу, вы становитесь добрым.

«Верёвочка»

Цель: развитие самоконтроля, умение доверять.

На пол ложат нитку или рисуют мелом. Ребёнок закрывает глаза, мы его ведём. Если работа групповая, ведёт другой ребёнок.

"Слепой и поводырь"
Цель: установление доверительных отношений, самоконтроль.

Для того чтобы начать игру, нужны два человека. Один из них будет слепым - ему завязывают глаза. Второй - его поводырем, старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением, оберегая его от столкновений с различными препятствиями.
Это "движение" вы заранее создадите, расставив в комнате стулья и какие-то другие вещи таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Если есть еще желающие принять участие в игре, то они могут создавать "баррикады" из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.
«Ваза»

Цель: снятие напряжения, повышение самооценки. Любые маленькие баночки обклеиваем тонким слоем пластилина и украшаем мелкими деталями.

«Аппликация»

Цель: снятие напряжения, выражение себя. Мы рисуем для ребёнка контур какого-либо предмета, животного (зависит от возраста ребёнка). Ребёнок рвет цветную бумагу и кусочки наклеивает - получается аппликация.

«Чудовище»

Цель: снятие напряжения, выражение себя. Рисует ребёнок пальчиками страшное чудовище. Мы задаем вопросы : кто это, где живёт, чем занимается, кто его друзья, кто враги, чем занимается…Затем уничтожает рисунок - рвём на мелкие части. На пол выбрасываем кусочки и топчем, затем выбрасываем в урну.

«Правило дружбы»

Цель: отреагирование агрессии, осознание своего поведения. Дети по кругу заканчивают предложение «Кто ругается дерётся, то превратится в …»

«Леворучки»

Цель: снятие напряжения, выражение эмоционального состояния.

Слушая музыку ребёнок рисует левой рукой (левша - правой).

«Звуки природы»

Цель: выраженгие эмоций, самоконтроль.

Перед ребёнком ватман, тарелки с гуашью. Включаем музыку и даём команду «крась!» Ребёнок макает в тарелку ладони и красит. Как только музыка останавливается ребёнок перестаёт красить и ждёт очередную команду. Игру проводят 3-4 раза.

«Топотушки»

Цель: выплеск гнева, снятие напряжения.Топаем ногами со всей силы.

«Бой воздушными шарами»

Цель: выплеск гнева, снятие напряжения.

У детей шары или пластиковые бутылки. Они ведут бой - по сигналу - останавливаются.

«Комкаем-кидаем»

Цель: выплеск гнева, снятие напряжения.

Газету смять и выкинуть со всей силы).

«Танцуем-отдыхаем»

Цель: снятие напряжения.

Музыка играет - дети танцуют, музыка замолчала - дети отдыхаю

© 2010-2022