Обобщённый педагогический опыт воспитания Развитие творческих способностей средствами нетрадиционного рисования

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКДОУ БУТУРЛИНОВСКИЙ Д-САД № 11



















Обобщённый педагогический опыт воспитателя:
«Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования».













Воспитатель: Болгова А.П.



2016год





В.А. Сухомлинский писал: "Общение с искусством - одна из больших радостей жизни". Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только "особо" одаренных, но и всех детей.

1.Условия формирования опыта.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдая за эффективностью применения различных техник рисования в кружковой работе, на занятиях, привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создают ситуацию успеха у воспитанников , сформирует устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив литературу я сделала вывод, что использование нетрадиционных техник рисования на занятиях позволяют ребёнку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Идея моего опыта - сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

  • Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

  • Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

  • Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

2.Актуальность и перспективность опыта.

В кружковой работе, на занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно- исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребёнок использует цвет, как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску, наносит краску на восковые мелки и т.д.) При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают её свойства: густоту , твёрдость, вязкость.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Техники рисования не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.

Свою работу строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

3. Новизна опыта

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации.

Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования.

4. Трудоёмкость опыта.

Я работаю в старшей группе. В кружке «Волшебная кисточка» 10 человек. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами , оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективен (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, Самостоятельно решать какую технику использовать, что бы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на задания.

В своей работе использую пособие Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» Кружок «Волшебная кисточка» я провожу во второй половине дня. В работе использую такие формы организации и проведение занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки. Методы: наглядный, словесный, практический.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребёнок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники рисования:

  • Рисование пальчиками

  • Рисование ватной палочкой

  • Рисование ладошкой

  • Оттиск пробкой

  • Оттиск поролоном

  • Оттиск пенопластом

  • Оттиск мятой бумагой

  • Тычок жёсткой кистью

  • Отпечатки листьев

  • Монотипия предметная

  • Кляксография с трубочкой

  • Кляксография с ниточкой

  • Граттаж

  • Тиснение

  • Тампонирование

Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками - это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами , и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика , чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования обеспечивает ребёнку свободу действий.

Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Я стараюсь показать много разных приёмов рисования пальчиками: просто ставить следы-отпечатки. Сравнивать отпечатки от разных пальчиков (большой и маленький палец) следы мышки и медведя, проводить пальчиком линию (ручеёк или дождик)

Также учу рисовать ладошкой: здесь возможны варианты - обмакнув несколько пальцев каждый в свой цвет. Позднее учу рисовать обеими руками. Здесь также возможны использование поочерёдно руки . а можно синхронно (салют, петухи ит.д.) Детям очень нравиться этот способ рисования. Обмакивает ладонь в краску и ставит ей отпечаток на бумаге. Интересно получились работы «Петушок, рыбки. т равка, Для развития воображения в старшем дошкольном возрасте я предлагала детям отпечатать ладошку , затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что похоже, как рисунок можно преобразить, изменить, добавить недостающие детали и создать новый образ. Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В ладошке они увидели дерево дракона.

Также мы рисуем пробками. Эта техника позволяет изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции (салфетки, платки и т.д.)

Рисование печаткой из пенопласта

Тычок жёсткой кистью - ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге держа вертикально.

Тампонирование - тампон из поролона, , штемпельная подушка. В этой технике хорошо рисовать что-нибудь пушистое.

Рисование свечкой или восковыми мелками - рисуем свечой а сверху наносим акварель.

Техника монотипия - складываем лист бумаги вдвое, на одной его половине рисуем половину изображаемого предмета

Хорошо развивает изображение игры с кляксами. Где дети осторожно дуют на пятно получая при этом изображение.

Отпечатки листьев - листья покрываем гуашью , затем окрашенной стороной кладём на бумагу.

В старшем возрасте дети часто выполняют , применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им создать выразительный образ.

Результативность опыта

В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания - все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была - несомненно.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Достижения детей.

В рамках МКДОУ:

  • Выставка « Как я провёл лето».

  • «Рисуем маму вместе с папой»

  • Выставка «Зима в фантазии детей».

  • Выставка «Наши замечательные папы»

  • Выставка «Мои любимые бабушка и мама»

  • Выставка «Дорога в космос»

На муниципальном уровне:

  • Областной заочный конкурс творческих работ «Мы в ответе за тех кого приручили» - II место.

На региональном уровне:

  • Областной конкурс творческих работ «Мы в ответе за тех, кого приручили».

  • I - место

На всероссийском уровне:

  • Участие в конкурсе «И снова в сказку»

На международном уровне:

  • Участие в конкурсе рисунков «Дружат дети на планете»

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и

эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

© 2010-2022