Конспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольника

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Конспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольника


Конспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольника

Конспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольникаКонспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольника





Конспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольника

ЦЕЛЬ: дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук, в общем, интеллектуальном и речевом развитии ребёнка и предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.

ОФОРМЛЕНИЕ


В группе:


  • столы стоят буквой «П». На столах вниманию родителей представлены игры и пособия, используемые для развития мелкой моторики рук у детей: игры-шнуровки, «геометрические бусы» (геометрические фигуры из вспененного полимера, одеваемые на шнурок); разнообразные вкладыши; игры на застёгивание и расстегивание (с использованием пуговиц, кнопок, крючков, липучек, молний); конструктор (пластмассовый); дидактические игры «Выложи узор из палочек», «Выложи узор из спичек»; «Нарисуй дорожку»; пипетки, прищепки, проволока и т.п.

  • Письменные рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей посредством пальчиковых игр с использованием предметов и без них.

В приёмной:


  • информационный стенд для родителей на тему: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»






Конспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольника

Конспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольника

«Тренировка движений пальцев рук является

важным фактором, стимулирующим речевое

развитие, способствующим улучшению артикуляционной

моторики, а также подготовке кисти руки к письму и,

что немаловажно, мощным средством, повышающим

работоспособность коры головного мозга»


Конспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольника


«Таланты детей находятся

на кончиках их пальцев»

Мария Монтессори

Конспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольника

« Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют

развитию мозга»

Физиолог И.П. Павлов

Конспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольника

«От пятилетнего ребёнка

до меня только шаг.

А от новорожденного до

пятилетнего -

страшное расстояние»

Л.Н. Толстой



УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Сегодня мы с вами собрались, чтобы провести семинар - практикум на тему: «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, их роль в развитии детского мышления».

Наш семинар будет состоять из теоретической части, где мы рассмотрим вопрос о значении развития мелкой моторики рук и практической части, где будут представлены практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики.

Многие из вас слышали о том, что очень важно развивать у ребёнка мелкую моторику рук, о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием мышления и речевой функцией. Да, действительно, нормальное развитие речи ребёнка, его мышление, теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Известно, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной мыслительной деятельности ребенка.

Люди, давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Поэтому в устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известные всем «Сорока - Ворона», «Ладушки, ладушки…»

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают мыслительную активность ребенка…

  2. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи

  3. Малыш учиться концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

  4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми действиями.

  5. Развивается память ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений

  6. У малыша развивается воображение, мышление и фантазия.

  7. В результате регулярных упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Предлагаем вашему вниманию несколько примеров упражнений, которые можно разделить на 3 группы

1 группа - упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность, достаточно просты, не требуют тонких дифференцированных движений;

  • учат напрягать и расслаблять мышцы;

  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

  • учат переключаться с одного движения на другое.

2 группа - упражнения для пальцев условно статические:

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

3 группа - упражнения для пальцев динамические:

  • развивают точную координацию движений;

  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;

  • учат противопоставлять большой палец остальным.

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. Если вы начинаете заниматься с детьми в возрасте

2-х лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с 1 группы.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь с ребенком ежедневно около 5 минут.

  • Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти и пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

  • Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем - другой рукой, после этого двумя одновременно.

Давайте попробуем выполнить упражнения вместе (флажки, шарик, ежик, ножницы, вилка, колечко, очки, в гости, пальчик - мальчик…).

Больше всего дети любят пальчиковые игры именно со стихотворным речевым сопровождением (например, «Апельсин»).

Но можно поиграть с детьми и в такие игры, когда просто изображается предмет или какое-то животное (лошадка, собака, коза, кошка, мышка, пчёлы, рыба, цветы, ворота, человечек, ворота, мостик, сарай, дом).

И после усвоения ребёнком нескольких упражнений можно придумать вместе с ребёнком итоговую сказку или рассказ. Предлагаю вашему вниманию один из вариантов сказки с участием пальчиков, будем вместе показывать и рассказывать (см. «Итоговая сказка»)

Мы с вами рассмотрели некоторые варианты пальчиковых игр без предметов, а сейчас остановимся на играх с предметами.

Я предлагаю вам ознакомиться с пособиями, по которым я работаю в этом направлении.

К ним относятся разнообразные шнуровки («Наряди ёлочку», «Корзина с фруктами», «Цветы», «Телефон» и т.д.); игры из серии «Застежки и расстежки»; разнообразные конструкторы, мозаики, счётные палочки, спички, прищепки, пипетки и мн. др.

На этом можно закончить наш семинар, но ещё раз хочу напомнить о том, что кроме этих существуют и другие способы развития мыслительной деятельности ребёнка. Кроме того, только совместными усилиями и постоянной работой с детьми можно достигнуть желаемого результата.

Конспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольника

Жил-был человечек (рукой изображаем человечка) и построил он себе дом. Домик получился красивый с высокой трубой на крыше. Вокруг дома построил он забор с воротами. Возле дома человек посадил цветы, они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчёлы, они жужжали и собирали цветочный сок.

Человек жил один одинешенек, и пошёл он по свету друзей искать. Шёл - шёл, встретил птичку и говорит: «Птичка - птичка, давай дружить!» Но птица ничего ему не сказала, взмахнула крыльями и улетела.

Пошёл человечек дальше и увидел рыбу. Но рыбка не захотела дружить с человеком, плеснула хвостиком и уплыла. А он пошёл дальше и встретил лошадку. «И-го-го», - сказала лошадка, - давай с тобой дружить, человек, я буду помогать тебе перевозить тяжелые грузы». И человек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человечек и лошадка.

Шли-шли, а навстречу им собака. «Ав-ав, возьми меня с собой, человек, я буду тебя охранять». И пошли они дальше втроём: человек, лошадь и собака. Идут и видят- коза пасётся в поле: «Ме-ме, давай дружить, человек, я буду поить тебя вкусным молоком». Дальше пошли они вчетвером: человек, лошадь, собака и коза. Идут и слышат жалобное мяуканье. Оказалось, что это кошка: «Мяу-мяу, возьми меня с собой, человек, я буду мышей пугать, чтобы они ничего не могли погрызть».

Согласился человечек, и пошли они дальше: человек, лошадь, собака, коза и кошка. Пришли к реке, а переправиться через неё не могут: мостика нет. Построили они тогда все вместе мостик, перешли на другой берег, и увидел человек свой домик с трубой, из которого он ушёл когда-то. Построил человек для своих друзей сарай, и стали они вместе жить-поживать и друг другу помогать.

Конспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольника

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!



Приглашаем Вас, посетить семинар-практикум на тему:

«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук,

их роль в развитии ребёнка»,

который состоится 17 ноября в 15.30.

Знания, полученные во время наше встречи, Вы можете применять в играх и занятиях со своими детьми.

С уважением

Ваш воспитатель Тарханова Ю. А..




















Памятка для родителей


Развитие мелкой моторики


Достаточная двигательная активность ребёнка, удовлетворение его потребности в движении, а главное - возможность ребёнка выполнять эти движения - одно из условий полноценного развития малыша. Необходимо развивать как общую, так и мелкую моторику. Мелкая моторика -точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи маленького ребёнка.

Постарайтесь научить его выполнять точные движения пальцами, изображать, имитировать с помощью • пальцев различные движения. Попутно объясните малышу, какая рука - правая, какая -левая, научите различать их.


Ручки на столе лежат

И пока что крепко спят.

А теперь одна проснулась

И тихонько потянулась.

(Ладонь остаётся прижатой к столу, а пальцы приподнимаются.)


Это правая рука - и легка

Улеглась она опять,

Видно, будет отдыхать.

Вот и левая рука проснулась -

Тоже сладко потянулась.

(Вторая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются.)


Теперь обе проснулись -

Сильно-сильно потянулись.

(Пальцы на обеих руках поднимаются.)

Большой пальчик подними

И тихонько постучи.

(Поднимаются по очереди пальцы на обеих руках по одному и стучат.)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Раздаётся снова стук.

На руке твоей другой

Пальчик постучал большой.

Мы по очереди всеми

Будем пальцами стучать

И, конечно, отдыхать.

А теперь мы будем киски.

Эй, не подходите близко -

Поцарапаем немножко -

Не ребята мы, а кошки.

(Пальцы обеих рук вместе, а потом каждая рука по очереди легко царапает стол.)

К нам на стол забрался слон,

Начал громко топать он.

(Постучать пальцами ладоней по столу.)

И лошадки прибежали.

И копытцами стучали.

(Легко постучать кончиками пальцев по столу.)

Осторожны и легки

Приползали паучки.

(Медленно перебирать пальцами по поверхности стола.)

А лягушки проскакали -

И в болотце убежали.

(Отталкиваться сжатыми пальцами от стола, приподнимая кисти рук.)

Тихо по земле шурша

Ползёт змейка не спеша.

(Вибрирующие движения кисти рук, подушечки пальцев не отрываются от стола.)

Солнышко пригревало -

Червячки уползали.

Солнышко убежало -

Червячки выползали.

(Пальцы медленно сжимаются в кулаки, потом медленно разжимаются.)

Светят солнышка лучи -

Они очень горячи.

А как тучка набежала -

Видно солнышка не стало.

(Пальцы раздвигаются на поверхности стола, затем сдвигаются вместе.)

Раз купили мы арбуз,

Он хороший был на вкус.

(Соединить кончики пальцев, образуя шар.)

А ещё купили дыню -

Сразу съели половину.

(Соединить кончики пальцев, образуя овал.).

С утра пальчики старались -

В своём доме убирались.

(Пальцы по очереди сближаются с большим, скребя по столу, ладошки боком лежат на столе.)

По весёлой по дорожке

Быстро пробегут две ножки.

(Пальцы по парам «бегут» по столу.)

А теперь те же ножки

Проскакали по дорожке.

(Пальцы по парам отталкиваются от стола.)

Таких тренировочных упражнений для пальцев можно придумать и самим великое множество. Все они очень полезны, обычно ребёнок с удовольствием выполняет их.

Не следует давать малышу сразу большую нагрузку, лучше помочь ему разучить несколько упражнений, затем добавить ещё несколько. Может быть, ребёнок захочет сам придумать какие-нибудь движения, к этому нужно отнестись с особым вниманием, следует побуждать малыша к действиям.

Попросите ребёнка изобразить с помощью пальцев такие движения:

  • резанье ножницами

  • подметание метёлкой

  • пиление

  • закручивание винтика

  • подбирание крошек со стола

  • оттирание пятнышка

  • кормление цыплят.

При выполнении этих упражнений кисти рук становятся гибкими, а движения - более свободными, что в будущем поможет ребёнку научиться писать, рисовать.

Дайте детям спички, или кто сказал,

что спички детям - не игрушка?

Конспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольника

Очень полезны манипуляции с пуговицами. Можно предложить ребёнку разобрать пуговицы на группы по величине, по цвету, по форме. Конечно, малыш ещё не может ориентироваться в названиях геометрических фигур, но сравнивать их внешний вид и действовать по подобию он сумеет. С удовольствием дети расстёгивают и застёгивают пуговицы, соотносят их между собой.

Ловкость и сноровку приобретают пальчики и в результате упражнений со шнурком.

Возьмите лист картона и вырежьте в нём несколько дырочек диаметром 5-7 мм. Предложите ребёнку продеть шнурок через дырочки.

Можно вырезать дырочки по контуру картонного силуэта животного, какого-либо предмета и продёрнуть шнурок.

Очень интересны, будут малышу задания, связанные с выкладыванием из картонных деталей различных предметов и фигур. Лучше, если ребёнок будет выполнять их по предложенному образцу.

Конспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольникаКонспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольника



















Дети могут выполнять задания, направленные на развитие мелкой моторики, используя, например, счетные палочки.

Можно предложить ребёнку выполнить следующие варианты заданий.

При выполнении этих заданий ребёнок может выкладывать фигурки из палочек по образцу, а может придумывать что-то своё, привнося новые элементы в имеющиеся комбинации.

Конспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольника

Конспект родительского собрания Влияние мелкой моторики на развитие мыслительной деятельности дошкольника

10

© 2010-2022