Консультация для педагогов «Биомеханика движений. Развитие в игре двигательных возможностей детей»

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Консультация

«Биомеханика движений.

Развитие в игре двигательных возможностей детей»










Биомеханика движений, развитие двигательных возможностей детей, двигательные навыки, двигательная память, игровые упражнения.

Дети навсегда быстро запоминают показанные педагогами двигательные упражнения потому, что у каждого разные двигательные навыки и двигательная память. Биомеханика движений способствует и более быстрому запоминанию упражнений, и развитию двигательных возможностей детей.

Основу жизнедеятельности и здоровья дошкольника обеспечивают параметры, отражающие его способности к определенным движениям. При оценке двигательных возможностей выделяют количественные и качественные показатели. Количественные оцениваются при выполнении детьми ходьбы, бега, различных прыжков и других двигательных действий, которые изменяются с возрастным и физиологическим развитием. Основными физическими двигательными качествами принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость. При выполнении любого физического упражнения все эти качества проявляются в той или иной степени, но зачастую особое значение приобретает какое-либо из них. Это базовые биомеханические качества оценки физического развития детей. В детском возрасте преимущественно внимание должно быть уделено развитию этих показателей.

Ловкость - способность быстро осваивать новые движения и перестраивать их в соответствии с изменяющимися условиями движений. К развитию ловкости приводит систематические разучивание новых упражнений, а также выполнение их в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться с одних движений на другие, заранее не обусловленные; быстро решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, которые проводятся в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения.

Быстрота - выполнение движений в наикратчайшее время; развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый, очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети должны выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развивается быстрота и при выполнении скоростно-силовых упражнений: прыжки (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега), метание - бросок совершается с большой скоростью; целесообразно использовать также хорошо освоенные упражнения, безусловно учитывая физическую подготовленность детей и состояние их здоровья.

Гибкость - способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также от эластичности мышц; развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих. В детском возрасте опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью - следует стремиться к ее сохранению. Упражнения на гибкость целесообразно начинать выполнять с неполным размахом, например, сделать два - три полунаклона, а потом уже полный наклон, два - три полуприседания, затем - глубокое приседание.

Равновесие, т.е. способность сохранять положение тела на опоре в пространстве, зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра массы тела. При выполнении упражнений взаимное положение частей тела изменяется, что приводит к изменению положения ОЦМ в пространстве. Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, которые выполняются при уменьшенной и поднятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), а также в упражнениях, требующих прилагать значительные усилия. Чтобы сохранять устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.)

Глазомер - способность определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений. Развивать его можно при выполнении различных упражнений. При ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление; в прыжках - точно попадать ногой на доску, чтобы, оттолкнувшись, совершить полет в нужном направлении, а затем приземляться в определенном месте; при построениях в колонну по одному необходимо на глаз измерить расстояние до впереди стоящего; в метании на дальность и особенно в цель - расстояние до цели и т.д. При выполнении упражнений важно учить детей определять расстояние на глаз, проверяя его затем шагами.

Сила - оценивается степенью напряжения мышц при их сокращении. Развитие силы мышц достигается благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и д.р.), а также в упражнениях, включающих поднятие собственной массы (прыжки) и преодоление сопротивления партнера. С детьми следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя особое внимание мышцам-разгибателям.

Выносливость - это способность выполнять физические упражнения более длительное время. Ее развитие требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Но однообразная нагрузка приводит к утомлению и потере интереса, поэтому лучше применять разнообразные динамичные упражнения, желательно на свежем воздухе (ходьба, бег, катание на коньках, лыжах, санках, велосипеде, плавание и д.р.).

Методический аспект проблемы обучения ребенка различным движениям и двигательным навыкам состоит в том, что он лучше запоминает те движения, которые считает удобными для выполнения, и тем самым самостоятельно создает свой банк двигательных навыков, собственную двигательную память. При изучении двигательных возможностей детей выявили, что биомеханические двигательные качества целесообразно создавать посредством игровой деятельности в виде подвижных или спортивных игр с различными двигательными элементами. Для создания инициативы необходимо играть с ними в различные ролевые игры с имитацией движений сказочных героев, отображения движений различных животных, птиц и других персонажей.

Между физическими качествами и двигательными умениями существует тесная связь; двигательные навыки и двигательная память неразрывно связаны между собой.

Рекомендуемые упражнения:

  1. «Кошка просыпается» - активация позвоночника, рук и ног.

  2. «Тигр готовится к прыжку» - укрепление позвоночника. Садимся на поляну и, как тигр, крадучись, ползем по кругу и готовимся к прыжку.

  3. «Черепаха осторожно выглядывает из панциря» - расслабление мышц плеч и шеи.

  4. «Медведь осматривает поляну» - укрепление грудного отдела позвоночника и мускулатуры рук.

  5. «Сова вглядывается в темноту» - укрепление глазных мышц.

  6. «Орел испытывает крылья»- тренировка устойчивости и подвижности.

  7. «Аист стоит на одной ноге» - выработка равновесия и координации движений рук.

  8. «Журавль шагает, взмахивая крыльями» - сохранение равновесия. Дети шагают, размахивая руками и высоко поднимая ноги, и представляют себя журавлями, которые разгуливают по мелководью. Необходимо следить за тем, чтобы нога была достаточно поднята, а шаги - не слишком длинными.

  9. «Обезьяна скачет кругами» - укрепление икроножных мышц и мышц бедер.

  10. «Еж сворачивается клубком» - отдых для накопления новых сил. И.п. - лечь на спину, не напрягать, свернуться клубком, как еж.

При выполнении упражнений мир зверей они воспринимают с интересом и осмысленно подходят к их движениям. Такие упражнения помогают детям с разными особенностями развития: гиперактивным, зажатым (с различными комплексами), с плохой координацией.

Кроме того. Упражнения безопасны для здоровья, не вызывают агрессии, позволяют учиться расслабляться, переключиться с одного вида деятельности на другой, укреплять слабые мышцы, координировать движения. Подобная система движений должна быть понятна родителям, увлекательна и интересна ребенку. Для этого необходимо поддерживать интерес к определенным движениям и стремиться их совершенствовать.


© 2010-2022