Проект Нужное из ненужного

Разработчики проекта: заведующий МБДОУ «Детский сад № 105» города Дзержинска Нижегородской области Шилкина Наталия Евгеньевна старший воспитатель: Челогузова Марина Яковлевна воспитатели: Шахова Ольга Жановна, Захарова Ольга Владимировна, Панфилова Татьяна Анатольевна, Голованова Ирина Александровна.Проект создан с целью реализации образовательных областей "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" при взаимодействии с ...
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект Нужное из ненужного

Наименование проекта: «Нужное из ненужного»

Сроки и этапы реализации проекта: сентябрь 2013 года - май 2014 года

Основные разработчики проекта:

  1. Шилкина Наталия Евгеньевна, заведующий МБДОУ «Детский сад № 105»

города Дзержинска Нижегородской области

  1. Челогузова Марина Яковлевна, старший воспитатель,

  2. Шахова Ольга Жановна, воспитатель,

  3. Захарова Ольга Владимировна, воспитатель,

  4. Панфилова Татьяна Анатольевна, воспитатель,

  5. Голованова Ирина Александровна, воспитатель.

Актуальность

«Мусор - это не вещество, а искусство - искусство смешивать вместе разные полезные вещи и предметы, тем самым определяя им место на свалке»

Пол Коннетт.



Проблема мусора - одна из самых актуальных проблем современности. Она касается любого из нас. Свалки и другие скопления мусора являются серьёзным источником экологической опасности. Причём эта проблема в последние годы достаточно остро стоит в нашем городе. В её решении большую роль играет формирование экологического грамотного поведения у наших воспитанников - дошкольников, в том числе и их родителей. Педагоги нашего детского сада часто проводят с детьми прогулки, экскурсии по родному городу Дзержинску. Перед их организацией и проведением тщательно продумываем маршрут. Одним из критериев выбора места и времени движения по городу с детьми является чистота и ухоженность территории. Обращаем внимание на красоту улиц и скверов, наличие мест для сбора мусора (урны вдоль тротуаров), на транспорт для очистки дорог от снега и пыли.

Но проблемой является формирование отношения к чистоте и экологичности окружающего, если дети вдруг сталкиваются с негативными проявлениями жителей по отношению к мусору. Каждый человек выбрасывает ежедневно бытовые отходы. Результат этого заметен невооруженным глазом: обилие мусора в местах отдыха. На улицах, пляжах и т.п. при этом с каждым годом увеличивается количество новых синтетических материалов, из которых производятся новая упаковка и новые товары. По российской статистике, за последние десятилетия жители страны стали потреблять намного больше товаров и выбрасывать гораздо больше количество упаковок. При этом у нас слабо развита система переработки мусора, практически не внедрён раздельный сбор бытовых отходов, который способствует вторичному использованию материалов. Проблема экологической безопасности - всемирная проблема. Впервые о проблеме загрязнения окружающей среды сказано в 1948 году во Франции и создан международный союз охраны природы. В 1968 году заговорили о проблеме опасности загрязнения биосферы. В начале 70-х годов зародилось экологическое движение «Гринпис». Описание экологических проблем в отношении воспитания детей дошкольного возраста более широко представлено в России доктором педагогических и кандидатом биологических наук Н.А.Рыжовой. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы сознательного отношения к природоохранной деятельности.

Проблема, которая обозначена в проекте, не новая. Лозунг «Отходы - в доходы» также всем хорошо известен. Было время, когда на школьных тетрадях ставилась надпись: «Изготовлено из вторичного сырья». Дети, видя это, понимали, что собранная ими макулатура, была потом переработана в бумагу. Возобновлять эту работу, конечно же, надо. Тем более что сегодня проблема сбора мусора особенно актуальна.

Воспитывая детей, мы будем воспитывать и взрослых. Дети, участвуя в поиске разных способов использования пластмассовых предметов вместе с родителями не только сами узнают и научатся многому (что такое пластмасса, свойства и качества материала, что можно сделать из пластмассы, как можно использовать придуманные предметы в игре), но и заинтересуют взрослых, тем самым вовлекая и их в процесс обучения раздельного сбора мусора и рационального его использования.

Гуляя с детьми по району, мы обратили внимание на огромное количество мусора, разбросанного, вдоль заборов. Откуда же берется мусор? Как он влияет на окружающую природу? Как можно использовать его, чтобы не увеличивать количество отходов? В результате возникла идея создания проекта под названием «Нужное из ненужного».

Определить цель совместной деятельности взрослых и детей по реализации проекта - значит выяс­нить, зачем мы его проводим. Мы задали себе такие вопросы: «Куда девать мусор? Что с ним делать? Почему мусор не убирают? А если его и вывозят в мусорных баках, то куда? Что происхо­дит с ним в дальнейшем?»

Проблемы экологического образования дошкольников находят отражение в комплексной программе «Детство» В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткиной, которую реализует наш детский сад, в разделе «Ребёнок открывает для себя мир природы».

Уже начиная с младшей группы, ставятся задачи воспитания и развития детей:

  1. Способствовать накоплению ребёнком ярких впечатлений о природе. Обогащать представления детей о растениях, животных, человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.

  2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с природой.

  3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

В средней группе задачи усложняются:

  1. Постоянно поддерживать активный интерес детей 4-5 лет к окружающей природе. Укреплять и стимулировать его, удовлетворять детскую любознательность.

  2. Способствовать дальнейшему познанию ребёнком мира природы, открывая для него новые растения, животных, людей, признаки живых организмов, объекты неживой природы, свойства природных материалов.

  3. В процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

  4. Поддерживать свободный разговор ребёнка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений. Впечатлений. Поощрять обращения с вопросами и предложениями по проверке суждений и предположений в ходе экспериментирования.

  5. Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребёнка над проявлениями разного отношения людей к природе.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии кругозора и познавательно- исследовательской деятельности в природе, и решаются следующие задачи:

  1. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей.

  2. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

  3. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

К подготовительной группе происходят большие изменения в познавательном и социально-личностном развитии дошкольников, можно выделить следующие задачи:

  1. Развивать познавательный интерес детей к природе. Желание активно изучать природный мир.

  2. Обогащать представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы.

  3. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

  4. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.

  5. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.

  6. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Характеристика проекта

Особенность деятельности в рамках проекта состоит в использовании информационной среды для максимально полного развития интереса детей, развития кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе.

Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по экологическому образованию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у детей - дошкольников, достичь грамотного и цивилизованного обращения с отходами и вторсырья (пластика, разнообразных упаковок, деталей бытовой техники и пр.)

Проект адаптирован для детей дошкольного учреждения и может быть использован воспитателями во взаимодействии с семьями детей.

Таким образом, экологизация развивающей природной среды в дошкольных учреждениях должна способствовать реализации всех компонентов его содержания: познавательного, нравственно-ценностного и деятельностного.

Учитывая то, что у старших дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности - игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать экологический материал.

Несмотря на значимость данной проблемы, педагогическая наука еще не предложила готовой программы по всестороннему экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, поэтому был разработан проект: «Нужное из ненужного», который апробирован в порядке педагогического эксперимента. Апробация проекта «Нужное из ненужного» позволяет осуществлять тесную связь этического, эстетического, трудового и экологического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Цель проекта:

Научиться сортировать бытовые отходы; определить, как можно использовать бытовые отходы второй раз, проследить путь бытовых отходов.

Задачи исследования:

1. Выяснить влияние отходов на окружающую среду;

2.Доказать, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;

3. Выявить основные способы утилизации бытового мусора в городе, перспективы решения этой проблемы

4. Узнать мнение жителей нашего района о способах утилизации отходов и практичности раздельной сортировки мусора

5. Раскрыть сущность понятия «отходы и вторсырьё» (пластик, разнообразные упаковки, детали бытовой техники и пр ).

6. Подвести детей к самостоятельному пониманию того, что из вторсырья можно изготовить нужные, функциональные и практичные вещи.

7. Формировать на доступном уровне нравственные качества детей: желание и умения сохранить окружающий мир природы.

8. Способствовать формированию детского чувства ответственности за состояние окружающей среды.

9. Экологизировать различные виды деятельности воспитанников (условия для самостоятельных игр с бросовым материалом, использование бросового материала в игровой и непосредственной образовательной деятельности).

Деятельность в рамках проекта

Работа с детьми с 4 до 5 лет

1. Знакомство со свойствами и качествами материалов (пластмасса); сравнение со свойствами и качествами знакомых материалов - бумага, дерево.

2. Создание мини-музея «Чудеса из фантиков».

3. Обучение сортировке мусора (бумага; пластиковые предметы).

4. Овладение способами изготовления и использования кукол из пластмассы для детской театральной деятельности.

Тема и содержание мероприятий

Срок исполнения

1

«Откуда пластмасса пришла?» (свойства и качества материала, сравнение с бумагой):

  • беседы с детьми (есть ли мусор из пластмассы у меня дома);

  • наблюдения и экскурсии по району;

  • ведение журнала наблюдений.

сентябрь-ноябрь

2

Создание мини-музея в группе «Чудеса из фантиков»

  • консультации с родителями о способах исследований, вместе с детьми;

  • беседы с детьми о создании значении музея в группе;

  • семинар - практикум с родителями («Мини музей в детском саду»);

  • совместные экскурсии в музей;

  • рассматривание экспонатов в музее;

  • сбор экспонатов для музея фантиков;

  • экскурсии для детей детского сада.

декабрь

3

Обучение сортировке мусора

(в рамках проведения мероприятий установка на территории детского сада контейнеров для раздельного сбора мусора).

январь-февраль

4

Бумажное театральное представление (в рамках театральной недели в детском саду):

определение вида театра для театрального представления в детском саду;

консультации с родителями «Куклы из фантиков» (по виду театра);

изготовление кукол для театрального представления родителями и детьми «Сказочный театр » .

март - апрель

5

Подведение итогов проекта - есть ли вторая жизнь у фантика?

(в рамках итогового мероприятия - отчет и презентация)

май

Работа с детьми с 5 до 6 лет


  1. Продолжать расширять представления детей о свойствах и качествах материалов (пластмасса, дерево, бумага).

  2. Прослеживание пути превращения дерева в бумагу.

  3. Обучение сортировке мусора.

  4. Овладение способами изготовления предметов для игровой деятельности из папье-маше.

Тема и содержание мероприятий

Срок исполнения

1

Сравнительное исследование - дерево, бумага и пластмасса. Исследовательский детский проект «Нужное из ненужного»

Экскурсии, наблюдения в природе о необходимости сортировки мусора, бережного отношения к деревьям.

Сортировка мусора.

сентябрь-ноябрь

2

«Нужное из ненужного для здорового образа жизни» (создание вместе с родителями пособий из бросового материала для проведения упражнений по профилактике нарушений осанки и плоскостопия).

Семинар - практикум с родителями («Мини музей в детском саду»);

совместные экскурсии в музей;

рассматривание экспонатов в музее;

сбор экспонатов для музея фантиков.

декабрь- январь

3

Создание мини-музея «Бумажный мир»

Исследовательские детские проекты (плетение из бумаги, оригами, поделки из модулей).

Проведение экскурсий для детей всех возрастных групп.

февраль

4

Театральное шествие «Куклы из фантиков» (в рамках подготовки и проведения театральной недели в детском саду):

определение вида театра для театрального представления в детском саду;

изготовление кукол для театрального представления родителями и детьми «Сказочный театр».

Театральное представление.

март- апрель

5

Подведение итогов проекта.

Выставка «Вторая жизнь ненужных материалов» - работа мини- музеев («Бумажный мир»).

май

Работа с детьми с 6 до 7 лет

  1. Продолжать расширять представления детей о свойствах и качествах материалов (пластмасса, дерево, бумага, стекло, металл).

  2. Продолжать формировать потребность сортировать мусор.

  3. Развитие навыков общения со взрослыми по теме проекта.

  4. Продолжать формировать представления об охране окружающей среды и необходимости вторичной переработки мусора для ее сохранения.

Тема и содержание мероприятий

Срок исполнения

1

Детский исследовательский проект «Нужное из ненужного».

сбор макулатуры, фантиков с определением цели сбора и отслеживания результата сбора - куда направляется собранная бумага.

Сортировки мусора.

сентябрь-ноябрь

2

Детский мини-музей « Королевство волшебных фантиков»

Консультация для родителей « Как можно использовать бросовый материал с пользой»

Изготовление поделок из фантиков и бумаги

Создание кукольного театра из бросового материала

Показ кукольного спектакля для малышей.

декабрь-март

3

Проведение конкурса «Бумажная шляпа»

апрель

4

Подведение итогов проекта.

Выставка «Вторая жизнь ненужных материалов» - работа мини- музеев («Бумажный мир»).

май

Перспектива проекта:

При удачной реализации проекта «Нужное из ненужного», предполагается тиражирование его методов в других дошкольных учреждениях.

Проведение семинаров для тех, кто захочет заняться подобной деятельностью.

Проведение развлечения.

Ожидаемые результаты:

- улучшение экологической обстановки, сокращение количества мусора на свалках;

- развитие гражданских инициатив и активизация участия населения в обсуждении вопросов экологии.

-воспитание у детей и взрослых потребности жить в красоте и чистоте.

Список литературы:

1. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011.

2. «Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность» / Рыжова Н.А. - Учебно- методический комплект: книга +CD диск, Москва, Линка- Пресс, 2009 год.

3. «Дошкольное воспитание», №3, 1999 год.

4. Список сайтов: Stroimnavek.ru, Detpodelki.ru, Detskayapodelka.ru, Detsad-kitti.ru, Chudopredki.ru.

Проект Нужное из ненужногоПроект Нужное из ненужного

© 2010-2022