Консультация для родителей Традиционное воспитание детей в калмыцкой семье

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Консультация для родителей

Традиционное воспитание детей в калмыцкой семье



Воспитатель МКДОУ № 21

Нерюпова Е.В

Элиста, 2013

Традиционное воспитание у калмыков, как у многих других народов, высоко копировалось, прежде всего, потому, что основывались на духовности. Такие понятия, как «буйн болх» и противоположны «килнц болх» были главными критериями поведения. Они закладывались в сознание с самого раннего детства, как механизм самоконтроля, что в свою очередь составляет главный принцип буддийской философии. Культ предков имел важное значение в калмыцкой семье. Ребенку с самого раннего возраста прививалось бережное отношение к своим корням. Формировалось глубокое знание своей родословной. Фактически не имея за спиной никого научного багажа, наши предки носили богатейшие знания в области воспитания подрастающего поколения, именно потому, что учителем была сама Природа, со всеми своими мудрыми и вечными законами. Из поколения в поколение передавалось, что знание своих корней, бережное их сохранение является спасением любого этноса. Любой этнос сохраняет себя благодаря своей собственной традиционной культуре воспитания - народной педагогике.

Большое значение имеет устное народное творчество. Например, калмыцкие пословицы устанавливают нравственное кредо настоящего мужчины «Залу кун ичхн орнд, зандн модн хуhрта» (Чем мужчине стыдиться, пусть лучше сандальное дерево переломиться). Высоко поэтическая характеристика у калмыка: «Цецн күүкн» (Мудрая девушка), «Ухата бер» (умная сноха), в народных сказках отмечает черты личности женщины.

Общение и связь с родителями, бабушками и дедушками - это взято из народной педагогики, как планировать работу по разделу?

Принципы:

  1. Изучение местных условий, особенности условия воспитательных возможностей (семьи детей),

  2. Четкое определение конечных целей воспитания и обучения и воспитательных задач.

  3. Отбор учебно-воспитательной литературы (например, из программы воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильева)

  4. Изучение и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В народной педагогике, по Г.Н. Волкову важно учитывать взаимодействие:

- без памяти нет традиции;

-без традиций нет культуры;

- без культуры нет воспитания;

-без воспитания нет духовности;

- без духовности нет личности;

- без личности нет народа.

Формирование личности определяет семья. Быть родителем, воспитывать детей можно только через семью. Любовь к детям - первая ценность. Ценность - это оценка того, что можно измерить. О дифференциации воспитании мальчиков и девочек на народных традициях. Как и другие народы, калмыки с раннего возраста формировали у детей сознание половой идентичности. Рождение девочки - увеличение богатства семьи (у Эрдниева). До 3х лет воспитанием ребенка занималась мать;

После 3 лет девочка остается с матерью, а сын с отцом. Исстари у калмыков девочки в семье пользовались особым статусом. Их любили и баловали, культивировали в них нежность, заботливость, красотку ума и тела.

Деда и отцы внушали и личным примером воспитывали мальчиков. Согласно представлением калмыков, настоящий мужчина должен быть мужествен, проявлять нужный момент силу воли, презрение к смерти, воинскую доблесть, непримиримость к врагу, глубоко почитать заветы дружбы, обладать чувством собственного достоинства, быть гордым, беречь честь семьи, рода племени.

Социальный статус каждого члена семьи - иерархия в калмыцкой семье. Каждый член семьи имел определенное место, четко определялись старшие и младшие. Во главе рода у калмыков могла быть женщина в отличии от других народов. У нас женщина может посещать хурул и молиться. У нас всегда приветствовали старших. Младшие не садятся со взрослыми за стол.

Особое отношение к матери и отцу. Акцентировались важные качества мужчины: примерного семьянина, отца, мужа и сына. Он должен был уважать и соблюдать обычаи и нравы своего народа, строго соблюдать законы, ценить человеческую жизнь.

Главным для женщин были семья, дети и их воспитание. Женщина мудра и скромна, терпелива и предана, трудолюбива, рукодельница - мастерица, музыкальна.

Родственные отношения. Каждый имеет статус - бааж, аак.

Особо почитаема линия - женская.

Приобщение детей к труду. Все начиналось с семьи (рукоделие у девочки, владение народными ремеслами у мальчиков).

В каждой калмыцкой семье девочка играла на домбре. Это была норма (у Житецкого). Для калмыков это было основным показателем.

Традиции своего народа:

1.знание фольклора;

2.знание народного этикета;

3.нормы правила поведения в общественных местах;

4.знание родного края.

Обращение в семье было на «вы». Вседозволенность ребенка была только в рамках семьи. Ребенок знал правила гостеприимства.

Для калмыков эти критерии формируют этнос.

Исследование проведено Позднеевым.

У каждого ребенка был амулет. Было двойное имя в - наречие - в хуруле и в семье. Доминирующим было то имя, которое давалось в семье. (имя- така).

Колыбель не должна быть пустой (нож, ножницы).

Посвящение детей в юношей и девушек. Девочка в подростковом возрасте могла наряжаться - бешмет, шапка;

Юноши могли пользоваться нагайкой. Специально выделялось время для гуляний в юношеском возрасте: ходить на массовые гуляния.

Особенности между членами семьи. Девочка в дошкольном возрасте - помощница, подростковый возраст - самообслуживание и самостоятельная работа на дому;

Юношеский возраст - владение видами ремесла. Дети могли владеть 5 - 6 видами ремесел.

Исследование Паласса.

Дети были физически закаленными, крепкими, т.к детей закаляли с рождения: босохождение, больше времени проводили на воздухе, легкая одежда до самых морозов.

Всю работу по дому женщина выполняла с прилежанием. Показателем хозяйки являлось убранство в доме, порядок и положение женщины в семье. Калмыцкая кибитка всегда была открыта. Женщина встречает и угощает. Домашнюю работу выполнял и мужчина: в ремонте, в тяжелом производстве (кормление и уход скота, выделка овчины), участвовал и при родах.

Исследование У. Душана (астраханский врач, калмык)

«Вредные обычаи и суеверие у калмыков и борьба с ними».

Особенности: отсутствие детей являлось большим наказанием, калмыки очень редко наказывали детей, особенно девочек. Терпимо относились к капризам, детям всегда дарили подарки при рождении, которые укрепляли его статус - овцу, жеребенка, лошадь. В каждой семье для детей изготавливались специальные предметы, предназначенные для коллективного труда, т.е уменьшенные предметы. Одним из воспитывающих элементов личности в калмыцкой народной педагогике были табу(запреты). Существовал целый цикл запретов, касающихся только повседневной жизни детей: к примеру, строго запрещалось: закладывать руки за спину, обхватывать руками колено, складывать руки на животе, груди, ходить на пятках, обхватывать подборок, щеки, свистеть, хлопать дверью, петь после того как лег спать в кровать, беспричинно плакать, кидать расческу, вмешиваться в разговор и дела старших, проявлять излишнее любопытство. При помощи запретов определялось бытовая специальная жизнь людей, поддерживалась необходимая дисциплина среди детей, порядок в семье.

Т.е калмыцкая этнопедагогика основывается на представление нашего народа об идеале совершенного человека, определяет цель воспитания. Родное слово - бог и царь народной педагогики. Выразительные словесные средства обучения и воспитания: пословицы, поговорки, сказки, легенды - неисчерпаемы как народная мудрость и духовность.

Использованная литература:



© 2010-2022